Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Способы выражения подлежащего" (6 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.03.2017
Урок русского языка в 6 классе
Тема :Способы выражения подлежащего
Цели:образовательные :сформировать умение выделять грамматическую основу
предложения, познакомить учащихся со способами выражения
подлежащего;
развивающие :развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать
и применять имеющиеся знания на практике.
воспитательные: осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Тип урока : комбинированный
Форма : традиционная
Методы и приемы : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, игровой,творческий
Наглядность:видеозапись,таблица, слайды по теме
Оборудование:интерактивная доска
Ход урока:
I.Организационный момент.Целевая установка.
II.Повторение.Опрос домашнего задания
1) учащиеся читают предложения о весне, выделяют в них грамматическую основу.
2) вопросно-ответная беседа.
III.Новая тема.
Вступительное слово учителя.
-Ребята, я вижу, что вы знакомы с подлежащим и сказуемым, умеете находить их в предложении.
А теперь обратим внимание на подлежащее, чем же оно выражается. Для этого прочитаем текст на стр. 167, упр. 5
1) Работа с текстом.
Выразительное чтение текста учителем( по ходу чтения учитель показывает фотографии сойки, фагота и флейты , дает краткие сведения о них)
Чтение текста по цепочке учащимися.
Вопросно-ответная беседа по содержанию текста:
Когда и где произошла эта история?
Какие звуки послышались в лесу?
На что они были похожи?
Кто был исполнителем этой мелодии?
Кто испортил лесной концерт?
Найдите в тексте восклицательное предложение. Что оно выражает? Почему?
( ответить можно предложениями из текста)
Озаглавить текст ( Дети называют различные варианты : «Музыка в лесу», «Сойки-артистки»,
«Лесной концерт»)
2) А теперь обратим внимание на таблицу. Здесь выписаны два предложения из нашего текста.
1-е предложение: Мы стали слушать лесную музыку.
Найдите грамматическую основу, обратите внимание на подлежащее мы. Является ли оно существительным, называет ли какой- нибудь предмет? Нет. Но ведь слово мы тоже отвечает на вопрос кто?,как и имя существительное. Теперь смотрим на 2-е предложение:
Вдруг раздались тихие и очень приятные звуки.
Находим подлежащее и сказуемое. Является ли подлежащее звуки существительным? (Да)
В каком падеже оно стоит, раз отвечает на вопрос кто?( в Именительном). Значит, подлежащее может быть выражено сущ. в Им. падеже. А теперь возвращаемся к первому предложению.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, они часто встречаются в нашей речи. Они отвечают на вопрос кто? В русском языке их называют местоимениями. В казахском языке они тоже есть ( Есімдік)
Так как они отвечают на вопрос кто? ( вопрос подлежащего), они в предложении выполняют роль подлежащего.
Вывод: Подлежащее может быть выражено существительным в Им. падеже или местоимением
Давайте теперь найдем в тексте предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
(учащиеся записывают на доске предложения, находят грамматическую основу и указываю, чем выражено подлежащее)
3) Инсценировка про Подлежащее.
( Выходят учитель с табличкой на груди «Предложение» и два ученика. У одного на груди табличка «Существительное», у другого –«Местоимение»)
Подлежащее :Я-подлежащее, один из главных членов предложения, отвечаю на вопросы кто? Что? У меня есть два помощника. Это Существительное и Местоимение.
Но вот беда: они постоянно спорят между собой, кто из них главнее.
Существительное: Я, я главнее. Ведь я чаще встречаюсь в предложениях. Например: Наступила весна. Из теплых стран прилетели птицы.
Местоимение: А кто сказал, что я редко встречаюсь в предложениях? Я не называю предмет, но указываю на него. Если бы не я, тебе пришлось бы в тексте повторять одно и то же слово. Например: Школьники заботятся о птицах.. Школьники мастерят скворечники. Разве это правильно?
