Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа-лицей № 20
Интегрированный урок
«Химические волокна и их свойства. Технология производства химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон»
7 класс
технология и химия
Подготовили: учитель технологии
Лебединская И.А.
учитель химии Озерная О.А.
г. Актобе
2016г.
План урока:
Цель: способствовать формированию представлений у учащихся о тканях из химических волокон, их свойствах и уходом за изделиями из химических волокон.
Задачи.
1. Повторение знаний о волокнах, полученных в 5-6 классах.
Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами.
2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности, быстроты мышления.
3. Создавать условия для развития познавательного интереса к предметам технологии и химии, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы; формировать умение работать в группе и в парах.
Технология: информационно-коммуникативная, практико-ориентированная, кейс-технология.
Тип урока: закрепление полученных знаний
Методы и методические приёмы: проектно-исследовательский, проблемный, беседа, кейс-метод
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная.
Материально-техническая база и оснащение: ноутбуки, интерактивная доска, образцы волокон, образцы тканей и изделия, тигельные щипцы спиртовка спички, чаши Петри, бензол, пипетка, бинт, фарфоровая чашечка, оценочные листы, карты - памятки
Дидактическое обеспечение:
Форма урока:
Интегрированный урок химии и технологии с элементами исследования.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. 3 мин. |
Эмоциональный настрой на урок. Звучание музыки, просмотр видеоролика «Улыбнись». Пожелания или комплимент друг другу.
Деление на группы. «Лоскуток». Необходимо выбрать карточку с лоскутком. Определить какой вид ткани на карточки и занять свои места: лён, шёлк натуральный, капрон и хлопчатобумажная ткань. |
Просматривают начало ролика, выходят в круг и друг другу делают пожелания или комплимент. Выбирают карточку с лоскутком, определяют вид ткани, занимают рабочие места в соответствие с видом ткани.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Ориентировочно-мотивационный этап 1 мин. |
Эпиграф урока: “Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”. «Хулиган проник в кабинет химии. На месте преступления, убегая, зацепившись за гвоздь, оставил улики в виде кусочков ткани. Для раскрытия преступления необходимо провести независимую экспертизу по определению оставленных волокон».
Чтобы лучше провести расследование, нам нужны дополнительные знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке. |
Слушают, задумываются
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Целеполагание 2 мин. |
Тема урока: «Химические волокна и их свойства. Технология производства химических волокон. Уход за одеждой из химических волокон». Цель: Выясним: n откуда берутся ткани из химических волокон, и что является сырьем для них; n какими свойствами обладают эти ткани и где применяются. Узнаем: n как правильно удалить трудновыводимое пятно Определим: n как правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей. n оценим свою работу. |
Слушают, задумываются, участвуют в постановке цели
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Проверка знаний 5 мин. |
Аукцион знаний.
Аукцион – это публичная продажа товаров, произведений искусства и других объектов по установленным правилам. Общим для всех аукционов является принцип состязательности между покупателями для выявления победителя. Вопросы (лоты) с картинками отображаются на интерактивной доске. 1.Из чего получают ткани? 2.На какие два основных вид делят все волокна? 3. К волокнам растительного происхождения относятся ? 4.Для каких тканей являются сырьем эти растения? 5. Название волокна, которое производит гусеница тутового шелкопряда? 6. Что обозначает данный символ?
7. Как из волокон получают ткань?
8. Из древесины ели и отходов хлопка получают (какие ?)…волокна
9. Какие волокна имеют наибольшую прочность? 10. На какие два вида делятся химические волокна? 11. Как вы думаете, почему волокнам дано название «химические»? 12.Как вы думаете что это?
После ответов просмотр слайда о классификации волокон.
А как получают химические волокна? Об этом расскажет учитель химии. |
Отвечают на вопросы. Получают за верный полный ответ бонусные карточки. Вносят информацию о количестве бонусных карточках в оценочный лист и оценивают себя по критериям (активность) по 5-и бальной шкале. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1Изучение нового материала. 5 мин. |
Учитель химии рассказывает о получение химических волокон
Уже в XVII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в. В
России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913
г. в подмосковном городе Мытищи. По этому признаку они делятся на две группы:
Производство
химических волокон делится на три этапа (слайд 6). Ткани из синтетических волокон (слайд 8) Сырьем
для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки
каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают
синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом,
свойствами, характером горения.
