Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Оценка 4.8

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
05.09.2017
Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Материал содержит разработку дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц», к уроку разработана презентация "О. сколько нам мгновений чудных...", опубликованная на образовательном портале для педагогов "Знанио". Разработка содержит вспомогательную таблицу-памятку, необходимую для выполнения заданий по данной теме.Разработка дистанционного урока по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
1. Разработка урока.docx
Гласные О/Е/Ё после шипящих и Ц. 1. Орг. момент.  Здравствуйте! Давайте знакомиться. Зовут меня Инга Борисовна. Я учитель русского языка и литературы. В прошлом веке меня бы гордо именовали учителем российской словесности. Я очень люблю свою профессию, потому что помогаю людям овладеть замечательным, удивительным русским языком, помогаю овладеть секретами русской орфографии, правильной речи, найти ответы на все почему и как. Как пишется слово? Слитно или раздельно пишется частица не? Сколько нн написать в слове?  Одинаково или по­разному следует писать слова  грош_выи  и деш_выи? Сколько проблем  приходится  решать  ежедневно?  А почему? Потому что в словах русского языка   много ошибкоопасных мест, орфограмм, где так и хочется   написать   не   ту   букву,   которую   мы   слышим.   Поэтому   девизом   нашего урока   я   объявляю   слова   «Грамоте   –   почЕт!»   Посмотрите   на   наш   девиз. Догадались, что мы сегодня будем повторять?   Правильно. Наш урок посвящен теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц». 2. Запишите число. Сегодня  Тридцатое ноября.  Классная работа.        Тема урока: «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».  3. Какие цели сегодня стоят перед нами?  Конечно, вспомнить правила  написания букв О­Е­Ё после шипящих и Ц, систематизировать и закрепить их,  потренироваться в написании слов с этой орфограммой. 4. Вспомнив правила написания букв о/е/е, мы заполним табличку, которая поможет сделать вашу письменную речь правильной. 5. Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока «Одинаково или по­ разному следует писать слова грош. выи и деш. выи?» Кто­то из вас ответит: «Да, потому что в обоих словах буква стоит под ударением и после одной и той же шипящей». Кто­то с этим не согласится. ( Высветить правильное написание слов грошовый и дешевый). Только ли ударение  является главным условием выбора буквы? Мы  видим, что это не так. Наш русский язык  строится по очень строгим, но правильным законам. Попробуем познакомиться с ними.  6. Каждый из вас хоть один раз в жизни придумывал новое слово. Обычно этим   занимаются   дети,   называют   машину   бибикой,   собаку   –   авкой.   Но придумывают новые слова не только дети, но и некоторые взрослые, поэты, ученые. Особенно участилось это явление в самом начале 20 века,   кто­то стремился   создать   новый   революционный   язык,   кто­то   создавал   в   своем воображении   необыкновенные   образы.   А   вот   языковед,   академик   Лев Владимирович Щерба придумал для своих студентов великолепную фразу. А вот с какой целью он сочинил свою фразу, мы с вами посмотрим. Глокая куздра  штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Поняли что­нибудь? Или смеетесь? Вроде бы ничего не понятно, а между тем можно разобраться,  о чем идет здесь речь. Куздра – это какое­то существо, может кошка, может собака, она глокая – добрая, злая, а может глупая, как­то очень штеко – больно, случайно  что сделала? Будланула, может толкнула, клюнула. Бокра – это тоже какое­то существо. И не только бокра, но и бокренка, бокренок похоже на теленок, котенок. И вот эта куздра курдячит бокренка, может лижет, может гладит, непонятно, но какое­то действие происходит. И вот единственно знакомое слово – это союз и, который Щерба   ничем   заменить   не   смог,   так   как   без   него   было   бы   не   связать   части предложения. Что же нам помогло выяснить, о чем идет речь? Вот   те самые кирпичики, которые Л.В.Щерба использовал при создании этого предложения,  и есть   строительный   материал   нашего   языка,   который   помогает     отвечать   на вопросы, которые перед  нами возникают. Итак,  глокая – какая – прилагательное с окончанием ая, куздра – существительное женского рода с окончанием а, штеко – похоже на наречие, у наречия нет окончания, поэтому о – суффикс, что сделала будланула.   