Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
12.11.2018
Задачи проекта:
Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой – хранительницей древнейших образов и мотивов.
Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей в процессе изучения и создания эскизов изделий с использованием элементов русской народной вышивки.
razrabotka_mini.docx
Разработка мини- проекта
по изобразительному искусству для учащихся 7
класса
по теме: «Образ древней славянской мифологии в
мотивах
русской народной вышивки».
Задачи проекта:
1. Формировать понимание связи представлений людей об устройстве
2. Познакомить обучающихся с традиционной крестьянской вышивкой
3. Воспитание художественной культуры, развитие интереса к
4. Развитие познавательного интереса, творческих способностей в
мира и образного строя одежды.
– хранительницей древнейших образов и мотивов.
народному творчеству, его традициям и наследию.
процессе изучения и создания эскизов изделий с использованием
элементов русской народной вышивки.
Актуальность темы:
В последние десятилетия сформировано отношение к
традиционному прикладному искусству как к архаике, что
совершенно неправильно. Оно веками создавалось для России, ее
прославления и необходимо сегодня для возрождения памяти
народа о всех наших предыдущих поколениях.
Русское прикладное искусство — от расписной ложки до паутинного
кружева — несет в себе основные черты непрерывающейся исто-
рической художественной традиции, основанной на
преемственности поколений и воплощенной в
высокохудожественных изделиях как результате уникального
духовного и ручного труда. Среди множества форм художественных
народных промыслов- вышивка является самым доступным и
любимым. Произведения народных мастериц несут в себе
историческую память народа, хранят его представления о мире,
человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные
художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в
городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется
большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам.
1 Урок
1.Информационный этап.
Просмотр слайд- шоу на тему «Русская народная вышивка».
Коллективная выработка гипотезы: каждый из элементов
вышивки имеет своё значение, а вышивка целиком несёт в себе
зашифрованный смысл. 2.Плановый этап
Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеям.
Определяются цели, задачи, структура и форма групповых проектов.
Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта.
Определяется поле деятельности. Составляется план работы. Класс
разбивается на несколько поисковых групп. Каждая из групп
выбирает себе символы вышивки, связанные с одной из стихий:
солнце (огонь), вода, воздух, земля, а также символы, связанные с
изображением растений, птиц и животных, людей. Одна из групп
будет исследовать значение цвета в вышивке.
К следующему уроку каждая из групп должна представить доклад
или презентацию по выбранной теме. Обсуждается, где можно
найти интересующую информацию ( в Интернете, в библиотеке, в
музее).
Итогом проекта будет эскиз рубахи или сарафана с русским
народным узором, значение которого нужно уметь расшифровать. В
заключение 1 – го урока ребята по группам изображают на листе
формата А2 контур будущей рубахи или сарафана. Для справочного
материала используются таблицы на доске.
2 урок.
3.Поисковый этап.
За неделю каждая из групп нашла и оформила материал по
заданной теме. Урок начинается с отчётов групп. В ходе
отчётов выясняется, что символы в вышивке делятся на
геометрические, растительные, орнитоморфные, зооморфные и
антропоморфные.
Геометрический орнамент – это солярные знаки (знаки Солнца),
ромбы, квадраты, кресты, розетки, спирали.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных
видах народного творчества. Растительный мотив - различные изображения древа жизни, а
также других растений.
Первый сюжет русской народной вышивки– дерево, оно– и древо, и древо мира, и древо
познания, и модель мира. Мы говорим –корни памяти, корни истории, корни рода. Мы
говорим – древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только
служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – это образ мира и образ
мышления. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу
соответствует земной мир, а кроне – небо
Орнитоморфный мотив - изображение петухов, павлинов, уток и
др. Птица– один из самых распространенных образов русского
народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую
композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения
природы, пробуждения земли, рассвета– петух поет на рассвете, когда
восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого
брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде
.Птицы на полотенце– знак памяти об усопших, символ души, вестницы
иного мира. Они же знак хорошего урожая.
Зооморфный мотив – частым сюжетом русской вышивки является
конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца
и неба. Конь, конник, колесо– равнозначные знаки солнца и тепла.
Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и
летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. Также
встречались изображения животных : олень, лось, лев, барс и т. д. Антропоморфный - самым распространённым мотивом являются женские
фигуры или полуфигуры. Они очень схематичны. Голова даётся в виде ромба,
треугольника, многогранника, розетки или звезды. Иногда подчёркивается
головной убор рогатый, конический или треугольный. Нижняя часть фигуры -
неизменной расширяющейся книзу клиновидной формы, более или менее
приближающейся к треугольнику. Внутри форма часто бывает заполнена
изображениями солнечных знаков. Путём сличения народной вышивки с
подобными же древними изображениями на керамических и металлических
изделиях, добытых при раскопках, установлено, что эти женские фигуры
являются олицетворением одного из женских божеств древнего славянского
культа, чаще всего Земли- Матери. Один из распространённых сюжетов –
трёхчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два
основных варианта .На одних вышивках персонажи поднимают руки
вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз.
Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи»
небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры
вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая
последовательность повторов фигуры женщины напоминает
многократную молитву на урожай.
4. Обобщающий этап
Производится обработка полученной информации .Интерпретируются
факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение в
группах. На основе самостоятельно собранной и услышанной
информации, учащиеся приступают к созданию эскиза вышивки
для рубахи или сарафана.
На этом уроке необходимо определить места расположения
вышивки, сделать разметку карандашом, а затем максимально точно
и постараться построить свой вариант орнамента. Задание на дом:
обосновать места для расположения орнамента и сам орнамент,
достроить орнамент в карандаше.
5.Работа над проектом.
3 урок. К началу урока орнамент в карандаше у всех групп достроен.
Работа выполняется фломастерами в цвете. На работу отводится 15
– 20 минут урока. После этого начинается защита проектов.
6.Представление и защита проектов.
Каждая группа представляет свой вариант орнамента для рубахи
или сарафана, обосновывает значение созданного орнамента, выбор
места его расположения. Вывод: гипотеза верна. Орнамент
имеет символическое значение.
7.Подведение итогов.
Анализ и самоанализ работы над проектами. Выставление оценок.
Литература:
1. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. – М., 1972. – 160 с.
2. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы //
Советская этнография. – 1978. – № 3. – 140 с.
3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник:
Труды Института этнографии. 1992. Т. 81. (Новая серия). – 200 с
4. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990. –
316 с.
5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-
этнографический источник. – М. : Наука, 1978. – 207 с.
6. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008
7. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi. 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЗНАКИ
1)Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается
вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными,
"хляби небесные" - горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике).
Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также
является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части –
(вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это –
знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение
зла, знак закрытости.
5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или
погребальный костер. 6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и
Бога Огня - Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания
существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и,
соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По
направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают
знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца
Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави
– разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката
Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что
Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии
разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две
трактовки определения направления вращения знака;
традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей
загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире,
символ долгой жизни.
12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-
фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак
для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный,
белый или же черный.
13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается
небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ
человеческого общения.
ЦВЕТА
1)Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый
Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет
Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь
(жизненная Сила).
3) Зеленый – Растительность, Жизнь.
4) Черный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.
БОГИ Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными : Лада.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти
отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой
Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше
звались Лосиными.
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
8) Медведь – знак Велеса.
9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
10) Орел – знак Грома, Перуна.
11) Петух – знак Огня, Агуни.
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и
современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козел – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.