Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.
Оценка 5

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
08.06.2017
Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.
Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста" соответствует ФГОС и показывает работу учащихся 9 класса по подготовке к ОГЭ по русскому языку. На уроке применяются элементы технологий смыслового чтения, критического мышления. Цели: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания, используя стратегии смыслового чтения текста. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, используя стратегии смыслового чтения текста. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с текстом Д.С.Лихачева . 2.Уметь применять теоретические сведения ,касающиеся комплексного анализа текста. 3. Формировать языковую компетентность (ЗУН): -готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока), -способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности). 5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение). 6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации. 7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле. 8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста. 9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям. Технологии, используемые на уроке: личностно ориентированная; элементы технологии РКМЧП, технология групповой работы, стратегии смыслового чтения текста(приёмы).
конспект урока.doc
Тема урока: «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ в 9 классе) Тип   урока:   урок   комплексного   применения   знаний,   умений   и   навыков учащихся; Цели:  1.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение  вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и  расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к  публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания,  используя стратегии смыслового чтения текста. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе; способствование нравственному развитию  личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли,  используя литературный язык; развитие умения аргументировать,  доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во  время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать,  обобщать, используя стратегии смыслового чтения текста. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с текстом Д.С.Лихачева . 2.Уметь применять  теоретические сведения ,касающиеся   комплексного   анализа текста. 3. Формировать языковую компетентность (ЗУН): ­готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия,  ставить цель урока), ­способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие  к результату (языковой компетентности). 5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему,  основную мысль текста, аргументировать своё суждение). 6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску,  анализу, выбору информации. 7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в  коллективном деле. 8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста. 9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям. Технологии, используемые на уроке: личностно ориентированная; элементы технологии РКМЧП, технология групповой работы,   стратегии смыслового  чтения текста(приёмы). Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация,   раздаточный  материал к уроку Ход урока. 1. Организационно­мотивационный момент. ­ Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята! ­ Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь в нынешнем году вам  предстоит сдавать основной государственный экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, ­ хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ.  Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. ­ Дома вы должны были составить синквейн. С каким словом вы должны были поработать? (экология) ­Прочитайте свои синквейны. ­ Я тоже составила синквейн. Послушайте его (слайд) ЭКОЛОГИЯ, Современная, увлекательная, Развивает, объединяет, спасает, В природе живые существа связаны со средой обитания­ Наука. 3. Определение темы урока. ­ Первая строка – это тема синквейна, она обозначает предмет, о котором пойдет речь. Возможно ли такое на уроке русского языка?  ( Да, если это тема текста). ­О чем мы будем говорить на уроке? (об экологии) – Эпиграфом к нашему уроку  я взяла слова поэта  Е.Евтушенко (слайд): Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя! – Как вы понимаете эти слова? ­Что   означает   выражение   «Убивайте   лишь   зверей   внутри   себя»  (нужно убивать в себе зверя, т.