Разработка и реализация педагогического проекта
Оценка 4.8

Разработка и реализация педагогического проекта

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
25.12.2018
Разработка и реализация педагогического проекта
В данном материале описывается несколько видов проектов. Участвуя в творческих и практико-ориентированных проектах, дети получают опыт коммуникативных отношений, учатся взаимодействовать друг с другом. Такая проектная деятельность формирует стремление к интересному, развивающему досугу в кругу сверстников, подчас по-новому выстраивает семейные отношения.
разработка и реализация пед проекта.doc
Разработка и реализация педагогического проекта. Проекты могут быть: 1. исследовательские Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. 2. игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. 3. информационные Направлен на сбор информации о каком ­ либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. 4. практико­ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует   тщательно   продуманной   структуры,   даже   сценария   всей   деятельности   его   участников   с определением   функций   каждого   из   них,   четких   выводов,   т.е.   оформления   результатов   проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта 5. творческие  Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать   творческим.   Не   имеют   детально   проработанной   структуры,   она   развивается   по   ходу   работы, планируется только  конечный результат (выпущенная газета, видеофильм). Таким результатом могут быть: совместная газета, спектакль, игра, праздник. Или как в нашем случае – украшение кабинетов и ёлок к новогодним праздникам. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Участвуя   в  творческих   и   практико­ориентированных  проектах,   дети   получают   опыт коммуникативных   отношений,   учатся   взаимодействовать   друг   с   другом.   Такая   проектная   деятельность формирует   стремление   к   интересному,   развивающему   досугу   в   кругу   сверстников,   подчас   по­новому выстраивает семейные отношения.  Проект может быть: монопредметным ­ выполняется на материале конкретного предмета; межпредметным ­ интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например,  информатика, экономика; надпредметным (например, «Моя будущая профессия» и т.д.) ­ выполняется этот проект в ходе     факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По длительности проекты можно разбить на три группы. Мини­проекты (1 – 2 урока)  Краткосрочные (4 – 7 уроков)  Долгосрочные (несколько месяцев) Ключевые слова: педагогический проект, стратегия планирования педагогического проекта, методология  педагогического проектирования. Проблема, которая должна быть решена при помощи проектной технологии. Новая   модель   аттестации   руководящих   и   педагогических   работников   ОУ   основана   на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций   является   владение   современными   инновационными   методами,   в   частности,   проектной технологией. Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность. Для   того,   чтобы   грамотно   подготовить   педагогический   проект   к   защите,   необходимо   следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Структурные компоненты: Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты: 1. 2. 3. 4. Обоснование необходимости проекта.  Цели и задачи проекта.  Участники проекта.  Описание   проекта:   стратегия   и   механизмы   достижения   поставленных   целей   (тип, продолжительность, этапы, используемые методы).  5. 6. 7. 8. 9. Рабочий план реализации проекта.  Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.  Оценка эффективности реализации проекта.  Оценка рисков.  Дальнейшее развитие проекта.  Методические рекомендации по разработке проекта 1. Обоснование необходимости проекта Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся  положением   педагогической   системы   и   ее   оптимальным   состоянием,   позволяющим   эффективно функционировать   на   современном   этапе.   Педагог   должен   показать   несоответствие   между   требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.  На   основе   такого   анализа   педагог   определяет   какие   проблемы   сможет   решить   в   рамках   своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом   выделенные   проблемы   затрагивают   определенные   целевые   группы,   т.   е.   лиц,   которым   будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем. В проекте должна   быть   убедительно   доказана   актуальность   выделенных   проблем,   обоснована   значимость   решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам  в системе образования. Таким  образом,  описание  проблемы предполагает  формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы   является   приоритетной   задачей?   Глубокий   и   всесторонний   анализ   педагогических   проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта. 2. Цели и задачи проекта. Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем. При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные   и   социальные   задачи   будет   решать   на   протяжении   реализации   проекта.   Цель   и   задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени. 3. Участники проекта  В этом пункте указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их  отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог  будет работать в рамках проекта. 4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе   стратегии   и   подходов   достижения   поставленной   цели   необходимо   обосновать   выбор   способов решения   проблемы,   при   этом   можно   использовать   как   уже   разработанные   и   апробированные   способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем. По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для   решения   задач   проекта.   Так,   педагог   определит   способы   участия   в   проекте   целевой   аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей). Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя действий. Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей  (тех, кто будет потребителями  каждой конкретной услуги). При этом, автор проекта логическую своих     цепь должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.). Если   в   проекте   запланировано   проведение   мероприятий   ­   тренингов,   семинаров,   занятий   и   т.