Разработка по тематическому контролю в ДОУ по использованию сюжетно-ролевой игры в группах

  • Документация
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.
Иконка файла материала тематический контроль по сюж-рол игре.docx
Приказ  от 02. 03. 2017 г.                                                                                                  № 8 О подготовке и проведении тематического контроля «Роль сюжетно­ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей». Руководствуясь Законом № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  на основании плана внутреннего контроля.  ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести   с 13.03.2017г по 17.03.2017г. тематическую проверку по теме  «Роль  сюжетно­ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».       2.Утвердить план  тематического контроля (Приложение №1)  3. Назначить ответственным за подготовку и проведение тематической проверки  старшего воспитателя Жикину Н.В. 4. Контроль  за исполнением приказа оставляю за собой. Заведующий МБДОУ                              «Юрлинский детский сад № 3»:                                         Полина З.А. С приказом ознакомлена:      _______________________                        _________                   ___________      ( Ф.И.О. работника )                                                          (дата)                                      (подписьТематический контроль ТЕМА: «Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей». Цель: определение эффективности воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно­ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации  интересов детей в разных формах игры. 2. Провести оценку и анализ развития сюжетно­ролевой игры  в группах в соответствии с  требованиями программы. 3. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: с 13­17 марта 2017г. 4. № п/п 1 Направление работы Обследование уровня развития детей Содержание контроля Методика Выявить: ­игровые интересы  детей: ­разнообразие, стабильность,  динамичность игровых ситуаций; ­ зависимость применения игровых  умений от игровых интересов; ­характер игрового взаимодействия в  условиях привлекательной,  интересной для себя роли или  игрушки.  ­Наблюдение за деятельностью детей во время игры. ­Беседы с детьми . ­Наблюдение свободной игровой  деятельности  детей в течение дня. ­Поведение и знания ребенка. 2 3 Оценка профессиональных умений воспитателя ­ Знание педагогами программы по  разделу «Сюжетно­ролевые игры». ­­  Анализ методов, приемов и форм  работы с детьми.    Система  профессионального роста педагогов  МБДОУ. Оценка созданий условий Создание предметно­развивающей  среды для сюжетно­ролевых игр и   условий для самостоятельной  игровой деятельности детей. ­ Беседа  с педагогами по программе. ­ Оценка руководства игровой  деятельностью дошкольников.  ­ Анализ руководства педагога  ролевыми играми детей. ­ Умение руководить играми детей. ­ Оценка условий проведения  сюжетно­ролевых игр.4 Оценка планирования работы Изучение системы планирования  работы с детьми по данному разделу. ­Анализ календарных планов   воспитателей за квартал . 5 Оценка форм  взаимодействия с  родителями по  данной проблеме Оценка родителями МБДОУ по  вопросам игровой деятельности,  готовность родителей к  сотрудничеству и помощи в решении  годовой задачи.   ­Анкетирование  ­ Изучение наглядно­стендовой  информации в группах. Даты проведе ния контрол я Пн. 13 марта Вт. 14 марта Ср. 15 марта План тематического контроля Возрастные группы Вторая младшая  группа  Средняя группа Старшая­подготовительная группа  1 половина дня 2 половина дня 1 половина дня 2половина дня 1половина дня 2 половина дня Оценка условий  проведения  сюжетно­ ролевых игр  Наблюдение за  деятельностью  детей во время  игры Оценка условий  проведения  сюжетно­ролевых  игр  Наблюдение за  деятельностью детей во время игры Анализ  планирования  работы по  игровой  деятельности   Оценка знаний и  поведения  ребенка в игре  Наблюдение  свободной  игровой  деятельности  детей. Беседы с  детьми Анализ  планирования   работы по игровой  деятельности Наблюдение Свободной игровой  деятельности детей Оценка знаний и  поведения ребенка в  игре Беседы с детьми Оценка условий  проведения  сюжетно­ролевых  игр  Анализ  планирования  работы по игровой  деятельности   Оценка знаний и  поведения ребенка  в игре  Наблюдение за  деятельностью детей во время игры Наблюдение  свободной игровой  деятельности детей. Беседы с детьми Чт. 16 марта Оценка  руководства  игровой  деятельностью  детей Пт. 17 марта Анализ  воспитателем  игр детей Анкетирование  родителей по  игровой  деятельности Оценка руководства  игровой  деятельностью детей Анкетирование  родителей по игровой  деятельности Оценка  руководства  игровой  деятельностью  детей Анкетирование  родителей по  игровой  деятельности Анализ  руководства  педагогами игр  детей Анализ воспитателем игр детей Анализ руководства  педагогами игр  детей Анализ  воспитателем игр  детей Анализ руководства  педагогами игр  детей   Поведение и знание ребенка Вопросы для изучения Вторая младшая  Средняя группа  Старшая­ подготови Разновозрастда нет час тич но да нет час тич но тельная  группа да нет ная группа да нет части чно час тич но 1.