Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Оценка 4.7

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
3 кл
28.12.2018
Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
разработка ФЗ.docx
Тема: Старинные и современные системы мер Цель:  познакомить   со   старинными   мерами   длины,   с   историей   их происхождения. Задачи:  способствовать   формированию   представлений   о   старинных системах мер, развитию умения выражать одни единицы измерения величин через другие; учить выражать свои мысли полно и точно, высказывать свои предположения, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; воспитывать любовь к своему народу, его истории. Оборудование:  таблицы   старинных   мер,   таблицы   современных   мер, пословицы   и   поговорки,   видео   мультфильма   38   попугаев,   презентация старинных мер, сказочные задачи. Ход занятия: 1.Организационный этап Игра «Подари тепло другу» Ученики сели за парты и потерли ладошки о ладошку. Один ученик раскрывает   ладони,   а   другой   накрывает   их   своими   ладонями.   Учитель говорит:   «Дети,   посмотрите   в   глаза   друг   другу   так   ласково,   чтобы   ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Это тепло поможет вам сегодня справиться с заданиями нашего занятия и поддержит тех товарищей, которым понадобится наша помощь». 2.Подготовка к активной учебной познавательной деятельности ­   Ребята,   посмотрите,   нас   встречают   герои   мультфильма   «38   попугаев». Давайте   узнаем,  с  какой   просьбой  обратился   однажды   Удав  к   Обезьянке? (Просмотр видео 1) ­ Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину) ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (о мерах длины) Открывается тема занятия. (Старинные и современные системы мер). ­ Какие цели перед собой поставим? (познакомиться и применять на практике полученные знания о старинных мерах длины, повторить современные меры длины). ­   Что   вы   можете   предложить   Удаву   для   измерения   его   длины?   (линейку, метровую линейку, сантиметровую ленту) С   помощью   этих   предметов   мы   измеряем   длину   Удава   в   современных единицах длины.  ­ Давайте вспомним эти величины (заполняем таблицу на доске). 1см=10мм                              1дм=10см=100мм 1м=10дм=100см=1000мм 1км=1000м 3. Актуализация знаний Объясните смысл пословиц и поговорок. (Можно разделить детей на команды и провести в виде соревнования).   От горшка три вершка, а уже указчик. Семь пядей во лбу. Нос с локоть, а ум с ноготь. На три аршина в землю видит. Косая сажень в плечах. От слова до дела ­ целая верста. ­ Какие слова мы редко употребляем в современной речи? Подчеркните их. Что эти слова обозначают? (Величины). Что измеряют эти величины? (длину). ­ Это старинные меры длины. Где мы их с вами встречали?  (в пословицах и поговорках, в сказках). 4. Изучение нового материала ­  В   старину   русские   меры   длины   были   основаны   на  размерах   частей   тела человека.  ­ Сейчас мы с вами разгадаем ребусы и познакомимся со старинными мерами длины. Презентация старинных мер длины (Приложение 1). По ходу презентации каждый ученик заполняет таблицу: (можно пользоваться форзацем тетради и демонстрировать на себе). 1 вершок 1 пядь 1 локоть 1 аршин 1 сажень 1 верста 4 см 5мм 18 см 44 см 71 см 2 м 10 см 1 км 67 м На доске строится такая же таблица учителем. ­ Что в результате этой работы мы получили? (Таблицу старинных русских мер длины). Физкультминутка  Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения и говорите в рифму названия старинных мер длины. Чтобы эрудитом стать Надо термины все знать. Все движенья повтори. В рифму термин говори. Прыжки на месте скок – поскок Небольшой всегда вершок. Конь бежит и слышен цокот Необычный термин локоть. Руки вверх, до гор вершин, Больше локтя был аршин. Раза три сильней присядь И запомни слово пядь. Бей в ладоши раз полста Говорим сейчас верста. Бегать, прыгать нам не лень Слово старое сажень. Спасибо математике за старую грамматику. 5. Работа в тетради (Дети работают в парах) А) Попробуем применить наши знания на практике. Выполним практическую работу в тетради №1. Сравним старинные величины между собой. Поможет нам выполнить это задание форзац рабочей тетради. Сажень > аршин                      вершок > дюйм Локоть < ярд                          фут  > пядь ­ Какие новые слова появились в этом задании? (ярд, фут) ­ Это английские меры длины. Они есть в таблице на форзаце тетради. Б)   Выражаем   размеры   в   современных   единицах   длины   (задание   №2, используем   презентацию   задач­сказок,   Приложение   2).   После   выполнения задания можно предложить учащимся назвать литературные произведения и их авторов. В)   Решаем   задачи   с   современными   единицами   длины   (Дети   работают   в группах) 1. Хозяйка купила ковер прямоугольной формы. Длина ковра 3 м, а ширина – 2 м. Найдите периметр ковра. 2. Портниха решила сшить три костюма. Для пошива пиджака надо 3 м ткани, а для пошива брюк – 2 м. Сколько всего ткани нужно купить портнихе. Физкультминутка (Просмотр видео 2) 3.Обезьянка прошла 5 км. Остановилась на обед. Потом продолжила путь. Всего до встречи с Удавом ей пришлось пройти 8 км. Чему равна длина пути Обезьянки после обеда? 4.Рост Попугая – 20 см, а Обезьяны в 5 раз больше, чем Попугая. Слон выше Обезьяны в 3 раза. Найдите рост Слона. 6.Закрепление пройденного ­ Над какой темой мы работали? ­ Выполнили ли мы поставленные задачи? ­   Какие   старинные   русские   меры   длины   вы   запомнили?   (Дети   называют   и показывают на себе). ­ Какие английские старинные меры вы узнали? (Дети называют и показывают на себе). ­   Почему   эти   меры   исчезли?   (Они   были   не   совсем   точными   и   не   очень удобными для измерения длины, а также в разных странах – разные). ­   Правильно.   Применение   самых   разнообразных   мер   длины   затрудняло развитие   науки,   тормозило   развитие   производства,   мешало   установлению торговых связей между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой   системы   мер. В   1875   г.   Представители   17   государств   подписали соглашение о признании единой метрической  системы измерений. В нашей стране метрическая система мер была введена в 1918 г. и существует до сих пор. 7. Рефлексия  ­ Ребята! А сейчас я хочу посмотреть, как вы усвоили новую тему. Если вы запомнили все старинные меры длины, то покажите маховую сажень. Если запомнили более половины нового материала, то покажите локоть. Если меньше половины – вершок. Дома   расскажите   родителям   о   старинных   мерах   длины   и   попросите   их показать эти величины на себе. Если у них не получится, то научите их сами. В конце нашего занятия я хочу прочитать вам слова известного философа Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Я надеюсь, что вы поняли новую тему и запомнили старинные меры длины. Литература: 1.Гин С.И. Математическая радуга. 3 класс. Факультативные занятия. Рабочая тетрадь / С.И. Гин, О.Р. Адамович, Ю.К. Войтова. Минск, Аверсев, 2017. 2.   Гин   С.И.   Математическая   радуга.   3   класс.   Факультативные   занятия. Пособие для учителей учреждений образования с русским языком обучения. С.И. Гин, О.Р. Адамович, Ю.К. Войтова. Минск, Аверсев, 2017. 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC %D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%80   zaniatiia­po­matiematikie­tiema­starinnyie­miery­dliny 4.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt­vnieurochnogho­

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"

Разработка факультативного занятия по математике "Старинные и современные системы мер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018