Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Л" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Л/Л*. БУКВЫ «Лл». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «л».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Л/Л*; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Лл»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «л»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Л». ЛИСЁНОК И ЛЯГУШОНОК.
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал
лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал
он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился:
Зеленее всех зелёнок лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос. Пришёл он однажды к луже, сел рядом с
лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось…
Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
.Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Л/Л*– согласные, так как их можно пропеть, но при
произношении звуков есть препятствия язык, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Л/Л*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (львята в начале, мягкий;
лианы в начале, мягкий; качели в третьем слоге, мягкий; лиса в начале, мягкий; балалайка во
втором и третьем слоге, оба твёрдые; орёл в конце, твёрдый; лампа в начале, твёрдый, крокодил
в конце, твёрдый)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Л/Л * обозначаются буквой «Л».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на шалаш)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Л» . Где она расположена?
Найдите букву «Л» среди своих букв и расположите её в своей кассе.Лягушонка слушают листья и трава.
Лягушонок квакает: «Квакваква!».
А теперь чутьчуть терпенья
Вниз прямая с закругленьем.
Вот красивая какая
Получилась «л» строчная.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Л», которые найдёте.
Лягушачья песенка льётся из пруда,
Ласковая, светлая, льётся как вода.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Л». К А К П О Я В И Л А С Ь Л А М П О Ч К А ?
Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею,
Она сказала тихо: Хвалиться я не смею,
Конечно, я не Солнце и даже не Луна,
Чтоб жизнь была светлее, когда я включена.( лампочка)
Любой малыш, встав на стул, может щёлкнуть выключателем, и в ком нате зажжётся яркий свет.
А давнымдавно громадные дворцы освещались обыкновенными факелами. Позже люди заметили,
что если обмакнуть в масло кусочек верёвки, то она горит очень долго. Так появились масляные
светильники. Часто такие светильники падали, масло разливалось, и начинались пожары. Тогда
придумали свечку. Пожаров стало меньше, но и света от свечки не много. На смену свечкам и
керосиновым лампам пришёл газовый светильник. В нём горел газ, на котором сейчас мы варим
обед.
Светильники горели ярче, но не безопасней. И, наконец, появился самый безопасный , простой и
яркий светильник: это электрическая лампочка.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Снизу точка.
Закруглю, и вверх прямую,
Да наклонную какую.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «л» пишется в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не
выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться снизу на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( закругление, прямая, прямая с закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « Л», ЗВУКИ Л/Л*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне.
Вот ,дружочек, посмотри,
Вот мой домик номер три.Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.(лук)
Мы проворные сестрицы.
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим,
В снег бежим.
Уж такой у нас режим.(лыжи)
У животных многих
Это просто ноги.(лапы)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвосткраса.
Кто это?...(лиса)
Крошкасын к отцу пришёл
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое …(плохо)
Сидит дед на грядке.
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Л», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Л».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Л/Л*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие
Из каких элементов состоит буква закругление, прямая, прямая с закруглением