В   этом   слове   два   глагольных   суффикса   ну   –   который   обозначает мгновенное   действие   и   суффикс   прошедшего   времени   л.   Бокра   –   это   тоже существительное,   похожее   на   бобер   в   родительном   падеже   с   окончанием   а существительных 2 склонения. Курдячит – это глагол, на что указывает яркое глагольное окончание, бокренка – существительное с суффиксом енк, с помощью которого в русском языке образуют слова, называющие  детенышей.    Для чего Щерба выдумал для своих студентов такое предложение. А чтобы доказать, что наш язык строится по очень строгим, но правильным законам. А строительные кирпичики, из которых получаются слова, называются морфемами. Это приставка, корень, суффикс и окончание.   7. Из каких же кирпичиков­морфем состоят наши слова грошовый и дешевый. Давайте разберем эти слова по составу. (Тикают часы, звенит звонок). грошовый           дешевый Итак, структурный состав этих слов, как видите, разный. В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно это и будет влиять на выбор написания. Значит, не только ударение влияет на выбор гласной после шипящей, но и то, в какой части слова находится орфограмма. – А к какой части речи мы отнесем эти слова? (К   прилагательным,   они   обозначают   признак   предмета   и   отвечают   на вопрос к а к о й?)  8. Давайте остановимся на слове грошовый, где орфограмма находится в суффиксе,  и подберем слова других частей речи, существительные, наречия, где орфограмма также находится в суффиксе. Подобрали? Я тоже предложу вам несколько слов.  Песоч.к,  ключ.вая,  снеж.к,   еж.вый,  певуч.,  горяч..  Вставьте   пропущенные   буквы.   Поставьте   в   словах   ударение.   Какую закономерность вы обнаружили? Вывод:   В   суффиксах   имен   существительных,   имен   прилагательных, наречий под ударением пишется О, без ударения Е.  (Исключение – наречие еще). 9. Я   предложу   вам   еще   несколько   слов.   Заметили?   Это   имена существительные и прилагательные, но орфограмма теперь находится в окончании.  Вставьте пропущенные буквы,  поставьте ударение. Что мы видим? Туч.й, рыж.го,  кирпич.м,  в больш.м,   Вывод.   В   окончаниях   имен   существительных,   имен   прилагательных, (наречие окончания не имеет) как и в суффиксах  под ударением пишется О, без ударения Е.   10. А теперь вернемся к слову дешевый.  Структурный анализ этого слова показал, что гласная е после шипящей находится в корне. Давайте запишем похожие слова: ш. лк, ч. лка, ш. рох,  беч .вка, пощ.чина, ш.пот,  маж.рный, трущ.ба. Вставьте   пропущенные     буквы,   поставьте   в   словах   ударение.   в   какой   части   слова   находится   пропущенная   буква. Определите,   Одинаковы ли здесь условия выбора написаний? В этих словах гласные после шипящих находятся в корнях слов. Но в одних словах под ударением е, а в других о.  Нет, эти случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте изменить (или подобрать однокоренные) слова так, чтобы буквы после шипящих оказались в безударном   положении  (ш.   лк   –   шелковистый,   ч.   лка   –   чело,   ш.   рох – подобрать   нельзя,   шепот­шепчет,   пощечина­щека, мажорный ­ подобрать нельзя, трущоба ­ подобрать нельзя).   бечевка­бечева, – Слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово с е   являются исключением из общего правила. Что же произошло с гласными в словах ш. лк, ч. лка? Какую особенность вы здесь заметили? (Произошло чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой о или  ё чередуется со звуком [иэ].) – Действительно,   такие   корни   имеют   интересную   особенность,   в   них ударные гласные проверяются гласными в безударном положении. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным, обозначенным буквой е. – Итак,   мы   с   вами   рассмотрели   все   правила   на   материале   имени существительного, прилагательного, наречия. Представим их в виде таблицы, сформулируем обобщающее правило.  Буквы о ­ ё после шипящих. Ё­Е                        1. В корнях слов 1.пишется  ё  (хотя   слышится о), если есть однокоренные слова с е: бечёвка – бечева дешёвый – дешеветь пощечина – щека шепот ­ шепчет О 1.   