п., необходимо   описать   каждое   из   них,   указав,   цель   и   планируемый   результат,   на   сколько   человек   оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия. 5.   Рабочий   план   реализации   проекта  представляет   собой   план­график   выполнения   запланированных мероприятий   с   обязательным   указанием   предполагаемых   дат   и   ответственных   за   их   проведение   (ниже приведена возможная форма таблицы). Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение 6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта Краткосрочные результаты ­ те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта. Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после  завершения проекта. Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные  результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты  планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:  • вид, количество и объем печатной продукции;  • количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;  • кол­во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга).  • разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно­воспитательный процесс,  • апробирование новых методик и пр. 7. Оценка эффективности реализации Проекта  описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов  диагностики  При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности   укажите   данные,   позволяющие   судить   о   степени   эффективности,   а   также   значимости выполнения   планируемых   работ   по   проекту   (например,   предполагаемые   технологические   достижения; высвобождение   времени   учащихся   для   творческого   развития   личности;   снижение   конфликтов,   рост успеваемости учащихся и т.д.).  методы оценки успешности/эффективности.  Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят   определить,   в   какой   степени   достигнут   ли   тот   или   иной   результат   проекта.   Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей/целевой группы до и после обучения или участия в проекте. Педагог   может   предложить   самостоятельно   разработанный   диагностический   инструментарий   для оценки результативности реализации проекта.  8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков   в   проекте.   На   основе   анализа   осуществляется   выбор   процедур   и   методов   по   снижению отрицательных последствий рисковых событий. 9. Дальнейшее развитие проекта. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому  необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта. Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в  образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами  планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь. В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:       значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно­воспитательного процесса в частности;  ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания  задач из проблем, выделенных в проекте;  корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность  ограничения набора мероприятий;  адекватность показателей оценки эффективности проекта;  соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель ­ задачи –  метод – результат.  значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов  проекта в деятельность коллег.  В приложениях к проекту можно представить:        учебно­тематические планы;  структуру раздаточных материалов;  тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;  структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет­ресурсов;  примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;  тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов  тематику/объем консультаций  Требования к оформлению проектной разработки. Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте  обязательны). Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.  Формат страницы: А­4 (210*297мм).  Формат шрифта: размер ­14; Times New Romans; межстрочный интервал ­ одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу ­ 20 мм. Литература: 1. Гильманов, Д.  Структурные изменения и возможные модели школы (По материалам Самарского  семинара по проектированию образовательного пространства) / Д. Гильманов // Наука и школа в  Татарстане. ­ 2002. ­ № 8.  2. Ерофеева, Н. Управление проектами в образовании / Н. Ерофеева // Народное образование. ­ 2002.­  № 5.  3. Ильин, Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в  России. ­ 2001. ­ №4.  4. Инновационный проект развития образования: Учебное книгоиздание /  Е. Е. Чепурных.­  М.: Мир  кн., 2001. ­ 143 с.  5. Карпов, Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов  // ШЭЖ. ­1997.­ № 6.  6. Карпов, Е. Учебно ­ исследовательская деятельность в поисках новой педагогической альтернативы / Е. Карпов //Экономика в школе. ­ 2001. ­ №2  7. Класс­проект: Управление школьными проектами: [Пособие] / В. Ю. Извеков. ­ М.: Зеленая  корпорация, 2001. ­ 61 с.  8. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова ­  Сибирская. ­ М.: Академия, 2005. – 285 с.  9. Моисеев, А. М. Анализ проблем: сущность, назначение, основные характеристики / А. М. Моисеев.­  М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002.  10. Моисеев, А.М.  Есть идеи (перспективные проекты развития образования) / А.М. Моисеев, М.М.  Мусарский. ­ М.: АПК и ПКРО, 2002. 11. Монахов В.М.  Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М.  Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технология. ­ 2001. ­ № 4  12. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических  исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. ­ 2002.­ № 5.  13. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. ­ М.: АПК и ПКРО, 2002. 14. Новикова, Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов / Т.Г.  Новикова //Школьные технологии. ­ 2002.­ № 1.  15. Проект в начальной школе. Образовательная область "Технология": Метод. рекомендации / Л. А.  Митина // Петропавловск­Камчатский: Изд­во КОИПКПК, 2004 ­ 47 с.  16. Хорева, Г. А.   Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: Метод. пособие  для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях / Г. А. Хорева. ­  Мурманск, 2003. ­ 33 с.  17. Шмелькова, Л. Управление становлением проектно ­ технологической компетентности педагога / Л.  Шмелькова // Школа. ­ 2002. ­ № 2.

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта

Разработка и реализация педагогического проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018