Содержит ли игра элементы новизны?  2. Содержание игры вводит ребенка в  условную ситуацию?   3. Присутствует ли информация,  которая связана с содержанием  отображаемой жизненной ситуации?   4. Меняется ли в процессе игры игровая  среда (игрушки – заместители, игровой  материал) 5. Использованные методы и приемы  побуждают их к разным способам  воспроизведения действительности? 6. Все ли задействованы в игре? 7. Умеют ли распределять роли?  8. Создает ли воспитатель проблемную  ситуацию для выявления знаний о чем­ либо перед началом сюжетно­ролевой  игры? 9. Добиваются ли дети воображаемого  результата?  10. Как отражена нравственная сторона в  игре? 11. Присутствуют ли отрицательные  качества: Конфликт Грубость в обращении Всегда быть первым Споры 12. Умеют ли решать коллективные  задачи? Анализ планирования  игровой деятельности Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа да нет час тич но да нет час тич но Старшая­ подготовител ьная группа  разновозрас тная группа  да нет да нет части чно части чно1. Требования к плану. Виды игровой  деятельности детей: ­ игры с правилами:   *подвижные   *дидактические   *настольно­печатные   ­ сюжетно­ролевые   ­ театрализованные 2. Формируются ли развивающая,  обучающая, воспитательная задачи.  3. Намечаются ли методы решения  планируемых задач 4. Планируется ли формирование  навыков: ­ применения знаний на практике ­ этических норм поведения во время  игры ­ нравственных качеств ­ самостоятельной игровой деятельности ­ театрализованной деятельности 5. Игровое оборудование Наблюдение за деятельностью детей во время игры Вопросы для изучения Вторая младшая  Средняя группа  Старшая­ подготови тельная  группа  разновозра стная  группа  д а нет част ично да нет да нет части чно да нет час тич но час тич но 1.Умеют ли ориентироваться в игровой  задаче?  2.Умеют ли отражать реальные факты  или события, знания о профессии  взрослых?   3. Умеют ли в процессе игры  регулировать свои желания?   4. Умеют ли дети: Анализировать Обобщать Рассуждать Делать выводы, умозаключения5. Проявляется ли творчество в  создании сюжетно­ролевой игры (выбор  тем) 6. Умеют ли ставить перед собой цель,  находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности (предметы­ заместители) 7. Рождаются ли во время игры новые  варианты? 8. Используют ли пространственную  среду для развертывания игры? 9.Формируют ли способности управлять  своим поведением? 10. Изменяют ли предметно­игровую  среду с учетом практического и игрового опыта? Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников Вопросы для изучения Вторая младшая  Средняя группа  Старшая­ подготовитель ная группа  разновозрастная  группа  да нет да нет час тично част ично да нет Част ично да нет Част ично 1.Наблюдение игры, анализ,  оценка уровня развития  игровой деятельности детей  2. Проектирование развития  ролевой игры, планирование  приемов, направленных на ее  развитие   3. Присутствует ли  информация, которая связана с содержанием отображаемой  жизненной ситуации?   4. Обогащение впечатлений  детей с целью развития игр 5. Проектирование развития  конкретной игры, предвидение  ее развития 6. Пользование прямыми  руководствами игровой  деятельностью (вопросы к  детям, предложение новой  ситуации и т.д.) 7. Включение в игру на  главных и второстепенных  ролях.  8. Выражение своих чувств,  мыслей с помощью речи,мимики, пантомимики  в  процессе воплощения взятой  на себя роли 9. Пользование косвенными  методами руководства игрой 10. Регулирование  взаимоотношений детей,  разрешение конфликтов,  возникающих в процессе игры 11. Включение в игровую  деятельность застенчивых,  неуверенных и малоподвижных детей 12. Обсуждение с детьми и  оценивание игры Вопросы для изучения 1. Соблюдение  игрового  режима  2. Наличие оборудованного  игрового пространства   3. Расположение и хранение  игрушек, атрибутов сюжетно­ ролевых игр   4. Соблюдение правил  пользования игрушками,  атрибутами для творческих  игр 5. Подбор игрушек и других  материалов в соответствии с  тематикой игр 6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности 7. Развитие чувства  ответственности у детей за  сохранение игрушек,  атрибутов творческих игр и  умение приводить их в  порядок 8. Условные обозначения Анализ условий проведения игр Вторая младшая группа Средняя группа Старшая­ подготовитель ная группа разновозрастная группа да нет час тично да нет да нет час тично Части ч но да нет Частич но + ­ //Вопросы для беседы с ребенком: 1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста? 2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома?  