Разработка интегрированного урока технология+химия 7 класс на тему: "Химические волокна и их свойства"
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока технология+химия 7 класс на тему: "Химические волокна и их свойства"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
технология
7 кл
25.03.2017
Разработка интегрированного урока технология+химия 7 класс на тему: "Химические волокна и их свойства"
представлена презентация к уроку по теме «Химические волокна и их свойства. Технология производства химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон»
Урок интегрированный технология с химией с фото.doc

Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа-лицей № 20

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок

«Химические волокна и их свойства. Технология производства химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон»

7 класс

технология и химия

 

 

 

Подготовили: учитель технологии

Лебединская И.А.

учитель химии  Озерная О.А.

 

 

 

 

 

 

г. Актобе

2016г.

                                                             План урока:

 

Цель: способствовать формированию представлений у учащихся о тканях из химических волокон, их свойствах и уходом за изделиями из химических волокон.

Задачи.

1. Повторение знаний о волокнах, полученных в 5-6 классах.

 Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами.

2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности, быстроты мышления.

3. Создавать условия для развития познавательного интереса к предметам технологии и химии, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы; формировать умение работать в группе и в парах.

Технология: информационно-коммуникативная, практико-ориентированная, кейс-технология.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Методы и методические приёмы: проектно-исследовательский, проблемный, беседа, кейс-метод

 Формы работы: групповая, парная и индивидуальная.

 Материально-техническая база и оснащение: ноутбуки,  интерактивная доска, образцы волокон, образцы тканей и изделия, тигельные щипцы спиртовка спички, чаши Петри, бензол, пипетка, бинт, фарфоровая чашечка, оценочные листы, карты - памятки

Дидактическое обеспечение:

  • электронный носитель (компьютер, ноутбуки, интерактивная доска)
  • слайды
  • карточки
  • инструкции для групп
  • памятки

Форма урока:

Интегрированный урок химии и технологии с элементами исследования.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

3 мин.

 Эмоциональный настрой на урок. Звучание музыки, просмотр видеоролика «Улыбнись». Пожелания или комплимент друг другу.

Деление на группы. «Лоскуток». Необходимо выбрать карточку с лоскутком. Определить какой вид ткани на карточки и занять свои места: лён, шёлк натуральный,  капрон и хлопчатобумажная ткань.

Просматривают начало ролика, выходят в круг и друг другу делают пожелания или комплимент. Выбирают карточку с лоскутком, определяют вид ткани, занимают рабочие места в соответствие с видом ткани.

2. Ориентировочно-мотивационный этап 

1 мин.

Эпиграф урока:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”.

«Хулиган проник в кабинет химии. На месте преступления, убегая, зацепившись за гвоздь, оставил улики в виде кусочков ткани. Для раскрытия преступления необходимо провести независимую экспертизу по определению оставленных волокон».

Картинки по запросу образ хулигана в кабинете химии

Чтобы лучше провести расследование,  нам нужны дополнительные знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке.

Слушают, задумываются

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание

2 мин.

Тема урока: «Химические волокна и их свойства. Технология производства химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон».

Цель: Выясним:

n  откуда берутся  ткани из химических волокон,  и что является сырьем для них;

n  какими свойствами обладают эти ткани и где применяются.

Узнаем:

n  как правильно удалить трудновыводимое пятно

Определим:

n  как правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.

n  оценим свою работу.

 Слушают, задумываются, участвуют в постановке цели

 

4. Проверка знаний

5 мин.

Аукцион знаний.

Картинки по запросу аукцион внимание

Аукцион – это публичная продажа товаров, произведений  искусства и других объектов по установленным правилам.

Общим для всех аукционов является принцип состязательности между покупателями для выявления победителя.

Вопросы (лоты) с картинками отображаются на интерактивной доске.

1.Из чего получают ткани?

2.На какие два основных вид делят все волокна?

3. К волокнам растительного происхождения относятся ?

4.Для каких тканей являются сырьем эти растения?

5. Название волокна, которое производит гусеница  тутового шелкопряда?

6. Что обозначает данный символ?

Картинки по запросу символы по уходу за одеждой

7. Как из волокон получают ткань?

Картинки по запросу ткацкий станок

8. Из древесины ели и отходов хлопка получают (какие ?)…волокна

Картинки по запросу из древесины ели получают синтетические волокна

9. Какие волокна имеют наибольшую прочность?

10. На какие два вида делятся химические волокна?

11. Как вы думаете, почему волокнам дано название «химические»?

12.Как вы думаете что это?

