ФОРМА СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ
Цель: создать условия для развития умения распознавать формы одного и
того же слова, для формировыания представлений об окончании как
изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в
словосочетании и предложении.
Планируемые результаты: знают признаки и роль окончания; умеют
выполнять разбор слова по составу; различают формы одного и того же слова
и однокоренные слова.
Личностные: Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и
учебнопозновательного моментов изучения русского языка.
(метапредметнае):
Универсальные
Познавательные:строят несложные рассуждения,
делают выводы,
формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их
существенных и несущественных признакоыв; используют ознакомительное и
поисковое чтение, осознают цель чтения.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с
учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой
и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера
в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе.
действия
учебные
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Прочитайте слова в порядке указанных значений.
Прочитайте предложение, которое вы составили.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа (СЛАЙД 1)
Найдите в каждом ряду лишнее слово:
Море, (в) море, моряк, моря;
Лес, лесник, (в) лесу, (о) лесе;
Ученик, ученики, ученица, учениками.
Выполните разбор слов каждого ряда по составу.
Чем отличается состав лишних слов? (в них есть суффиксы)
Чем отличаются друг от друга остальные слова в каждом ряду?
(окончаниями)
Попробуйте предположить, что станет сегодня предметом нашего изучения?
2. Фронтальная работа (СЛАЙД 2)
Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выделите в словах
корень.
Образец: заяц – зайчата. Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь,
галка.
Все ли пары – однокоренные слова?
Как написан корень в однокореннвх словах?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Наблюдение над формами одного и того же слова.
Упр. 142, с. 79
Прочитайте текст, выпишите выделенные слова, выделите изменяемую часть
слова. Сделайте вывод: изменилось ли лексическое значение слова? А что
изменилось? (форма слова)
Чем отличаются формы одного и того же словаот однокоренных слов
(например: осинник, осиновый)
Упр. 143, с. 79
Прочитайте пословицы, объясните их смысл
Спишите пословицы.
Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.
Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась.
2. Ознакомление с признаками окончания (учебник теоретический
материал, с. 80)
Упр. 144, с. 80
Прочитайте. Это словосочетания? Почему?
Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их.
Выделите окончания.
(проверка)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Упр. 145, с. 80
Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получить предложения?
Выполните задания. (взаимопроверка)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Что такое окончание?
Для чего служит окончание?
Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило
соседу по парте.
Упр. 147, с. 81
Прочитайте.
Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в
единственном числе, другое во множественном)
Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (нет)
Почему? (Это формы одного слова)
Выполните задание. Прочитайте пары слов, назовите окончания.
Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило
соседу по парте.
VII.
Закончите предложения: (СЛАЙД 3)
Рефлексия
Урок помог мне …..
Для меня было сложным …..
Мне понравилось ….
VIII. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что же такое окончание?
Домашнее задание
Упр. 146, с.81
Разработка по русскому языку 3 класс по теме: ФОРМА СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ
Разработка по русскому языку 3 класс по теме: ФОРМА СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ
Разработка по русскому языку 3 класс по теме: ФОРМА СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.