Учитель: Петрушина Е.П. Класс:8
Предмет: Алгебра Дата: № урока:
Тема урока: Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
Цели урока: Познакомить учащихся с правилом умножения дробей, нахождения степени рациональных дробей. Умение выполнять указанные действия. Развитие кругозора, мышления, любознательности, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики. Воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя. А начать наш урок я хотела бы с выяснения вопроса: встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом «степень»? Давайте приведем примеры словосочетаний из жизни, в которых оно используется, и попытаемся с их помощью разобраться, что же в жизни означает слово «степень».
Каким же близким по смыслу словом можно заменить слово “степень”?
А где мы можем уточнить его значение?
(в толковом словаре)
- Степень – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь.
- Слово “степень” находит широкое применение и в математике.
III. Актуализация опорных знаний
Сформулируйте правило умножения дроби на дробь.
Чтобы умножить дробь на дробь, надо:
1. найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;
2. первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
При умножении и трёх и более дробей:
1.Удобнее сначала в числителе записать произведение всех числителей, в знаменателе – произведение всех знаменателей.
2.Сократить получившуюся дробь.
3.Выполнить умножение оставшихся множителей.
4.Если надо, выделить целую часть.
И соберём по капельке всё, что учили по теме: «Степень» в младших классах.
1. Дайте определение степени с натуральным показателем. (Степенью числа, а с натуральным показателем п, большим 1, называется произведение п множителей, каждый из которых равен а.)
2. Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)
3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем)
4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)
5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)
6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем? (При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число).
Вычисли устно.
0,32 (- 2)3 (- 0,2)1 – 92 (- 10)2∙260 – 42 + 42 26
460 52 43 (32)2
IV. Сообщение темы и цели урока
V. Работа по теме
Эти же правила выполняются и при умножении алгебраических дробей.
Повторим свойства степеней.
am an=аm+n
аm/аn=аm-n
(аn)m=аnm
(ab)n= аnbn
(a/b)n=an/bn
Историческая пауза.
Первыми в списке арифметических действий идут сложение, вычитание, умножение и деление. Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степеней встречаются в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья.
Своеобразно описывает первые натуральные степени чисел Диофант Александрийский в своей знаменитой «Арифметике»:
«Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато - квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато - кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо - кубы — от умножения кубов самих на себя».
Решить №144, 146(1-5), 158(1, 2) № 153, 155(4, 5, 6), 177(2, 3).
Вычислите устно:
VI. Итог урока
Решить № 147(1-3), № 156(1, 3).
VII. Домашнее задание (Рефлексия)
· Трудным ли для тебя был материал урока?
· На каком из этапов урока было труднее всего, легче всего?
· Что нового ты узнал на уроке? Чему научился?
Выучить правило п.5, решить № 154, 156(2, 4), № 145, 147(4-6).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.