«ЗАКОН и ПРАВОПОРЯДОК»
Цели: ознакомить воспитанников с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества, воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово
Всем известно, что человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии «Закон и правопорядок».
Наши докладчики познакомят вас с такими понятиями как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, а так же ознакомят с содержанием некоторых статей Кодекса РФ о наиболее часто встречающихся правонарушениях подростков.
II. Выступление докладчиков
Из доклада №1. «Мораль и аморальные поступки»
Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».
Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению. Некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.
- Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.
Воспитанники говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов, в лифтах и так далее.
- Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.
Из доклада №2. «Закон есть закон».
Закон – нормативны акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека. За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированиы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательству и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вы все, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
III. Работа с памяткой.
Воспитатель раздает таблицу-памятку «Ответственность за нарушение общественного порядка» (см.приложение) воспитанники внимательно читают ее и анализируют. Работа проводится коллективно.
IV. Беседа по теме занятия
- А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой незамечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.
Учащиеся поднимают руки и оказывается, что почти все они «виновны».
- Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы невинные шалости на дорогах.
Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что «невинные шалости» на дорогах могут привести к травмированию беспечного пешехода, к образованию аварийной ситуации, к дорожно-транспортному происшествию.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов? Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, представьте следующую ситуацию. Завтра – контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной работы он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тот час отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. А ведт каждый такой выезд обходится государству в 23 тыс. рублей. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей? И вот служебная собака в течение 2-3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые готовы грудью защищать детей. И, наверное, видя все это, Вася и сам уже жалеет, о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит: «Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий – наказывается штрафом, либо исправительные работы на срок от одного до двух лет, либо лишение свободы на срок до 3-х лет».
- Конечно, платить за Васину глупость придется его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.
- А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из ни х от 60 до 80 – сообщения о «заминировании» учебных заведений. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. Государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту глупости.
- Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит средний город на проверку 200 подобных звонков каждый год.
Учащиеся производят расчет: 23 000 руб. 200 = 4 600 000 руб. = 5 млн. руб.
- Не слишком ли дорогое «удовольствие»?
V. Слово учителя.
Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия.
Мы с вами подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей и так далее. А ведь все эти деньги могли быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов, бассейнов и так далее.
Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.
VI. Подведение итогов.
- Так что же выбираете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон и порядок.
- Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций – закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.
Ответственность за нарушение общественного порядка.
Статья
|
Нарушение |
Наказание |
20.1 |
Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)
|
Штраф 5 – 15 МРОТ или арест до 15 суток. |
40.4 |
Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте).
|
Штраф 5–15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15 – 20 МРОТ. |
20.20 |
Распитие спиртных напитков в общественных местах. |
Штраф 3 – 5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)
|
20.20 |
Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах.
|
Штраф 10 – 15 МРОТ. |
20.21 |
Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
|
Штраф 1 – 5 МРОТ или арест до 15 суток. |
Примечание: Для расчета штрафов: 1МРОТ = 10 руб.
(МРОТ – минимальный размер оплаты труда)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.