е заботиться о природе, об окружающей среде) ­Мы неслучайно говорим об этом. Чему посвящен 2017 год в России? (слайд) ­Человек­это часть природы. Мир природы и человек тесно взаимосвязаны и образуют   целую   систему,   изучением   которой   занимается   целая   наука­ экология. ­На   ваших   столах   лежит   текст,   автором   которого   является   известный публицист Д.С. Лихачев (слайд)  ­ Прочитаем его. (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к   родной   речи   начинается   с   малого   –   с   любви   к   своей   семье,   к  своему жилищу,   к   своей   школе.   (2)   Эта   любовь,   постепенно   расширяясь, переходит   в   любовь   к   своей   стране   ­   к   ее   истории,   ее   прошлому   и настоящему, а  затем ко всему человечеству, к человеческой Культуре.         (3)   Истинный   патриотизм   ­   это   первая   ступень   к   действенному интернационализму.   (4)   Когда   я   хочу   себе   представить   истинный интернационализм,   я   воображаю   себя   смотрящим   на   нашу   Землю   из мирового пространства. (5) Передо мной ­ крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!      (6) Человек живет в определенной окружающей среде. (7) Загрязнение среды   делает   его   больным,   угрожает   его   жизни,   грозит   гибелью человечеству.   (8)   Всем   известны   те   гигантские   усилия,     которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами,  учеными, воздух, общественными   деятелями,   чтобы   спасти   от   загрязнения   водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.       (9) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая   дает   людям   возможность   эстетического   и   нравственного отдыха. (10) Целительная сила природы хорошо известна.  (11)  Наука,    которая   занимается   охраной   и   восстановлением окружающей   природы,    называется   экологией,  и   как   дисциплина   она начинает уже сейчас преподаваться в университетах.  ­ Сравните эпиграф и текст. Что общего между ними?  (эпиграф и текст объединены общей темой ­ сохранение природы и окружающей среды) ­ Попробуйте определить, с чем мы будем сегодня работать?  4. Постановка целей урока. ­­   Определим   цели   урока.   Используя   следующие   перед   вами     ключевые понятия, определите, какие цели вы поставите перед собой.  Анализ  Орфограммы, пунктограммы  ОГЭ (выполнить анализ текста,  поработать над орфограммами и пуктограммами, подготовиться к ОГЭ) 5. Работа с текстом. По ходу своей работы  с текстом, каждому из вас нужно будет заполнять лист самооценки, с результатами которого мы познакомимся в конце урока.  Лист самооценки (в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «­», исходя из ваших  наблюдений, если у вас есть «­», заполняйте последний столбец таблицы­ проблемы)  Знаю Умею Проблемы 1. Понятие текста и его  признаки. 2. Средства выразительности 3. Орфограммы и  пунктограммы 1.Определять  а)тему текста б)идею текста в)стиль г)тип находить средства  выразительности и  определять их роль в  тексте 3.находить   орфограммы   и пунктограммы Словарная работа. ­  В   тексте   встречаются   такие   слова   как  патриотизм, интернационализм, экология. Попробуйте объяснить значения этих слов. ­Я думаю, что вы затрудняетесь в определении слова «интернационализм», заглянем в Толковый словарь Ожегова: ­ ПАТРИОТИЗМ, ­а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. || прил. патриотический, ­ая,­ое. ­ЭКОЛОГИЯ,  ­и,   ж.   1.   Наука   об   отношениях   растительных   и   животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека   или   социальная   э.   (взаимодействие   человека,   общества   и окружающей среды). Э. культуры (перец.). ­ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ  [тэ], ­а, м. Идеология и политика равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности. || прил. интернационалистический, ­ая,­ое. 1.   Определите   стиль   и   тип   речи  текста. публицистический, тип речи ­ рассуждение) 2. Поработаем в парах и выполним следующее задание. ­ Вы выразили свою точку зрения по отношению к проблеме, поднимаемой  Ответ:    (стиль   речи   ­ Лихачевым в тексте. А на экзамене вам нужно будет приводить в заданиях 15.2, 15.3 аргументы из текста.   ­Найдите и выделите   в тексте те предложения, в которых автор выражает свою   точку   зрения,   которые   можно   привести   в   качестве   аргументов   в сочинении.  Ответ: (7,8,9) (7) Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (8) Всем известны те гигантские усилия,  которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами,  учеными, общественными   деятелями,   чтобы   спасти   от   загрязнения     воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.         (9) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая   дает   людям   возможность   эстетического   и   нравственного отдыха. ­Отметьте результаты своей работы в листах самооценки.  ­ А следующее задание мы выполним в группах. Это 3­е задание ОГЭ.  ­Вы можете подойти друг к другу  посовещаться. ­1 группа. Из предложений 9­11 выпишите эпитеты и укажите их роль в  тексте; ­2группа. Из предложений 6­8 выпишите метафору и укажите ее роль в  тексте; ­3 группа. Из предложений 1­5  выпишите риторическое восклицание и  повторы слов  и укажите их  роль в тексте  Ответы: 1. эстетического и нравственного отдыха, целительная сила  природы (эпитеты конкретизируют существительное); 2. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит  гибелью человечеству (метафора показывает отношение автора к  поднимаемой проблеме); 3.  В первом предложении  лексический повтор любовь заостряет  внимание на чувствах, которые выражает автор текста. В пятом  предложении риторическое восклицание показывает отношение  автора к поднимаемой проблеме в тексте. ­Молодцы, вы успешно справились с заданием. Отмечаем результаты своей  работы в листах самооценки. Физминутка (видео). ­А теперь мы немного отдохнем. Выполним зарядку для глаз. Представьте  себе, что вы в лесу. ­Пришло время поработать самостоятельно с тестами. (5­7 минут)   2­ое   задание   ОГЭ.   В   каком  варианте   ответа   содержится   информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему люди не должны быть равнодушными к загрязнениям в окружающей среде?»         (3)   Истинный   патриотизм   ­   это   первая   ступень   к   действенному интернационализму. (1) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к   родной   речи   начинается   с   малого   –   с   любви   к   своей   семье,   к  своему жилищу, к своей школе. (6) Человек живет в определенной окружающей среде. (7)   Загрязнение   среды   делает   его   больным,   угрожает   его   жизни, грозит гибелью человечеству. 4­ое задание ОГЭ. Из предложений 1­5 выпишите слова, в которых  правописание приставки определяется качеством следующего за ней  согласного корня (расширяясь, бесконечно) 12 задание ОГЭ. ­В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы), обозначающую (­ие) запятую (ые) между  частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.  Всем   известны   те   гигантские   усилия,(1)     которые   предпринимаются нашим   государством,(2)   отдельными   странами,(3)     учеными,(4) общественными деятелями,(5) чтобы спасти от загрязнения   воздух,(6) водоемы,(7) леса, (8)чтобы сохранить животный мир нашей планеты,(9) спасти   становища   перелетных   птиц,(10)   лежбища   морских   животных (1,5,8) 13 задание ОГЭ. ­Среди предложений 1­4 найдите СПП с придаточным времени. Напишите номер этого предложения. Ответ: (4) Когда я хочу себе представить истинный  интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из  мирового пространства. ­Сверимся с эталоном и проверим работу. ­Кто допусти 1 ошибку, 2? В оценочном листе фиксируем и пишем, какая  проблема у вас возникла. Итог урока. Рефлексия.  ­Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу.   ­Достигли вы всех целей, поставленных в начале урока? (выполнить анализ текста,  поработать над орфограммами и  пуктограммами, подготовиться к ОГЭ) ­ В течение урока вы заполняли лист самооценки. Как же вы себя оцениваете  сегодня? Домашнее задание по выбору записано у вас в раздаточных материалах,  которые вы можете использовать. ­Написать сочинение­рассуждение:  15. 3 на тему: «Экология­это...»  Приведите 2 аргумента, опираясь на жизненный опыт, прочитанный вами  сегодня текст. Объем сочинения не менее 70 слов; 15.2. Как вы понимаете смысл предложения:  « Наука,  которая  занимается охраной и восстановлением окружающей природы,   называется экологией, и как дисциплина она начинает уже сейчас  преподаваться в университетах»  Приведите 2 аргумента, опираясь на прочитанный вами сегодня текст. Объем сочинения не менее 70 слов. Комментарий оценок за урок. ­Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением: Всё хорошее в людях – из детства!  Как истоки добра пробудить?  Прикоснуться к природе всем сердцем:  Удивиться, узнать, полюбить!  Мы хотим, чтоб земля расцветала,  И росли, как цветы, малыши,  Чтоб для них экология стала  Не наукой, а частью души!

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.

Разработка открытого урока "Комплексный анализ текста". 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017