Тема: «Как сберечь энергию? #ВместеЯрче #Российскийучебник» 1 класс
Цель: воспитание у обучающихся культуры бережного отношения к энергопользованию в целом, и к энергоресурсам в частности.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с методами, способами
бережного использования энергии и её экономии.
2. Формировать экологическое сознание у обучающихся.
3. Создать мотивацию к экономичному расходу ресурсов и энергии.
4. Вовлекать обучающихся в полезную деятельность по сбережению энергии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель:
- Ребята! Сегодня у вас вовсе необычное занятие. Мы
совершим недолгое путешествие в квартиру. У нас даже есть схема
путешествия.
(Слайд 2)
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Мы живем в комфортных благоустроенных квартирах, всю бытовую
работу выполняют приборы. С помощью чего мы можем:
- посмотреть мультфильм (телевизор);
- сварить суп (электроплита);
- вскипятить воду (электрочайник);
- испечь пирожки (микроволновая печь, электроплита);
- взбить крем на торт(миксер);
- заморозить клубнику, малину, смородину и другие ягоды (холодильник);
- сделать укладку (электроплойка, фен) и т.д.
(Слайд 3)
Учитель:
- Благодаря чему эти приборы совершают свою работу, вы узнаете из
загадки:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (электричество)
III. Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя об электроэнергии и её получении.
- Электричество дает нам большую пользу. А именно - оно несет в себе
энергию. Как вы думаете, что такое энергия? (Ответы детей.)
Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Энергия заставляет машины двигаться, заставляет работать приборы. Электроэнергия играет огромную роль в производстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы в приборах, облегчающих труд человека. В современном мире мы не мыслим себе жизни без электроэнергии. Она наш уникальный помощник.
Откуда же она берется? (ответы детей)
В мире существует множество способов добычи электроэнергии. К традиционным относятся гидроэлектростанции и атомные электростанции. Кстати, в Воронежской области совсем недалеко от нас стоит одна из таких - Нововоронежская АЭС. (слайд 4) Эта электростанция – одно их самых старых предприятий атомной энергетики Российской Федерации. Она выдает около 85% необходимой энергии для Воронежской области, снабжает около 20 крупных предприятий. С 2007 года на этой электростанции ведется строительство двух энергоблоков нового поколения.
Но стоит отметить, что аварии на таких станциях могут привести к катастрофе. Что и произошло на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Существуют современные методы добычи электроэнергии, как например, ветряные электростанции (ВЭС) – это один из самых экологически чистых способов получения электроэнергии. Это экологичное средство для энергосбережения. Ветер относится к возобновляемым источникам энергии. Это выгодно отличает его от традиционных энергетических ресурсов: угля, нефти, газа. Ветряные электростанции строят в тех местах, где высокая средняя скорость ветра, например, в прибрежных районах. Также их располагают на достаточной высоте, потому что чем выше, темы больше скорость ветра. (слайд 5)
Также в последнее время внедряются солнечные электростанции и используются солнечные батареи для обеспечения энергией отдельных зданий и сооружений. Также эти станции активно используются в такой отрасли, как космонавтика. Солнечная электростанция (СЭС) - инженерное сооружение, преобразующее солнечный свет в электрическую энергию. В России такие станции пока не столь популярны, как в Китае, Европе, США, Индии. Но в настоящее время использованию солнечного света в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. Такие станции строят в Крыму и Сибири. (слайд 6)
2. Постановка проблемной задачи.
Давайте предположим, что наша квартира осталась без энергии, которую она
получает в виде газа и электричества. Что мы сможем сделать? Сможем ли мы выпить чай? Или сможем ли мы посмотреть новости по телевизору, послушать музыку?
(Ответы детей.)
А чтобы мы и дальше жили с удобствами, необходимо экономить энергию.
Сегодня мы с вами сможем отыскать самые простые способы, которые
помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это
понимаете? (Ответы детей.)
Энергосбережение - это экономное отношение к энергетическим ресурсам, а также эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Именно так относясь к энергоресурсам, люди не только экономят свой бюджет, но и заботятся о будущих поколениях планеты Земля.
Как же научиться бережному отношению к энергии?
(Видео 1.)
3. Знакомство со способами энергосбережения.
1) Лампа
Что это за прибор?..
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка) (слайд 7)
Ребята, как вы думаете, почему мы не используем лампочку днем? (Ответы
детей.)
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Учитель:
- Что в наших силах сделать, чтобы лампочка не горела зря? (Ответы детей.)
Светодиодные лампы гораздо эффективнее обычных ламп накаливания. Они потребляют электроэнергии в 8 раз меньше, при этом дают большую яркость освещения и срок службы такой лампы превышает 10 лет. Применение таких ламп в доме может существенно сэкономить семейный бюджет. Представьте, сколько возможно сэкономить электроэнергии и денежных средств, если заменить традиционные светильники на улицах городов, областей и даже всей страны на светодиодные? (слайд 8)
2) Холодильник
Учитель:
- Мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей, требующих нашего внимания.