Подлежащее: Ребята, не ссорьтесь. Вы оба для меня одинаково важны. Мы с вами выполняем одну и ту же роль. Мое главное условие: чтобы вы отвечали на вопрос кто? Любое дело спорится, если ладить между собой. Ну что, будем жить в мире и согласии?
( Все вместе хором » Будем!»)
IV.Закрепление:
Дома вы составляли предложения о весне. Именно таким ясным весенним утром много лет назад произошло величайшее событие в истории человечества. Человек вырвался за пределы Земли. Им был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт мира. Давайте послушаем стихотворение о нем ( ученица читает наизусть стихотворение о Ю. А.Гагарине)
А теперь посмотрим, как это происходило ( просмотр видеозаписи)
Теперь мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо вы усвоили новую тему.
1. Упражнение 8( у доски ). Списать предложения, выделить грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее.
2) Работа в группах. Предлагаются тексты, в которых нужно вставить подходящие по смыслу подлежащие и указать, чем они выражены.
1 группа
В 7 . 00 часов ( Гагарин) занял свое место в кабине корабля. ( Он) очень волновался, но держал себя в руках. (Старт) корабля прошел успешно. (Полет) продолжался 108 минут.
2 группа
Ежегодно наш ( город ) отмечает знаменательную дату. 12 апреля ( Ю. А. Гагарин)
совершил свой исторический полет в космос. ( Мы) по праву гордимся подвигом Ю. Гагарина.
3 группа
С космодрома Байконур запускаются в космос (ракеты). Многие ( космонавты ) стартовали именно отсюда. ( Они) тепло отзываются о нашем городе, часто приезжают в гости.
( для проверки полный текст высвечивается на экране)
в) А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете историю космонавтики.
3)Кроссворд «Космический»( на плакате начерчен кроссворд, ученики маркером заполняют его)
1. Имя дублёра Ю. А. Гагарина
2. Название планеты
3. Фамилия Главного Конструктора.
4. Город, где Гагарин учился в индустриальном техникуме.
5. Село, в котором родился первый космонавт.
6. Корабль, на котором был совершен первый полет в космос
7. Имя первой женщины-космонавта.
8. Одна из собак, летавших в космос.
9. Как звали мать Ю. Гагарина?
( по горизонтали должно появиться слово галактика)
V.Обобщение.
Работа со «слепой » схемой. Раздаются карточки со схемами, даётся одна минута на заполнение. Правильно заполненная схема высвечивается на экране.
подлежащее сказуемое
Кто? Что? Что делал?
Что делает?
Что сделает?
Существительное,
местоимение глагол
VI.Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята, что нового мы мыс вами узнали на сегодняшнем уроке? Чем может быть выражено подлежащее?
Ребята, вы знаете, что после своего первого полета в космос Гагарин много ездил по странам, его приглашали за границу. Во время из встреч со школьниками ваши ровесники часто задавали ему вопрос: Как стать космонавтом? Какие предметы для этого надо учить? На эти вопросы первый космонавт мира ответил так: «Путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы.. Самая большая победа придет к тому, кто стремится к большой цели, не отступает перед трудностями. Ваш труд сейчас- это обязанность хорошо учиться, овладевать знаниями…»
Все начинается с малого. Если вы поставите перед собой цель и будете стремиться к ней , у вас все обязательно получится.
VII.Домашнеезадание. Упр. 7( составить предложения, в которых подлежащее выражено местоимением), выучить правило.
VIII.Комментирование оценок.Урок русского языка в 6 классе
Тема :Способы выражения подлежащего
Цели:образовательные :сформировать умение выделять грамматическую основу
предложения, познакомить учащихся со способами выражения
подлежащего;
развивающие :развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать
и применять имеющиеся знания на практике.