пишется  о,   если   нельзя   подобрать однокоренных слов с е:              шов шорох                  трущоба вечор          чопорный изжога капюшон                  шорты крыжовник                шомпол обжора                    шорник трещотка                    шок, шоковый чокнуться                   мажорный чащоба                   шоры  2. В окончаниях существительных и прилагательных Без ударения: Под ударением: кирпичом                  в большом стажем хорошего тучей свечой                  чужом 3. В суффиксах существительных и прилагательных рыжего Без ударения: овражек песочек               ключевая грушевый Под ударением: снежок                 ежовый медвежонок              кумачовый (вода)                   4. В суффиксах наречий (на конце слова) Без ударения: певуче колюче Различай! (глагол) ожег руку поджег дом Исключение: еще Под ударением: горячо свежо Различай! (существительное)  ожог руки совершил поджог   Запомни беглое О в именах существительных и прилагательного:  кишок (кишки)смешон (смешной) ножон (ножны) 11. Поупражняемся? Выпишите слова с пропущенной орфограммой в две   колонки: в первую с буквой О, во вторую с буквой Е/Ё. 12.  Проверьте себя по ключу. Оцените свою работу по шкале. Каждый верный ответ – один балл. 30­32 балла – 5, 27­29 баллов – 4,  22­26 баллов – 3. 13.  Мы   с   вами   говорили   о   существительном,   прилагательном,   наречии.   А какую гласную писать после шипящих в окончаниях глаголов?  Печ.т, жж.т, сеч.т, береж.т Только Ёт, глагол окончания от не имеет. Рассмотрим все случаи, когда в слове после шипящих пишется Ё 14.                                                                  Всегда пиши Ё 1. В окончаниях глаголов 2. В суффиксах причастий 3.В отглагольных прилагательных  и существительных, производных от  глаголов 4.   В   существительных   с жжет бережет печет сечет испеченный освещенный тушеный – тушенка копченый – копченость ученый – учеба, ученость корчевать – корчевка ночевать – ночевка  сгустить ­ сгущенка стажер суффиксом ­ ёр 5. В глагольном суффиксе ­ ёвыва 6. В местоимении  в словах дирижер монтажер Выкорчевывать размежевывать (о) чем нипочем причем 14. Примечание: после Ц в словах любой части речи и в любой морфеме под ударением пиши О, без ударения Е: Облицевать ­ облицовка  Танцевать ­ танцор   Исключение: цокотуха цокот, цокольный 15.  Подведение итогов урока. Итак, давайте определим алгоритм  наших действий при работе с орфограммой о/е/ё после шипящих. Рефлексия 16. Дайте самооценку своим знаниям. Выбери предложение и продолжи его (СЛАЙД № 14): ­ я вспомнил… ­ я знал… ­ мне было интересно на уроке, потому что… Домашнее задание (СЛАЙД № 13) 17. Выполните дома тест. На моей электронной почте найдете ключ к этому  тесту для самопроверки. Вставьте пропущенные буквы или слова. ц___коль дома красна девиц___  мятая бумаж___нка пронырливый мальч___нка парч___вый наряд размеж___вка гряд Жж___нка делается из сахара. Береж___ного Бог бережёт. грязная спец___вка у больш___го дома дошлый мужич___нка еж___вые рукавицы холщ___вый мешок корч___вка пней копч___ная колбаса толч___ное стекло искаж___нный факт дириж___р в оркестре Машин ухаж___р горяч___ благодарить коммивояж___р выкорч___вывать пни перемеж___вывать бисером подтуш___вывать рисунки Печ___т солнце. Не береж___те вы себя! пришить к плащ___  грубая ош___бка разреж___нный воздух Он сеч___т крапиву. странная прич___да модный ж___рналист пораж___нный известиями насторож___нный зверь извращ___н воспитанием На ч___м зиждется ваша уверенность? Прич___м здесь я? ц___нковая стружка древняя ц___вилизация жёлтенький ц___плёнок Поч___м сыр в мышеловке? опасная бац___лла ц___ганский хор Ц___ц! Сейчас же замолчите! победившая революц___я Кальц___й полезен детям и щенкам. Вам свойственен скептиц___зм. Троиц___н день вязальные спиц___  куц___й хвост члены ж___ри брош___рное издание ш___пот листвы зелёный крыж___вник ч___порная матрона сж___г бумаги быть богач___м маленький светляч___к творительным падеж___м поэт­классиц___ст тигриц___н хвост свежие устриц___  забытые вещ___  хорошенькая параш___тистка ж___ванный лист аккуратная прич___ска профессия – ш___рник замучила изж___га затяжной прыж___к Купи творож___к. играть с мяч___м Не будь торгаш___м!

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».

Разработка дистанционного урока на тему «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017