Во что ты играешь дома? 3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть  еще? 4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи,  пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных  игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки). 5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто­то помогает? Как ты это делаешь,  расскажи? При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: ­ на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; ­ на любимые сюжеты и роли; ­ на любимые игрушки; Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными  воспитателем играми детей. Анализ руководства педагогами играми детей Вопросы для изучения Вторая младшая  Средняя группа Старшая­ подготовительная  группа  разновозрастная группа  д а нет час тично да нет час тично да нет Част ично да нет час тично 1. Правильно ли воспитатель  понимает свою роль в руководстве  игрой?  2. Насколько полно использует  игру?   3. Развивается ли игровая  деятельность с учетом развития  детей?   4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или  явления? 5. Доиграли ли до конца? 6. Обсуждается ли с детьми  прошедшая игра?7. Формируется ли у них оценочное  отношение не только к выполнению  ролей, но и ко всей игре целиком?  8. Достаточно ли хорошо оснащена  игра необходимым материалом? 9. Доступен ли игровой материал для использования его детьми? Анализ руководства воспитателем играми детей Старшая­ подготовительная разновозрастная  группа группа нет Части чно да нет Части чно Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа да нет да час тично да нет Час тичн о 1.Приемы воздействия  воспитателя на игровую  деятельность детей  2. Игры: показ, совет. Указание,  помощь в налаживании  конфликтов между детьми,  обсуждение с детьми сюжета   3. Оказание помощи детям в  осуществлении игровых замыслов   4. Приемы, направленные на  целеустремленность и активность  в играх 5. Руководство поведением детей 6. Создание положительных  эмоций 7. Условные обозначения Наблюдение свободной игровой деятельности детей в течение дня во время игры Вопросы для изучения Вторая младшая Средняя группа Старшая­ подготовительн разновозрастная  группа да нет Части чно ая группа нет частичн о д а нет час тично да нет да час тич но 1. Рождаются ли во время игры новые  варианты?  2.Умеют ли дети применять свои  знания на практике?   3. Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых?4. Что побуждает детей к началу  игры? ­ Предложение игрушки ­ Взятие роли на себя ­ Совместное обсуждение плана игры ­ Внесение нового оборудования игр ­ Инициатива воспитателя  5. Управляют ли дети своим  поведением во время игры? 6. Изменяют ли предметно­игровую  среду с учетом практического и  игрового опыта? 7. Какие нормы поведения  проявляются во время игры: ­ Доброжелательность ­ Отзывчивость ­ Чуткость ­ Агрессивность ­ Умение договариваться ­ Доверие ­ Сопереживание ­ Взаимопомощь ­ Правдивость ­ Справедливость Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.  Имя ребенка Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок Игровой материал Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов Зависимость применения игровых умений от игровых интересовКарта анализа взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности группы Вторая младшая  Средняя группа Разновозраст ная группа  Старшая­ подготови тельная группа Наглядная информация по теме в уголке для  родителей (доступность, эстетичность  оформления) Планирование индивидуальных бесед и  консультаций с родителями. Проведение совместных тематических  мероприятий (досуги, КВН, викторины и т.д.),  родительских собраний или консультаций  (наличие материалов по проблеме, тетради  протоколов проведения собраний)СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ Мною,   старшим   воспитателем   Жикиной   Н.В.   была   проведена   тематическая проверка в период с 13­17 марта 2017г. Во второй младшей группе   — воспитатели: Штейникова   Н.Л.,   Софина   В.Т.,   в   средней   группе   —   воспитатели:   Чащина   Н.В., Антипьева   Н.С.,   в   старшей­подготовительной   к   школе   группе   —   воспитатели: Кошелева С.А., Антипьева Н.С., в разновозрастной группе, воспитатели: ­ Борисова С.Ф., Ташкинова З.Н. Результаты проверки показали: при посещении второй младшей группы, воспитатель Штейникова   Н.Л.,   просмотрели   сюжетно   ролевую   игру   «Больница»,   «Дом».   