Тема: Старинные и современные системы мер
Цель: познакомить со старинными мерами длины, с историей их
происхождения.
Задачи: способствовать формированию представлений о старинных
системах мер, развитию умения выражать одни единицы измерения величин
через другие;
учить выражать свои мысли полно и точно, высказывать свои предположения,
осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
воспитывать любовь к своему народу, его истории.
Оборудование: таблицы старинных мер, таблицы современных мер,
пословицы и поговорки, видео мультфильма 38 попугаев, презентация
старинных мер, сказочные задачи.
Ход занятия:
1.Организационный этап
Игра «Подари тепло другу»
Ученики сели за парты и потерли ладошки о ладошку. Один ученик
раскрывает ладони, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель
говорит: «Дети, посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши
ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Это тепло поможет вам
сегодня справиться с заданиями нашего занятия и поддержит тех товарищей,
которым понадобится наша помощь».
2.Подготовка к активной учебной познавательной деятельности
Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев».
Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к Обезьянке?
(Просмотр видео 1)
Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (о мерах длины)
Открывается тема занятия. (Старинные и современные системы мер).
Какие цели перед собой поставим? (познакомиться и применять на практике
полученные знания о старинных мерах длины, повторить современные меры
длины).
Что вы можете предложить Удаву для измерения его длины? (линейку,
метровую линейку, сантиметровую ленту) С помощью этих предметов мы измеряем длину Удава в современных
единицах длины.
Давайте вспомним эти величины (заполняем таблицу на доске).
1см=10мм
1дм=10см=100мм
1м=10дм=100см=1000мм
1км=1000м
3. Актуализация знаний
Объясните смысл пословиц и поговорок. (Можно разделить детей на команды
и провести в виде соревнования).
От горшка три вершка, а уже указчик.
Семь пядей во лбу.
Нос с локоть, а ум с ноготь.
На три аршина в землю видит.
Косая сажень в плечах.
От слова до дела целая верста.
Какие слова мы редко употребляем в современной речи? Подчеркните их.
Что эти слова обозначают? (Величины). Что измеряют эти величины? (длину).
Это старинные меры длины. Где мы их с вами встречали? (в пословицах и
поговорках, в сказках).
4. Изучение нового материала
В старину русские меры длины были основаны на размерах частей тела
человека.
Сейчас мы с вами разгадаем ребусы и познакомимся со старинными мерами
длины.
Презентация старинных мер длины (Приложение 1).
По ходу презентации каждый ученик заполняет таблицу: (можно пользоваться
форзацем тетради и демонстрировать на себе).
1 вершок
1 пядь
1 локоть
1 аршин
1 сажень
1 верста
4 см 5мм
18 см
44 см
71 см
2 м 10 см
1 км 67 м
На доске строится такая же таблица учителем.
Что в результате этой работы мы получили? (Таблицу старинных русских
мер длины). Физкультминутка
Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения и говорите в рифму
названия старинных мер длины.
Чтобы эрудитом стать
Надо термины все знать.
Все движенья повтори.
В рифму термин говори.
Прыжки на месте скок – поскок
Небольшой всегда вершок.
Конь бежит и слышен цокот
Необычный термин локоть.
Руки вверх, до гор вершин,
Больше локтя был аршин.
Раза три сильней присядь
И запомни слово пядь.
Бей в ладоши раз полста
Говорим сейчас верста.
Бегать, прыгать нам не лень
Слово старое сажень.
Спасибо математике за старую грамматику.
5. Работа в тетради (Дети работают в парах)
А) Попробуем применить наши знания на практике. Выполним практическую
работу в тетради №1. Сравним старинные величины между собой. Поможет
нам выполнить это задание форзац рабочей тетради.
Сажень > аршин вершок > дюйм
Локоть < ярд фут > пядь
Какие новые слова появились в этом задании? (ярд, фут)
Это английские меры длины. Они есть в таблице на форзаце тетради.
Б) Выражаем размеры в современных единицах длины (задание №2,
используем презентацию задачсказок, Приложение 2). После выполнения
задания можно предложить учащимся назвать литературные произведения и
их авторов.
В) Решаем задачи с современными единицами длины (Дети работают в
группах)
1. Хозяйка купила ковер прямоугольной формы. Длина ковра 3 м, а ширина –
2 м. Найдите периметр ковра.
2. Портниха решила сшить три костюма. Для пошива пиджака надо 3 м ткани,
а для пошива брюк – 2 м. Сколько всего ткани нужно купить портнихе. Физкультминутка (Просмотр видео 2)
3.Обезьянка прошла 5 км. Остановилась на обед. Потом продолжила путь.
Всего до встречи с Удавом ей пришлось пройти 8 км. Чему равна длина пути
Обезьянки после обеда?
4.Рост Попугая – 20 см, а Обезьяны в 5 раз больше, чем Попугая. Слон выше
Обезьяны в 3 раза. Найдите рост Слона.
6.Закрепление пройденного
Над какой темой мы работали?
Выполнили ли мы поставленные задачи?
Какие старинные русские меры длины вы запомнили? (Дети называют и
показывают на себе).
Какие английские старинные меры вы узнали? (Дети называют и показывают
на себе).
Почему эти меры исчезли? (Они были не совсем точными и не очень
удобными для измерения длины, а также в разных странах – разные).
Правильно. Применение самых разнообразных мер длины затрудняло
развитие науки, тормозило развитие производства, мешало установлению
торговых связей между странами. Поэтому назрела необходимость введения
единой системы мер. В 1875 г. Представители 17 государств подписали
соглашение о признании единой метрической системы измерений. В нашей
стране метрическая система мер была введена в 1918 г. и существует до сих
пор.
7. Рефлексия
Ребята! А сейчас я хочу посмотреть, как вы усвоили новую тему.
Если вы запомнили все старинные меры длины, то покажите маховую сажень.
Если запомнили более половины нового материала, то покажите локоть.
Если меньше половины – вершок.
Дома расскажите родителям о старинных мерах длины и попросите их
показать эти величины на себе. Если у них не получится, то научите их сами.
В конце нашего занятия я хочу прочитать вам слова известного философа
Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
сделать – и я пойму». Я надеюсь, что вы поняли новую тему и запомнили
старинные меры длины. Литература:
1.Гин С.И. Математическая радуга. 3 класс. Факультативные занятия. Рабочая
тетрадь / С.И. Гин, О.Р. Адамович, Ю.К. Войтова. Минск, Аверсев, 2017.
2. Гин С.И. Математическая радуга. 3 класс. Факультативные занятия.
Пособие для учителей учреждений образования с русским языком обучения.
С.И. Гин, О.Р. Адамович, Ю.К. Войтова. Минск, Аверсев, 2017.
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA
%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC
%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%80
zaniatiiapomatiematikietiemastarinnyiemierydliny
4.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiektvnieurochnogho
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.