разработка занятия "Закон и правопорядок"

  • doc
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Закон и правопорядок.doc

 

 «ЗАКОН и ПРАВОПОРЯДОК»

 

 

Цели: ознакомить воспитанников с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества, воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону.

 

Ход   мероприятия

 

1. Вступительное слово

         Всем известно, что человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране?  Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии «Закон и правопорядок».

         Наши докладчики познакомят вас с такими понятиями как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, а так же ознакомят с содержанием некоторых статей Кодекса РФ о наиболее часто встречающихся правонарушениях подростков.

 

II. Выступление докладчиков

         Из доклада №1. «Мораль и аморальные поступки»

         Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

         Выполнение правил морали привело бы к  бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению. Некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

        - Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

         Воспитанники говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов, в лифтах и так далее.

        - Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

 

 

 

 

         Из доклада №2. «Закон есть закон».

         Закон – нормативны акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила  поведения человека. За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированиы как правонарушение или как преступление.

         Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательству и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.

         Вы все, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

III. Работа  с  памяткой.

Воспитатель раздает таблицу-памятку «Ответственность за нарушение общественного порядка» (см.приложение) воспитанники внимательно читают ее и анализируют. Работа проводится коллективно.

 

IV. Беседа по теме занятия

         - А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой незамечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.

         Учащиеся поднимают руки и оказывается, что почти все они «виновны».

         - Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы невинные шалости на дорогах.

         Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что «невинные шалости» на дорогах могут привести к травмированию беспечного пешехода, к образованию аварийной ситуации, к дорожно-транспортному происшествию.

         - Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов?  Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, представьте следующую ситуацию. Завтра – контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться. Что же делать?  И Вася придумал. Рано утром в день контрольной работы он позвонил по  телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тот час отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. А ведт каждый такой выезд обходится государству в 23 тыс. рублей.  Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей? И вот служебная собака в течение 2-3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые готовы грудью защищать детей. И, наверное, видя все это, Вася и сам уже жалеет, о своем глупом поступке.  Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.

         Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит: «Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий – наказывается штрафом, либо исправительные работы на срок от одного до двух лет, либо лишение свободы на срок до 3-х лет».

         - Конечно, платить за Васину глупость придется его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.

        - А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из ни х от 60 до 80 – сообщения о «заминировании» учебных заведений. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. Государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту глупости.

        - Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит средний город на проверку  200 подобных звонков каждый год.

         Учащиеся производят расчет: 23 000 руб.   200 = 4 600 000 руб. = 5 млн. руб.

        - Не слишком ли дорогое «удовольствие»?

 

V.  Слово учителя.

         Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия.

         Мы с вами  подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония.  Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников,  тюрем, лагерей и так далее. А ведь все эти деньги могли быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов, бассейнов и так далее.

         Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.

       

VI. Подведение итогов.

        - Так что же выбираете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?

         Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон и порядок.

        - Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций – закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

 

 

Ответственность за нарушение общественного порядка.

 

 

Статья

 

Нарушение

Наказание

 

20.1

 

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

 

 

 

Штраф 5 – 15 МРОТ  или арест до 15 суток.

 

40.4

 

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте).

 

 

Штраф 5–15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15 – 20 МРОТ.

 

20.20

 

Распитие спиртных напитков в общественных местах.

 

Штраф 3 – 5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием  этилового спирта 12%)

 

 

20.20

 

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах.

 

 

 

Штраф 10 – 15 МРОТ.

 

20.21

 

Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

 

 

Штраф 1 – 5 МРОТ или арест до 15 суток.

 

Примечание: Для расчета штрафов: 1МРОТ = 10 руб.

(МРОТ – минимальный размер оплаты труда)