Разработка урока по теме
«Задачи на части».
Работаю по ФГОС ООО.
5 класс. Учебник «Математика 5». Авторы: С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Тема урока: «Задачи на части».
Тип урока: систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет ресурсов.
Цель урока:
· ученик научится решать задачи на части.
· Осознавать важность данной темы для дальнейшего изучения предмета.
· развить способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Задачи урока:
· вспомнить алгоритм решения задач на «части».
· актуализировать ранее полученные знания по законам математике переместительному, сочетательному, распределительному.
· решение задач на «части» по схемам.
· повторить правила работы в группах и в парах.
· воспитание активности, самостоятельности ,трудолюбия.
· воспитание культуры общения, чувства коллективизма.
· воспитание сознательного усвоения дисциплины.
· умение выделять главное, анализировать, обобщать ,делать выводы и сравнивать.
Планируемые результаты:
Предметные:
· закрепить знания по теме «Задачи на части».
· отрабатывать умение решать задачи на «части».
· применять полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· уметь определять цель и задачи учебной деятельности.
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
· оценивать правильность выполнения действий на уроке адекватной оценки.
Коммуникативные УУД:
· инициативное сотрудничество в группе, парах.
· Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
· планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД:
· осуществлять поиск нужной информации , используя предоставленные источники.
· осуществлять анализ объекта.
· делать выводы , строить логически обоснованные рассуждения.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочный лист, рабочий лист (листы с задачами, схемы), задания по группам, пазлы с теорией.
Ресурсы:
Презентация. «Задачи на части», физминутка.
1) Организационный этап.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя. Вот и я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день».Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается помашут мне рукой.
· Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение.
· Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной.
· Добрый день всем, кто родился летом или осенью.
Учитель обращает внимание на оценочные листы, поясняет их заполнение , каждый из учащихся должен оценить свою работу на уроке (после каждого этапа урока).
Оценочный лист
Класс-5б
Тема: «Задачи на части»
Фамилия учащегося:
Критерии оценки |
Оцениваю себя сам |
Оценка товарища |
Устный счёт |
|
|
Активно работал в паре |
|
|
Работа с теорией(пазлы) |
|
|
Активно работал в группе |
|
|
1. Выполнял свои обязанности |
|
|
2. Соблюдал культуру общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) |
||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
На экране слайд №1, эпиграф к уроку.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: учащиеся будут уметь проводить самооценку уровня усвоения основных теоретических положений и умения их применять к решению «задач на части», как следствие – создание мотивации на урок.
Сначала узнаем тему и сформулируем цели урока.Итак, тему нашего урока вы узнаете, после того как отгадаете шараду (слайд №2)
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёй живем.
(дача)
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(задача)
И так первое слово известно «ЗАДАЧА».
Вычислите, используя, свойства сложения и умножения и расположите ответы в порядке убывания (слайд №3)
Слайд №4
Итак, второе слово «ЧАСТИ»-правильно,
А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Итак, тема сегодняшнего урока: “Задачи на части”(слайд №5)
Каковы цели нашего урока, задачи? Учитель выслушивает ребят, подводят итоги(слайд №6-8). На каждом этапе урока ребята заполняют оценочный лист.
3) Актуализация знаний.
Цель: : учащиеся будут уметь взаимооценивать правильность применения алгоритма решения задач на части, получат возможность выявлять пробелы, оказывать взаимопомощь, выстраивать личный образовательный вектор на урок, развить познавательную активность.
Продолжим решать устно. Рассмотрим задачи, в которых явно упоминаются части некоторой величины:
1. Масса одной части ягод 12 кг. Какова масса трех частей?
2. Масса трех частей ягод 15 кг. Как узнать какова масса одной части?
3. Алгоритм решения задач на части?Работа с теоретическим материалом. Знание и понимание понятийного аппарата. Ученикам предлагается собрать пазл, содержащий ответ на один из вопросов:
-сформулируйте переместительный закон сложения?
-сформулируйте сочетательный закон сложения?
- сформулируйте распределительный закон?
-какие числа называют натуральными?
-алгоритм решения задач на «части».
Правильность собранного пазла проверяют в ходе обсуждения (слайд №9-13). Заполняют строку в листе самооценки. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». И нам с вами предстоит сейчас придумать задачу по предложенной схеме, а затем сделать вывод о том с какими задачами мы будем работать.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Цель: подготовка учащихся к обобщенной деятельности, ученик получит возможность совершенствовать навык решения задач на части, развить умение общаться, сотрудничать со сверстниками, оценивать свою работу в группе.
У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Работаете в парах.
1. Придумайте и решите задачу с помощью схемы. Решение:
I полка
150 книг
II полка
2. Для новогодних подарков были куплены шоколадные конфеты и карамель - всего 20 кг. Сколько было куплено конфет того и другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет?
Чертеж:
Решение:_____________________________
3 Ореховый торт
Сахар – 10 частей, Чертеж:
Грецких орехов – 6 частей; Решение :
Мука – 7 частей;
Сливочного масла – 4 части;
Сливки – 3 части. Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600 грамм?
Проверяется решение (заранее приготовленное на доске) и заполняется оценочный лист.
5. Релаксирующая деятельность.
Цель: снять напряжение ,предупреждение нарушения осанки, профилактика заболеваний.
«Физкультминутка».
6) Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: инициативное сотрудничество в группе, парах. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, планирование учебного сотрудничества.
Сегодня мы будем с вами работать в группах . Поэтому давайте вспомним правила работы в группе.(слайд №14-15).
Скажите , кого ,вы видите на картинках?
( Повар, строитель, лаборант, доктор, вареньевар).
Как вы думаете, нужно ли людям этих профессий уметь решать задачи на части? Заслушиваем ответы учащихся.
Сегодня у нас 5 групп: повара, вареньевары, лаборанты, строители, доктора .Задача каждой группы: у вас на столе лежат листы а-3 и фломастеры, сейчас каждая группа получит задачу, и вы должны ее решить каждый в своей тетради и затем оформить ее вместе на листе а-3 и представить классу, также на обратной стороне листа записать план (алгоритм) решения вашей задачи. На работу дается 6 минут. (слайд №16-20). Результаты работы заносятся в оценочный лист.
7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель : ученик получит возможность выявить уровень умения решать задачи на части, а также умения оценивать себя, воспитывать культуру коллективной работы.
Затем каждая группа должна защитить свою работу, показать умение решать задачи на части, умение творчески подходить к оформлению работы.(слайд №18).Молодцы! Каждая группа справилась, как смогла. Давайте подведём итоги. Зачем же нам уметь решать задачи на части? Учитель внимательно слушает суждения ребят. В оценочном листе вы должны посчитать кол-во «+», если у вас 5-6= «5» 4-3 = «4», 2-1 = «3». После урока подойдите с оценочными листами ко мне, и мы выставим отметки.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: научить учащихся:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
адекватно определить уровень усвоения материала;
оценивать результаты учебной деятельности.
Учитель выслушивает учащихся, подводится итог.
8)Домашнее задание
Цель: продлить творческий «порыв» учащихся.
Творческая работа. Придумать задачу (рецепт) напитка и на листе А4 красочно оформить, можно снять видео ролик приготовления этого напитка.Из всех ваших задач создадим сборник задач(творческий проект)..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.