Картинки по запросу химические волокна получение

После ответов просмотр слайда о классификации волокон.

 

Картинки по запросу схема по химическим волокнам

 

А как получают химические волокна? Об этом расскажет учитель химии.

Отвечают на вопросы.

 Получают за верный полный ответ бонусные карточки.

Вносят информацию о количестве бонусных карточках в оценочный лист и оценивают себя по критериям (активность) по 5-и бальной шкале.

5.1Изучение нового материала.

5 мин.

 Учитель химии рассказывает о получение химических волокон

 

Уже в XVII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в.

 В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.
В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.
Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья.

По этому признаку они делятся на две группы:

  • Искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные);
  • Синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6).
I этап: Получение прядильного раствора.
Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна.
Пропуск раствора через фильеры.
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити.
III этап: Отделка волокна.
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Ткани из синтетических волокон (слайд 8)

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.
Остановимся на наиболее распространенных из них:

  1. Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен и др.).
  2. Полиамидные волокна (капрон, найлон).
  3. Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил).
  4. Эластановое волокно (лайкра, дорластан).

Ткани из искусственных волокон

Остановимся на некоторых из них более подробно.
Вискозное волокно 
Сырьем для производства вискозного волокна служит древесная целлюлоза, получаемая из еловой щепки и опилок плюс химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка.
Изменяя толщину, блеск, извитость волокон, вискозной ткани можно придать вид шелка, хлопка, шерсти. Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк. Вискоза лучше, чем хлопок впитывает влагу, но имеют слабую упругость, поэтому ткани из этих волокон сильно мнутся.
Горят волокна быстро, ровно, пламя яркое, остается запах жженой бумаги. После сгорания оставляют пепел светло-серого цвета.

Ацетатное волокно.
Сырьем для ацетатного волокна служат отходы хлопка плюс химические вещества. Ацетатные волокна плохо впитывают влагу, обладают большей упругостью, чем вискоза, поэтому почти не мнутся и хорошо сохраняют форму. Горит ацетатное волокно очень медленно, желтым пламенем, оставляя оплавленный шарик и кисловатый запах.

 Слушают, анализируют информацию

 

5.2. Изучение нового материала.

Лабораторно-практическая работа 7 мин.

 

 

Лабораторно-практическая работа

 Задание № 1: Определить вид волокон по кусочкам ткани, который оставил хулиган.

По инструктивным карточкам.

Картинки по запросу свойства искусственных волокон

1.Рассмотрите их внешний вид. Определите, у каких лоскутков поверхность блестящая, а у каких – матовая.

2.Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскутка;

3.Определите сминаемость лоскутков: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 секунд, а затем раскройте ладонь;

4.Выньте две нити из каждого лоскутка и намочите одну из них в кювете с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом прочность нити;

5.Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Из расплава волокна стеклянной палочкой попытайтесь вытянуть нить. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.

6. Заполнить таблицу отчёта и определить волокнистый состав каждого образца ткани

. Картинки по запросу свойства искусственных волокон

Оценивание в парах. Проставить отметки в оценочных листах.

Учитель предлагает спикеру каждой группы озвучить результаты исследования и сделать вывод.

 

 

 

 

 

Как вы думаете, для чего ещё могут пригодиться знания о видах волокон?

А как вы узнаете, из какой ткани  прошито  ваше изделие? Мы будем жечь кусочек? Вытаскивать нити  и исследовать их?

Выполняют лабораторно-практическую работу. По окончанию работы спикер от группы докладывают о результатах своих исследований.

 

Оценивание. Заполняют оценочный лист.

Оценивают друг друга и вносят

№п/п

Этап урока

Критерии

Самооценивание

1

Аукцион знаний.

Количество бонусных карточек

Степень активности

 «3»- активная

«2»-менее активная

«1»-безиниацивная

 

 

Оценивание в парах.

2

Лабораторно-практическая работа

 «3»- работа выполнена правильно

«2»- работа выполнена с неточностями

«1»- работа выполнена  не в полном объёме

Степень активности

 «3»- активная

«2»-менее активная

«1»-безиниацивная

 

 

Оценивание в группе

3

Изучение ярлыков

. «3»- работа выполнена правильно

«2»- работа выполнена с неточностями

«1»- работа выполнена  не в полном объёме

Степень активности

 «3»- активная

«2»-менее активная

«1»-безиниацивная

 

 

 

баллы в оценочные листы.

Вывод: Хулиган был одет в одежду из синтетической ткани и искусственной. Картинки по запросу хулиган в школе

 

-Для того чтобы правильно ухаживать за изделием.