воспитательные: осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Тип урока : комбинированный
Форма : традиционная
Методы и приемы : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, игровой,творческий
Наглядность:видеозапись,таблица, слайды по теме
Оборудование:интерактивная доска
Урок русского языка в 6кл..docx
Урок русского языка в 6 классе
Тема :Способы выражения подлежащего
Цели:образовательные :сформировать умение выделять грамматическую основу
предложения, познакомить учащихся со способами выражения
подлежащего;
развивающие :развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать
и применять имеющиеся знания на практике.
воспитательные: осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Тип урока : комбинированный
Форма : традиционная
Методы и приемы : объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый,
эвристическая беседа, игровой,творческий
Наглядность:видеозапись,таблица, слайды по теме
Оборудование:интерактивная доска
Ход урока:
I.Организационный момент.Целевая установка.
II.Повторение.Опрос домашнего задания
1) учащиеся читают предложения о весне, выделяют в них грамматическую основу.
2) вопросноответная беседа.
III.Новая тема.
Вступительное слово учителя.
Ребята, я вижу, что вы знакомы с подлежащим и сказуемым, умеете находить их в предложении.
А теперь обратим внимание на подлежащее, чем же оно выражается. Для этого прочитаем текст на стр.
167, упр. 5
1) Работа с текстом.
Выразительное чтение текста учителем( по ходу чтения учитель показывает фотографии сойки,
фагота и флейты , дает краткие сведения о них)
Чтение текста по цепочке учащимися.
Вопросноответная беседа по содержанию текста:
Когда и где произошла эта история?
Какие звуки послышались в лесу?
На что они были похожи?
Кто был исполнителем этой мелодии?
Кто испортил лесной концерт?
Найдите в тексте восклицательное предложение. Что оно выражает? Почему?
( ответить можно предложениями из текста)
Озаглавить текст ( Дети называют различные варианты : «Музыка в лесу», «Сойкиартистки»,
«Лесной концерт») 2) А теперь обратим внимание на таблицу. Здесь выписаны два предложения из нашего текста.
1е предложение: Мы стали слушать лесную музыку.
Найдите грамматическую основу, обратите внимание на подлежащее мы. Является ли оно
существительным, называет ли какой нибудь предмет? Нет. Но ведь слово мы тоже отвечает на
вопрос кто?,как и имя существительное. Теперь смотрим на 2е предложение:
Вдруг раздались тихие и очень приятные звуки.
Находим подлежащее и сказуемое. Является ли подлежащее звуки существительным? (Да)
В каком падеже оно стоит, раз отвечает на вопрос кто?( в Именительном). Значит, подлежащее может
быть выражено сущ. в Им. падеже. А теперь возвращаемся к первому предложению.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, они часто встречаются в нашей речи. Они отвечают на вопрос кто? В
русском языке их называют местоимениями. В казахском языке они тоже есть ( Есімдік)
Так как они отвечают на вопрос кто? ( вопрос подлежащего), они в предложении выполняют роль
подлежащего.
Вывод: Подлежащее может быть выражено существительным в Им. падеже или местоимением
Давайте теперь найдем в тексте предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
(учащиеся записывают на доске предложения, находят грамматическую основу и указываю, чем
выражено подлежащее)
3) Инсценировка про Подлежащее.
( Выходят учитель с табличкой на груди «Предложение» и два ученика. У одного на груди табличка
«Существительное», у другого –«Местоимение»)
Подлежащее :Яподлежащее, один из главных членов предложения, отвечаю на вопросы кто? Что? У
меня есть два помощника. Это Существительное и Местоимение.
Но вот беда: они постоянно спорят между собой, кто из них главнее.
Существительное: Я, я главнее. Ведь я чаще встречаюсь в предложениях. Например: Наступила
весна. Из теплых стран прилетели птицы.
Местоимение: А кто сказал, что я редко встречаюсь в предложениях? Я не называю предмет, но
указываю на него. Если бы не я, тебе пришлось бы в тексте повторять одно и то же слово. Например:
Школьники заботятся о птицах.. Школьники мастерят скворечники. Разве это правильно?