Вот полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник) (слайд 9)
Для чего мы используем холодильник? (Ответы детей.)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, – говорит, –
Если толстый лёд висит».
Учитель:
- Как мы с вами можем создать более благоприятные условия для работы холодильника? (Ответы детей.)
Удачным местом для холодильника на кухне является самое
прохладное место. При температуре в комнате около20 градусов холодильник
расходует на 7% меньше энергии. Так что не советую ставить холодильник
около батареи или других отопительных приборов. Также может затруднить работу холодильника и большое количества снега в морозильнике.
Поэтому предложите взрослым его лишний раз оттаять. От этого его работа
будет гораздо экономичней. Хотя современные холодильники обладают очень полезной функцией No frost. Эти холодильники не накапливают снега и поэтому их не нужно размораживать.
3) Чайник
Учитель:
- Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник) (слайд 10)
Кто любит пить чай? Вижу, чайником вы пользовались не раз. (Ответы
детей.) Тогда для чего мы приобретаем термос? В походе понятно: чтобы всегда иметь горячую воду под рукой, потому что не всегда удается развести огонь.
(Ответы детей.)
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную. (слайд 11)
Учитель:
- Посчитайте, сколько раз в день кипятите воду?
А сколько стаканов из кипяченной воды вы используете? (Ответы детей.)
Наверняка, стакана 3 – 4, а остальная вода остывает себе в чайнике. А
что, если эту воду взять и залить в термос? Таким способом мы можем сэкономить наше время на кипячение воды, а заодно и энергию.
4) Утюг
Учитель:
- Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще два прибора, необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг) (слайд 12)
Кто помогает дома маме гладить белье? Расскажите, как вы это
делаете. (Ответы детей.)
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо
помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье трудно поддается глажению, а значит, и больше расход энергии.
5) Фен
Учитель:
- Эта вещь девочкам знакома точно. (слайд 13)
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным методом? (Ответы детей.)
Горячий воздух, выходящий из фена, плохо плохо влияет на
волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда
спешить, просушить волосы естественным способом? Так вы сохраните здоровье своих
волос, а также пару киловатт электроэнергии.
6) Отопление
Учитель:
- Сейчас – зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире.
Так вот...
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Так бывает, что зимой мы жалуемся на холод в наших квартирах. А
все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло?
(Ответы детей.) Какими способами мы можем сохранить тепло в наших кваритирах? (Ответы детей.) Заклеить в доме все щели в окнах, утеплить двери, закрывать форточки.
IV. Закрепление нового материала.
Я сейчас зачитаю ситуации, а вы, не выкрикивая, а поднимая руку, объясните, правильно ли поступили их герои.
1. «Родители смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить обед. Папа решил помочь маме, он выключил телевизор и тоже пошел на кухню.»
2. «Через час должен начаться любимый Сашин мультфильм. Чтобы его не пропустить, он включил телевизор и сел играть в компьютер.»
3. « Папа сел смотреть телевизор и уснул. Он проспал ровно час. Когда папа проснулся, сразу выключил телевизор и пошел в гараж».
4. «Наши соседи заменили все старые лампочки в квартире на новые энергосберегающие.»
5. «Вася сделал все уроки и побежал на улицу играть в хоккей с друзьями, забыв выключить свет в комнате.»
V. Подведение итогов.
- Давайте подведем итоги, какие меры мы должны предпринимать, чтобы сэкономить электроэнергию?
(Видео 2)
Игра «Парные приборы»
Старинные предметы - Современные аналоги
Утюг - Электроутюг
Веник - Пылесос
Самовар - Электрочайник
Печь - Микроволновая печь
Свеча - Лампочка
Учитель просит обучающихся найти и показать парные картинки.
После игры учитель задает вопросы для обсуждения:
1. Легче ли человеку в быту, используя современные приборы?
2. Как вы думаете, использовав все энергоресурсы, придется ли нам вернутся к старинным приборам?
3. Усложнит или облегчит это жизнь человеку.
VI. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового и
интересного. Надеюсь, что вы теперь будете всегда помнить о том, как экономично воспользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь энергоресурсы (слайд No14)
- Закончить наше занятие я хотела бы закончить словами Бернарда Шоу “Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди.”
Список используемой литературы:
1. Грачёва Е. Энергосбережение для всех и для каждого. – Челябинск:
ОГУП «Энергосбережение», 2002.
2. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. – Брянск: БРОО «Виола», 2003.
3. Азбука энергосбережения: Пособие для учителя /А.И. Гаврихин, С.А.
Косяков, В.В. Литвак и др. – Томск: Изд. «Красное знамя», 1999.
4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Загадки Вселенной. – М.: Издательство
«Вече», 2004.
Интернет-ресурсы
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/klassnyichassbieriezhiomenierg
hiiu
https://www.youtube.com/watch?v=0DQzPox_pLw
https://www.youtube.com/watch?v=FjJScN-YHt
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.