Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"
Оценка 4.6

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
10.01.2019
Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"
Материал нацелен на сплочение коллектива, развитие умения мирно решать конфликты; формирование способности выдерживать напряжение между одноклассниками; усвоение способов разрешения конфликтов для детей 13-14 лет. Задачи: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать осознанию причин конфликтов и освоению навыков конструктивного разрешения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Приемы эффективного общения.docx
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» Методическая разработка классного часа Тема разработки:    автор: Коваль Елена Станиславовна, классный руководитель 7 класса Макеевка  (18.10.2018) Классный час Тема: «Приемы эффективного общения» Цель: сплочение коллектива, развитие умения мирно решать конфликты; формирование способности  выдерживать напряжение между одноклассниками; усвоение способов разрешения конфликтов для  детей 13­14 лет.  Методики: (беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, дискуссия). Задачи: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами  предупреждения конфликтов; способствовать осознанию причин конфликтов и освоению навыков  конструктивного разрешения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к  людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к  сотрудничеству, взаимопониманию. Форма проведения: час общения. План классного часа  Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?».  Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»  Мини­лекция «Эти вредные конфликты».  Способы предотвращения конфликтов: 1 Мягкое противостояние. 2 Конструктивное предложение.  Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» .  Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?».   Подведение итогов (рефлексия). Заключительное слово. «Варить суп или заваривать кашу?» Ход классного часа I.  Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?» Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось?  Сделал такое, что потом еле­еле распутал. Натворил гадостей, потом родители расхлебывали. Напутал чего­то, перессорился со всеми. Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход. Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим. Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?  О бестолковых, ленивых, тупых. Об упрямых, несговорчивых. О тех, кто не может сотрудничать. О таком человеке, с которым невозможно договориться.  Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классному часу (читает). Как бы вы объяснили его  значение? Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу. Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно  выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить  расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во  время классного часа. II Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда­либо участвовать в конфликтной  ситуации? Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?» Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного  конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной  конфликта было то, что...»  У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.  Мы по­разному относились к одному мальчику.  Мы обе хотели быть лидерами в классе.  У нас совершенно разные характеры.  Мне не понравилось его поведение.  Он оскорбил моего брата.  Мы стали болеть за разные футбольные команды.  Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу. Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у  всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. III Мини­лекция «Эти вредные конфликты» Классный руководитель. Конфликт ­ это столкновение, противоречие, которое рождает  враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей  конфликтов. Самый распространенный ­ неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто­то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На  такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки. Другой вид конфликта ­ холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у  людей стоящих в очереди, когда кто­то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве­ теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто­то не  выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта  называется «пристройка снизу». Есть и третья разновидность ­ избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать  общение. В чем же вред таких конфликтов? Во­первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во­ вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В­третьих, страдает физическое здоровье ­ поражаются  нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы ­ это фразы типа: «Да брось  ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто  волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со  мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо­ койнее и счастливее не только вас, но и других. IV.          Способы предотвращения конфликтов Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем  учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы  рассмотрим два самых распространенных.  Способы предупреждения конфликтов:  мягкое противостояние;  конструктивное предложение. Первый способ предупреждения конфликта ­ это мягкое противостояние. Мягкое противостояние ­ это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не  обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка  найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации. Мягкое противостояние Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников  и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это. (Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно  предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места,  должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Важно, чтобы ученики нашли нужную интонацию ­ достоинство и  твердость в мягкой форме.  Маша, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.  Женя, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному. И т. п. Конструктивное предложение Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой  ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения? (Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)  Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по  очереди. Тогда никому не будет обидно.  Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на  колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый  год или на день рождения? V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» Классный руководитель. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его  иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непри­ миримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду  и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали  специальное противопожарное правило ­ «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли  миротворцев. Допустим, В нашем классе недавно вспыхнул конфликт между двумя  ребятами. Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю  конфликтующие стороны к доске. (Учитель просит их встать подальше друг от друга.) Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, никто не хочет первым делать шаги к  примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов. Чтобы сделать эти шаги, вам нужно  честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и  «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?» (Дети по очереди отвечают.) Так, теперь нужно сделать шаг второй... (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) ...и ответить на вопросы: «Из­за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что­то разное происходило одновременно?» (Дети отвечают.) Делаем третий шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое  это может быть решение? (Дети отвечают.) А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»  (Дети отвечают.) А какие решения вам могут подсказать одноклассники? (Дети, сидящие за партами, поднимают  руки, отвечают.) Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений?  Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник? (Дети отвечают.) Мы уже почти погасили конфликт ­ делаем пятый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения? (Дети отвечают.) Остался один шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не  ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.) (Пожимают руки.) Вот мы и погасили этот конфликт ­ перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель  или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить  конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга. VI. Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?» Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, помогут эти 6 шагов примирить противников?  Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие­то другие способы выхода  из конфликтных ситуаций? o Даже и 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга. o А если один из них поступил подло и некрасиво? Я считаю, что тогда не нужно им мириться. o Да они через 2 дня уже забудут, из­за чего подрались, и не нужно будет никакого перемирия. o Можно сцепиться мизинцами: «Мирись, мирись, мирись... и т. д.» ­ это будет гораздо лучше, а главное ­  o Если они захотят помириться, они это сделают и без 6 шагов. А если кто­то из них не захочет, и сто  короче. шагов не помогут. o Есть пословица: «Двое дерутся, третий не лезь!» Станешь их мирить, сам двух врагов наживешь. o Способы выхода из конфликта в каждой ситуации разные. Можно осудить обе стороны, можно наказать (если, например, дети подрались), можно каждому объяснить, в чем он неправ. o В конфликте неправы оба, нужно просто им объяснить это, а ни в коем случае не вставать на сторону  одного. VII. Заключительное слово Классный руководитель. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться  взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы  сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты,  а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. VIII. Подведение итогов (рефлексия) Классный руководитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в  своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения  конфликтов?  Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.  Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.  Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.  Я уверена, что смогу избежать конфликтов.  Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"

Разработка классного часа "Приемы эффективного общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019