Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Оценка 4.9

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
12.11.2018
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Задачи проекта: Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды. Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой – хранительницей древнейших образов и мотивов. Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе изучения и создания эскизов изделий с использованием элементов русской народной вышивки.
razrabotka_mini.docx
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки». Задачи проекта: 1. Формировать понимание связи представлений людей об устройстве 2. Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой 3. Воспитание художественной культуры, развитие интереса к 4. Развитие познавательного интереса, творческих способностей в мира и образного строя одежды. – хранительницей древнейших образов и мотивов. народному творчеству, его традициям и наследию. процессе изучения и создания эскизов изделий с использованием элементов русской народной вышивки. Актуальность темы: В последние десятилетия сформировано отношение к традиционному прикладному искусству как к архаике, что совершенно неправильно. Оно веками создавалось для России, ее прославления и необходимо сегодня для возрождения памяти народа о всех наших предыдущих поколениях. Русское прикладное искусство — от расписной ложки до паутинного кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся исто- рической художественной традиции, основанной на преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как результате уникального духовного и ручного труда. Среди множества форм художественных народных промыслов- вышивка является самым доступным и любимым. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. 1 Урок 1.Информационный этап. Просмотр слайд- шоу на тему «Русская народная вышивка». Коллективная выработка гипотезы: каждый из элементов вышивки имеет своё значение, а вышивка целиком несёт в себе зашифрованный смысл. 2.Плановый этап Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеям. Определяются цели, задачи, структура и форма групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. Класс разбивается на несколько поисковых групп. Каждая из групп выбирает себе символы вышивки, связанные с одной из стихий: солнце (огонь), вода, воздух, земля, а также символы, связанные с изображением растений, птиц и животных, людей. Одна из групп будет исследовать значение цвета в вышивке. К следующему уроку каждая из групп должна представить доклад или презентацию по выбранной теме. Обсуждается, где можно найти интересующую информацию ( в Интернете, в библиотеке, в музее). Итогом проекта будет эскиз рубахи или сарафана с русским народным узором, значение которого нужно уметь расшифровать. В заключение 1 – го урока ребята по группам изображают на листе формата А2 контур будущей рубахи или сарафана. Для справочного материала используются таблицы на доске. 2 урок. 3.Поисковый этап. За неделю каждая из групп нашла и оформила материал по заданной теме. Урок начинается с отчётов групп. В ходе отчётов выясняется, что символы в вышивке делятся на геометрические, растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные. Геометрический орнамент – это солярные знаки (знаки Солнца), ромбы, квадраты, кресты, розетки, спирали. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. Растительный мотив - различные изображения древа жизни, а также других растений. Первый сюжет русской народной вышивки– дерево, оно– и древо, и древо мира, и древо  познания, и модель мира. Мы говорим –корни памяти, корни истории, корни рода. Мы  говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только  служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – это образ мира и образ  мышления. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу  соответствует земной мир, а кроне – небо Орнитоморфный мотив - изображение петухов, павлинов, уток и др. Птица– один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета– петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде .Птицы на полотенце– знак памяти об усопших, символ души, вестницы иного мира. Они же знак хорошего урожая.         Зооморфный мотив – частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо– равнозначные знаки солнца и тепла. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. Также встречались изображения животных : олень, лось, лев, барс и т. д. Антропоморфный - самым распространённым мотивом являются женские фигуры или полуфигуры. Они очень схематичны. Голова даётся в виде ромба, треугольника, многогранника, розетки или звезды. Иногда подчёркивается головной убор рогатый, конический или треугольный. Нижняя часть фигуры - неизменной расширяющейся книзу клиновидной формы, более или менее приближающейся к треугольнику. Внутри форма часто бывает заполнена изображениями солнечных знаков. Путём сличения народной вышивки с подобными же древними изображениями на керамических и металлических изделиях, добытых при раскопках, установлено, что эти женские фигуры являются олицетворением одного из женских божеств древнего славянского культа, чаще всего Земли- Матери. Один из распространённых сюжетов – трёхчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта .На одних вышивках персонажи поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократную молитву на урожай. 4. Обобщающий этап Производится обработка полученной информации .Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение в группах. На основе самостоятельно собранной и услышанной информации, учащиеся приступают к созданию эскиза вышивки для рубахи или сарафана. На этом уроке необходимо определить места расположения вышивки, сделать разметку карандашом, а затем максимально точно и постараться построить свой вариант орнамента. Задание на дом: обосновать места для расположения орнамента и сам орнамент, достроить орнамент в карандаше. 5.Работа над проектом. 3 урок. К началу урока орнамент в карандаше у всех групп достроен. Работа выполняется фломастерами в цвете. На работу отводится 15 – 20 минут урока. После этого начинается защита проектов. 6.Представление и защита проектов. Каждая группа представляет свой вариант орнамента для рубахи или сарафана, обосновывает значение созданного орнамента, выбор места его расположения. Вывод: гипотеза верна. Орнамент имеет символическое значение. 7.Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы над проектами. Выставление оценок. Литература: 1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972. – 160 с. 2. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. – 1978. – № 3. – 140 с. 3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: Труды Института этнографии. 1992. Т. 81. (Новая серия). – 200 с 4. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990. – 316 с. 5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко- этнографический источник. – М. : Наука, 1978. – 207 с. 6. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008 7. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi.­ 2007 ПРИЛОЖЕНИЕ: ЗНАКИ 1)Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными. 2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом. 3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия. 4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости. 5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер. 6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни). 7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы". 8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня. 9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия. 10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения. 11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. 12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине- фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный. 13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения. ЦВЕТА 1)Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зеленый – Растительность, Жизнь. 4) Черный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. БОГИ Женщина с поднятыми ладонями: Макошь. С опущенными : Лада. Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными. ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА 1) Бык – знак Велеса. 2) Волк – знак Ярилы. 3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса. 4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо). 5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром. 6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов. 7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы. 8) Медведь – знак Велеса. 9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц). 10) Орел – знак Грома, Перуна. 11) Петух – знак Огня, Агуни. 12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете. 13) Кукушка – знак жизни, Живы. 14) Козел – знак плодородия, плодовитости. 15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».

Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018