Подлежащее: Ребята, не ссорьтесь. Вы оба для меня одинаково важны. Мы с вами выполняем
одну и ту же роль. Мое главное условие: чтобы вы отвечали на вопрос кто? Любое дело спорится,
если ладить между собой. Ну что, будем жить в мире и согласии?
( Все вместе хором » Будем!»)
IV.Закрепление: Дома вы составляли предложения о весне. Именно таким ясным весенним утром много лет назад
произошло величайшее событие в истории человечества. Человек вырвался за пределы Земли. Им
был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт мира. Давайте послушаем стихотворение о нем
( ученица читает наизусть стихотворение о Ю. А.Гагарине)
А теперь посмотрим, как это происходило ( просмотр видеозаписи)
Теперь мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо вы усвоили новую тему.
1. Упражнение 8( у доски ). Списать предложения, выделить грамматическую основу, определить,
чем выражено подлежащее.
2) Работа в группах. Предлагаются тексты, в которых нужно вставить подходящие по смыслу
подлежащие и указать, чем они выражены.
1 группа
В 7 . 00 часов ( Гагарин) занял свое место в кабине корабля. ( Он) очень волновался, но держал
себя в руках. (Старт) корабля прошел успешно. (Полет) продолжался 108 минут.
2 группа
Ежегодно наш ( город ) отмечает знаменательную дату. 12 апреля ( Ю. А. Гагарин)
совершил свой исторический полет в космос. ( Мы) по праву гордимся подвигом Ю. Гагарина.
3 группа
С космодрома Байконур запускаются в космос (ракеты). Многие ( космонавты ) стартовали именно
отсюда. ( Они) тепло отзываются о нашем городе, часто приезжают в гости.
( для проверки полный текст высвечивается на экране)
в) А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете историю космонавтики.
3)Кроссворд «Космический»( на плакате начерчен кроссворд, ученики маркером заполняют его)
1. Имя дублёра Ю. А. Гагарина
2. Название планеты
3. Фамилия Главного Конструктора.
4. Город, где Гагарин учился в индустриальном техникуме.
5. Село, в котором родился первый космонавт.
6. Корабль, на котором был совершен первый полет в космос
7. Имя первой женщиныкосмонавта.
8. Одна из собак, летавших в космос.
9. Как звали мать Ю. Гагарина?
( по горизонтали должно появиться слово галактика)
V.Обобщение.
Работа со «слепой » схемой. Раздаются карточки со схемами, даётся одна минута на заполнение.
Правильно заполненная схема высвечивается на экране.
подлежащее
Кто? Что?
сказуемое
Что делал? Существительное,
местоимение
VI.Подведение итогов.
Что делает?
Что сделает?
глагол
Учитель: Итак, ребята, что нового мы мыс вами узнали на сегодняшнем уроке? Чем может быть
выражено подлежащее?
Ребята, вы знаете, что после своего первого полета в космос Гагарин много ездил по странам, его
приглашали за границу. Во время из встреч со школьниками ваши ровесники часто задавали ему
вопрос: Как стать космонавтом? Какие предметы для этого надо учить? На эти вопросы первый
космонавт мира ответил так: «Путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он
пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по
математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы.. Самая
большая победа придет к тому, кто стремится к большой цели, не отступает перед
трудностями. Ваш труд сейчас это обязанность хорошо учиться, овладевать знаниями…»
Все начинается с малого. Если вы поставите перед собой цель и будете стремиться к ней , у вас все
обязательно получится.
VII.Домашнеезадание. Упр. 7( составить предложения, в которых подлежащее выражено
местоимением), выучить правило.
VIII.Комментирование оценок.
Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Способы выражения подлежащего" (6 класс)
Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Способы выражения подлежащего" (6 класс)
Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Способы выражения подлежащего" (6 класс)
Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Способы выражения подлежащего" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.