Игра проводилась   во   вторую   половину   дня   после   сна.   Была   создана   предметная   среда, возрасту детей данной группы (кухня, кроватки для кукол), использовались игровые атрибуты посуда, куклы, одежда из уголка ряженья и предметы заместители, палочки от   пластмассового   конструктора.   В   начале   игры,   воспитатель     взял   на   себя второстепенную   роль   «больного».   Воспитатель   грамотно   и   четко   управлял   игрой, используя   словесные   и   наглядные   методы.   Игровые   умения   детей   данной   группы достаточно развиты, дети активно включаются в игру, умело действуют с атрибутами и предметами   –заместителями,   связывают   несколько   игровых   сюжетов   «Больница»   и «Дом» и словесно их обозначают. Дети умеют применять свои знания в с/р игре. В средней группе  воспитателем Чащиной Н.В. была создана предметно­игровая среда,   подготовлены   атрибуты   для   игр     «Магазин»   «Овощи­фрукты»,   «Дом». Воспитатель привлекала к выполнению главных ролей детей, а потом в течении игры роль   продавца   разных   отделов   передавалась   другим   детям,   дети   без   споров распределяли   роли   между   собой   и   свободно   переходили   из   одной   игры   в   другую, используя   полученный   ранее   игровой   опыт.   Дети   были   эмоциональны,   активны, соблюдали   правила   игры.   В   игре   использовались,   как   и   игровые   атрибуты   так   и предметы заместители. Дети обладают навыками и умениями необходимыми для их возраста. Воспитатель умело руководила играми детей, брав на себя разные роли в играх, чем способствовала развитию сюжета игры у детей. Анализ   игровой   деятельности   в   старшей­подготовительной   к   школе   группе, воспитатель Кошелева С.А. показал, что   в группе была создана игровая среда, дети играли   небольшими   группами,   объединившись   по   несколько   человек.   3   мальчиков играли в сюжетно ролевую игру водители, три девочки играли в с/р игру «Зоопарк». Роли   дети   распределяли   между   собой   самостоятельно,   у   мальчиков   был   развернут игровой   сюжет,   они   активно   обсуждали   свои   игровые   действия,   комментировали поведение детей.  В игре у девочек в «Зоопарк» были слабо развиты игровые действия, дети практически играли молча. Воспитатель не включалась в игры детей. 6   из   ребят   играли   с/р   игру   «Больница»,   водители,   и   остальные   дети   играли самостоятельно   с   настольно   печатными   играми.     Дети   объединились   в   игре   в небольшую подгруппу. Был врач, медсестра, а остальные пациенты. Дети лечили  детей,слушали,   измеряли   температуру,   бинтовали,   смазывали   зеленкой.   Воспитатель напомнил о вежливой форме обращения  доктора с больными.  Просмотр   игровой   деятельности   детей   в   разновозрастной   группе   (3  –  7   лет), воспитатель Ташкинова З.Н. показал, что в группе дети играли в с/р игру «дом» в игре было задействовано 5 человек, трое из детей играли с настольно печатными играми, двое   мальчиков   играли   в   водителей.   Остальная   часть   детей   свободно   ходила   по групповой комнате. Остальным детям было предложено поиграть в конструктор и «что ­ нибудь построить» В основном во время просмотра свободной игровой деятельности детей, дети объединялись в группы по 2­3 человека. Игровые действия детей развиты слабо, сюжет игры однообразен. Воспитатель пытался включиться в игру детей «стоя над ними», и в результате ему это не удалось. Выводы:  Проведенный тематический контроль заставляет сделать вывод: работа по организации сюжетно­ролевых игр ведется хорошо в второй младшей, средней группе, старшей­подготовительной к школе группе и неудовлетворительно в разновозрастной группе. Рекомендации: 1.Изучение теоретической и практической базы опыта работы. 2. Выбор соответствующих методов и приемов для вовлечения в игру всех детей.  3. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей с  младшего возраста.  4. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной  сферы деятельности. 5. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество  воспитания, образования и развития  Выводы: 1. Работа по развитию у детей логического мышления, умения анализировать,  сравнивать не всегда ведется систематически, мало используется в свободной  деятельности и частично во второй половине дня. 2. Не планируются досуги и развлечения с математическим содержанием. 3. Однообразны формы работы с родителями в данном направлении. 4. Нет взаимосвязи с планированием других видов НОД. Предложения: 1. Систематически планировать работу по формированию у детей логического  мышления. 2.Разнообразить формы работы с родителями и детьми. 3.Пополнить математические уголки дидактическими играми, наглядными  пособиями.