Ткани из искусственных волокон Остановимся
на некоторых из них более подробно. Ацетатное волокно. |
Слушают, анализируют информацию
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2. Изучение нового материала. Лабораторно-практическая работа 7 мин.
|
Лабораторно-практическая работа Задание № 1: Определить вид волокон по кусочкам ткани, который оставил хулиган. По инструктивным карточкам.
1.Рассмотрите их внешний вид. Определите, у каких лоскутков поверхность блестящая, а у каких – матовая. 2.Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскутка; 3.Определите сминаемость лоскутков: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 секунд, а затем раскройте ладонь; 4.Выньте две нити из каждого лоскутка и намочите одну из них в кювете с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом прочность нити; 5.Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Из расплава волокна стеклянной палочкой попытайтесь вытянуть нить. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел. 6. Заполнить таблицу отчёта и определить волокнистый состав каждого образца ткани . Оценивание в парах. Проставить отметки в оценочных листах. Учитель предлагает спикеру каждой группы озвучить результаты исследования и сделать вывод.
Как вы думаете, для чего ещё могут пригодиться знания о видах волокон? А как вы узнаете, из какой ткани прошито ваше изделие? Мы будем жечь кусочек? Вытаскивать нити и исследовать их? |
Выполняют лабораторно-практическую работу. По окончанию работы спикер от группы докладывают о результатах своих исследований.
Оценивание. Заполняют оценочный лист. Оценивают друг друга и вносят
баллы в оценочные листы. Вывод: Хулиган был одет в одежду из синтетической ткани и искусственной.
-Для того чтобы правильно ухаживать за изделием. Задумываются, предполагаемые ответы: посмотреть на ярлыки, где указан волокнистый состав ткани и символы по уходу за изделием. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3Изучение нового материала. Кейс-метод. 1 мин. |
Кейс-метод. На ноутбуке открыть папку с документом «Символы по уходу за изделием»
|
Изучают информацию в ноутбуке, работая в группе. Обсуждают изученную информацию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.4.Применение изученных знаний 6 мин. |
Задание № 2 Изучить ярлыки выданного вам изделия. Представить информацию о волокнистом составе и правилами ухода за данным изделием. Оценивание.
|
Изучают ярлыки полученного изделия, символы по уходу, сопоставляют информацию, и спикер группы представляет результаты. Оценивают работу в группе. Группа оценивает работу каждого участника группы. Результаты заносят в оценочный лист. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. ЗакреплениеПрактическая работа 10 мин. |
Выведение пятен. Предложите способы выведения пятен. Учитель химии. Для того чтобы вывести пятно сткани необходимо: 1. Знать вид ткани. 2. Происхождение пятна. 3. Чем можно вывести пятно, если оно не выводится после стирки. 4. Провести пробное испытание на невидимом участке к выбранному средству. 5. Если на невидимом участке не произошло деформормации ткани и изменения цвета, удалить пятно. Памятка (раздаются памятки, как вывести пятна различного происхождения)
На интерактивной доске высвечивается картинка, на которой изображено пятно от жвачки. Учащимся предлагается определить происхождение
Задание №3 На выданном лоскутке ткани вывести пятно. Как вы думаете, каково происхождение этого пятна? ( от жвачки)
Предложите способ выведения этого пятна. Инструкция: Положите лоскут ткани на чашу Петри. С помощью пипетки нанесите капельку бензола на пятно. Кусочком бинтика потереть место пятна. Вывод: достижения науки химии позволили не только получить волокна, альтернативные натуральным, но и облегчить уход за изделиями. Зная свойства бензола, что он хороший растворитель органических веществ, мы удалили пятно от жвачки, которое частенько приносит нам неприятности. «В 8 классе по школьной программе мы начнём изучать самую удивительную науку – химию. Жду вас на своих уроках» |
Слушают информацию,
Смотрят, задумываются. Предлагают варианты ответов.
В течение 30 секунд обсуждают в группе, спикер докладывает информацию группы.
действуют по инструкции, выводят пятно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексивно-оценочный этап 4 мин. |
Анализируют работу по оценочным листам. Ответить на вопросы: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнилось? Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд? Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию, оценивает и комментирует работу наиболее активных учащихся. |
Анализируют работу по оценочным листам.
На стикерах записывают ответы на вопросы. По желанию зачитывают. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Постановка домашнего задания 1 мин. |
Просмотрите свою одежду, если есть, найдите трудновыводимые пятна, используя памятку и изучив ярлыки изделия, попробуйте вывести пятно. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.