Задумываются, предполагаемые ответы: посмотреть на ярлыки, где указан волокнистый состав ткани и символы по уходу за изделием.

5.3Изучение нового материала. Кейс-метод.

1 мин.

Кейс-метод. На ноутбуке открыть папку с документом «Символы по уходу за изделием»

Картинки по запросу символы по уходу за одеждойКартинки по запросу символы по уходу за одеждой

Изучают информацию в ноутбуке, работая в группе. Обсуждают изученную информацию.

5.4.Применение изученных знаний

6 мин.

Задание № 2

 Изучить ярлыки выданного вам изделия. Представить информацию о волокнистом составе и правилами ухода за данным изделием. Оценивание.

Картинки по запросу ярлыки на одежде с символами

Изучают ярлыки полученного изделия, символы по уходу, сопоставляют информацию, и спикер группы представляет результаты. Оценивают работу в группе.

Группа оценивает работу каждого участника группы. Результаты заносят в оценочный лист.

6. ЗакреплениеПрактическая работа

10 мин.

Выведение пятен.

Предложите способы выведения пятен.

Учитель химии. Для того чтобы вывести пятно сткани необходимо:

1. Знать вид ткани.

2. Происхождение пятна.

3. Чем можно вывести пятно, если оно не выводится после стирки.

4. Провести пробное испытание на невидимом участке к выбранному средству.

5. Если на невидимом участке не произошло деформормации ткани и изменения цвета, удалить пятно.

Памятка (раздаются памятки, как вывести пятна различного происхождения)

Картинки по запросу как вывести пятно от жвачки бензолом

Картинки по запросу как вывести пятно от жвачки бензолом

На интерактивной доске высвечивается картинка, на которой изображено пятно от жвачки. Учащимся предлагается определить происхождение

 

Задание №3  На выданном лоскутке ткани вывести пятно.

Как вы думаете, каково происхождение этого пятна? ( от жвачки)

Пятна от жвачки на одежде из трикотажа

Предложите способ выведения этого пятна.

Инструкция:

Положите лоскут ткани на чашу Петри.

С помощью пипетки нанесите капельку бензола на пятно.

Кусочком бинтика потереть место пятна.

Вывод: достижения науки химии позволили не только получить  волокна, альтернативные натуральным,  но и облегчить уход за изделиями. Зная свойства бензола, что он хороший растворитель органических веществ, мы удалили пятно от жвачки, которое частенько приносит нам неприятности.

 «В 8 классе по школьной программе мы начнём изучать самую удивительную науку – химию. Жду вас на своих уроках»

Слушают информацию,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, задумываются.

Предлагают  варианты ответов.

 

В течение 30 секунд обсуждают в группе, спикер докладывает информацию группы.

 

 действуют по инструкции, выводят пятно.

7.Рефлексивно-оценочный этап

4 мин.

Анализируют работу по оценочным листам.

Ответить на вопросы:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию, оценивает и комментирует работу наиболее активных учащихся.

Анализируют работу по оценочным листам.

На стикерах записывают ответы на вопросы. По желанию зачитывают.

5. Постановка домашнего задания          1 мин.

Просмотрите свою одежду, если есть, найдите трудновыводимые пятна, используя памятку и изучив ярлыки изделия, попробуйте вывести пятно.

Учащиеся записывают домашнее задание.

 


Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа-лицей № 20

Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа-лицей № 20

План урока: Цель : способствовать формированию представлений у учащихся о тканях из химических волокон, их свойствах и уходом за изделиями из химических волокон

План урока: Цель : способствовать формированию представлений у учащихся о тканях из химических волокон, их свойствах и уходом за изделиями из химических волокон

Ориентировочно-мотивационный этап 1 мин

Ориентировочно-мотивационный этап 1 мин

Проверка знаний 5 мин.Аукцион знаний

Проверка знаний 5 мин.Аукцион знаний

После ответов просмотр слайда о классификации волокон

После ответов просмотр слайда о классификации волокон

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6)

Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 6)

Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк

Вискозные волокна мягкие, гладкие, менее прочны, чем натуральный шелк

Заполнить таблицу отчёта и определить волокнистый состав каждого образца ткани

Заполнить таблицу отчёта и определить волокнистый состав каждого образца ткани

Изучают информацию в ноутбуке, работая в группе

Изучают информацию в ноутбуке, работая в группе

На интерактивной доске высвечивается картинка, на которой изображено пятно от жвачки

На интерактивной доске высвечивается картинка, на которой изображено пятно от жвачки

Постановка домашнего задания 1 мин

Постановка домашнего задания 1 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017