Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Л" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Л" (1 класс)
Иконка файла материала Буква Л.doc
ТЕМА   УРОКА: ЗВУКИ  Л/Л*. БУКВЫ «Лл».    ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ «л». ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звуки Л/Л*;  определять их как   согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Лл»;научить составлять слоги. Научить писать строчную букву «л»;слоги и слова с ней.                               ХОД     УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Повторение. 3.Сообщение цели урока.                                                   4.Изучение новой темы: 1 .   Р а б о т а   с о   з в у к о м . 1)Выделение на слух звуков в рассказе. ­Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего? БУКВА «Л».   ЛИСЁНОК   И   ЛЯГУШОНОК.    В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.  Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал  лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого­ льва на лыжах и лошадь в лодке.  Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал  он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился: ­ Зеленее всех зелёнок ­ лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос. Пришёл он однажды к луже, сел рядом с  лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: ­ Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось… ­ Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы. .­Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова. 2)Характеристика звуков. ­Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть. ­Произнесите звук. Что­нибудь мешает произношению звука? Что именно? ­Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко? Участвуют ли в произношении звука голосовые связки? ­Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой? ­Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Л/Л*– согласные, так как их можно пропеть, но  при  произношении звуков есть препятствия­ язык, в произношении звука   участвуют голосовые связки,  значит звуки звонкие.) 3)Нахождение слов со звуками Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта. ­Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками  Л/Л*, назовите их, определите  положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости­ мягкости: (львята­ в начале, мягкий;  лианы­ в начале, мягкий; качели­ в третьем слоге, мягкий; лиса­ в начале, мягкий; балалайка­ во  втором и третьем слоге, оба твёрдые; орёл­ в конце, твёрдый; лампа­ в начале, твёрдый, крокодил­  в конце, твёрдый) Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.  2 .   Р а б о т а   с   б у к в о й .                                                                                                                                                     4) Знакомство с печатной буквой и её названием:. А) Показ печатной буквы. Учитель открывает печатную букву. ­Звуки Л/Л * обозначаются  буквой «Л». Б) На что похожа буква. ­На что похожа буква?(Буква похожа на шалаш) Учитель читает стихотворение. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. ­Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Л» . Где она расположена?  ­Найдите букву  «Л» среди своих букв и расположите её в своей кассе.Лягушонка слушают листья и трава. Лягушонок квакает: «Ква­ква­ква!». А теперь чуть­чуть терпенья Вниз прямая с закругленьем. Вот красивая какая  Получилась «л» строчная. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы  «Л», которые найдёте. Лягушачья песенка льётся из пруда, Ласковая, светлая, льётся как вода.  Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.      БУКВА  «Л».  К А К    П О Я В И Л А С Ь    Л А М П О Ч К А  ? Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею, Она сказала тихо:­ Хвалиться я не смею, Конечно, я не Солнце и даже не Луна, Чтоб жизнь была светлее, когда я включена.( лампочка)  Любой малыш, встав на стул, может щёлкнуть выключателем, и в ком­ нате зажжётся яркий свет.  А давным­давно громадные дворцы освещались обыкновенными факелами. Позже люди заметили,  что если обмакнуть в масло кусочек верёвки, то она горит очень долго. Так появились масляные  светильники. Часто такие светильники падали, масло разливалось, и начинались пожары. Тогда  придумали свечку. Пожаров стало меньше, но и света от свечки не много. На смену свечкам и  керосиновым лампам пришёл газовый светильник. В нём горел газ, на котором сейчас мы варим  обед. Светильники горели ярче, но не безопасней. И, наконец, появился  самый безопасный , простой и  яркий светильник: это­ электрическая лампочка. 5) Знакомство с письменной строчной буквой А) Показ написания буквы Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске: Это строчка. Снизу ­ точка. Закруглю, и вверх прямую, Да наклонную какую. Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают  стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ  написания буквы». Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы). ­Где пишется буква? (Строчная буква «л» пишется  в строке.) ­Выходит ли какой­нибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не  выходит) ­Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться снизу на рабочей строке.) ­Из каких элементов состоит буква? (  закругление, прямая, прямая с закруглением.) ­С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.) В) Разминка для пальцев, подготовка к письму. Г) Написание буквы в «Прописи»: ­Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам. ­Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки                  ­Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца  строки. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». ­Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для  этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их  характеристику.) Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают» БУКВА « Л»,  ЗВУКИ Л/Л*.    Обозначены мною согласные, Мне не нравятся улицы красные. Я такая, дети, умница­ Я с согласной­с Серой улицы. Сами вы уже решили­ Мои звуки не глухие, Значит, нужно будет мне Жить на Звонкой стороне. Вот ,дружочек, посмотри, Вот мой домик номер три.Буква крепится на «Ленте букв». 3 .   Р а б о т а   с о   с л о г а м и . 7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика  согласного по твёрдости­ мягкости, чтение слогов. Кто его раздевает,  Тот слёзы проливает.(лук) Мы­ проворные сестрицы. Быстро бегать мастерицы. В дождь ­ лежим, В снег ­ бежим. Уж такой у нас режим.(лыжи) У животных многих Это просто ноги.(лапы) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост­краса. Кто это?...(лиса) Крошка­сын к отцу пришёл И спросила кроха: ­ Что такое хорошо? И что такое …(плохо) Сидит дед на грядке. Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём  каждый слог прочитывается трижды 8) Нахождение слогов в печатном тексте ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с  буквой  «Л», которые найдёте. 9) Письмо слогов в «Прописи». 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами. 5. Итог урока.  ­С какой буквой познакомились?                      (с буквой «Л». ­Какие звуки ею обозначается?                         Звуки Л/Л* ­Какие они?                                                         Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие ­Из каких элементов состоит буква                   закругление, прямая, прямая с закруглением