Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Буква Щ.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУК Щ*. БУКВЫ «Щщ». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «щ»
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук Щ*; определять его как
согласный, глухой , всегда мягкий, не имеющий пару по звонкости глухости ; обозначать его
буквами «Щщ»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «щ»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Щ». ВЕРНОЕ СРЕДСТВО.
Разболелся у щенка зуб, всю щёку раздуло, на поросёнка он стал похож. Ходит щенок по двору,
воем воет, а друзья за ним следом и разные советы дают.
Я знаю верное средство, щебечет щегол, надо положить щенка на щебень кверху лапами и
щекотать, пока не пройдёт.
Глупости, прервал его мышонок Мыша. Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё
смешать и съесть. Как рукой снимет!
Да, это средство верное, но помогает только мышам, серьёзно сказал поросёнок Персик. – А
щенкам надо вот что. Поймать щуку , открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной
зуб, как щипцами, и выдернет.
Ага, и голову вместе с зубом оторвёт! – хохотнула крыса Дылда. – Не е т, вот я знаю средство
это да! Берётся щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке кА а а – а к…
Зубы надо чистить! – не выдержал ежонок. Зубной щёткой. Вот это самой верное средство.
.Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук Щ*– согласный, так как его нельзя пропеть, и при
произношении звуков есть препятствия язык, в произношении звука не участвуют голосовые
связки, значит звук глухой.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком Щ*, назовите их, определите
положение звука в слове (щука в начале, щётка в начале, щит в начале, щенок в начале, клещи
во втором слоге, ящик во втором слоге, плащ в конце.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук Щ* обозначается буквой «Щ».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на щётку)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Щ» . Где она расположена? Щёлкает гдето вдали соловей.
Щиплет телёнок траву у реки.
Щедрые, добрые нынче деньки.
Найдите букву «Щ» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Щ», которые найдёте.
Щёгольщегол на берёзе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щурка летает в гуще ветвей.
Д) Чтение рассказа.
БУКВА «Щ». Ч У Д О В И Щ Е С Щ У П А Л Ь Ц А М И .
В океане живёт чудо юдо, у которого прямо из головы растёт восемь ног!
Называется оно осьминогом! Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит и ощупывает все, что
мимо плывёт. Поэтому и назвали его ноги щупальцами. Щупальцы сплошь покрыты присосками.
Если уж присосётся осьминог к чему нибудь, ни за что не оторвёшь! Раньше люди думали, что
осьминог нападает на корабли и на людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только
одному из его подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него
чернилами. И пока удивлённый враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог
успевает удрать
подальше! Осьминог может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он жёлтый, а на газете
полосатый, в белую и чёрную полоску.
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверхуточка.
Разпрямая с закругленьем,
Два прямая с закругленьем,
Три прямая с закругленьем.
И петля ещё на строчке.
Только маленькая очень.
Вот красивая какая
Получилась «щ» строчная.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «щ» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( 3 прямые с закруглением, петля)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « Щ», ЗВУК Щ*.
Мной согласный обозначен
Вы решили это значит,
Что живу я не на Красной,
А на Серой, на согласной.
Произносим, голос не давая,
Значит сторона моя глухая.
Буду вам я улыбаться Сквозной полоской меж них видна (щель)
С виду как ёжик,
Только без ножек,
С ручкой зато
Чистить пальто (щётка)
Все они растут на грядках,
Созревая по порядку (овощи)
В доме с номером пятнадцать
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Из него без овощей
Наварили кислых щей (щавель)
Прожорливее этой
В озёрах рыбы нету.
И в реках нет зубастей,
Чем рыба с этой пастью (щука)
Рассохлись доски и вот она
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Щ», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Щ».
Какие звуки ею обозначается? Звук Щ*
Какие они? Согласный, глухой, всегда мягкий.
Из каких элементов состоит буква? 3 прямые с закруглением, петля )
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Щ" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.