ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ.
Начало обучения 6летних детей и подготовка к нему связаны с
необходимостью учёта важных психологических закономерностей их
развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими
интеллектуальными возможностями ребёнка и специфически «дошкольными»
способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребёнка уже
не только в определённой мере готова к систематическому обучению, но и
требует его.
Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В
этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают
сферы жизни, прежде не доступные ребёнку, т.е. в учебной деятельности.
Иными словами, ребёнок не только готов принять новую социальную позицию
школьника, но и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития 6летнего ребёнка
является обострённая чувствительность (сензитивность), вопервых, к
усвоению нравственнопсихологических норм и правил поведения и, во
вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического
обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние,
которое можно назвать обучаемостью.
Как определить обучаемость ребёнка? Естественно, необходимо
исходить из уровня развития ребёнка, из того, что он умеет, чего достиг, или,
как говорят психологи, из актуальных знаний и умений. Л. С. Выготский
разработал положение о зоне ближайшего развития ребёнка. Определяется
она экспериментальным путём. Если ребёнок не может самостоятельно
выполнить задание, но в состоянии справиться с ним при помощи взрослого,
то оно указывает на зону ближайшего развития и подсказывает нам
завтрашние возможности ребёнка. По сути дела, всё обучение строится на
этом принципе, когда мы с помощью учителя продвигаемся в своём познании
мира.
Умственное развитие ребёнка определяется двумя показателями:
уровнем актуального развития и зоной ближайшего развития. Но ведь хорошо
известно, что дети склонны к подражанию и в речи, и в действиях. Но в
данном случае речь идёт не о механическом подражании, а о сотрудничестве.
Какие же формы помощи оказывает взрослый при выполнении трудного
для ребёнка задания? Одобрение правильных действий , критические
возражения при неверных попытках, наводящие вопросы, прямая подсказка,
наконец, прямой показ, выполнение начального действия, обучение
выполнению задания. Если ребёнок в дальнейшем сам может выполнить
задание, значит, оно уже перешло в зону актуального развития.
Какие же особенности 6леток не столько препятствуют обучению, сколько
требуют иных подходов к нему? У них ещё не развито активное сосредоточение, и удерживать внимание им удаётся не более 1015 минут.
Малыш для успеха обучения нуждается в доброжелательном внимании
взрослого, его сопереживании.
Мышление у 6леток конкретнонаглядное или образное. К
абстрактному мышлению они ещё не способны. Предположим, вы решаете
шахматную задачу, опубликованную в газете. При наглядном мышлении вам
требуется расставить фигуры на доске и размышлять, передвигая их
(нагляднодейственное мышление). Если вы даже решаете её в уме, то всё
равно образно представляете себе их передвижение на доске (образное
мышление). При абстрактном мышлении мы устанавливаем общие
закономерности решения, отвлекаясь от конкретных задач. К последнему
малыши ещё не готовы, и не следует этого требовать от них.
Конечно, возраст определяет границы понимания. Швейцарский
психолог Жан Пиаже помещал перед ребёнком два одинаковых по размеру
шарика пластилина. На глазах у ребёнка один шарик вытягивали в колбаску
(или делали блин) и спрашивали: в каком из предметов пластилина больше? 6
летки были убеждены, что в колбаске или блине пластилина больше.
Конечно, если от детей требовать «железной дисциплины», то такое обучение
скоро надоест. Специальное обследование показало, что при авторитарном,
командном стиле общения учителя с учениками успеваемость и дисциплина
были даже выше, чем при демократическом общении. Но у многих детей
возникало состояние тревожности, неприязненное отношение к учителю и
учёбе. Тревожность – это эмоционально окрашенное ожидание
неблагополучного исхода в разных ситуациях. Она как бы противостоит
оптимизму. Но ведь всё должно быть в меру. Лёгкая тревожность
способствует более тщательному выполнению задания, самопроверке,
самоконтролю. Необоснованный оптимизм приводит к беспечности,
небрежности, легкомыслию.
Конечно, учитель должен не подавлять , не сковывать ребят, не
вызывать у них страх, а наоборот, высвобождать дремлющие у них здоровые
силы: ум, смекалку, находчивость, радостное желание учиться.
К 67 годам формируется готовность учиться по программе своих учителей.
Эту готовность необходимо реализовывать. Но утверждать, что у детей
появляется потребность учиться в школьном понимании этого слова,
преждевременно. Вместе с тем у них есть потребность в общении, в
признании, в самоутверждении. И если учитель использует эти особенности,
он добьётся успеха. Следует предусмотреть создание таких условий и
приёмов, чтобы у школьника возникало впечатление, что он учится свободно,
по собственной инициативе. Учитель не приказывает, а советует, даёт
возможность выбора, сам «ошибается» и использует помощь учеников в
поиске ошибки. У детей преобладает непроизвольная и механическая память.
Запоминается то, что интересно, привлекает, но ещё без попыток логической
связи.
Особенности детей подсказывают формы работы с ними. На 1 место
следует поставить доброжелательное, тёплое, личностное педагогическое
общение. На успехи в учёбе влияет и то положение, которое занимает ребёнок
в группе одноклассников. Наиболее популярны те дети, кого чаще выбирают
при опросах, с кем предпочитают играть. Обычно эти ребята отличаются
общительностью, дружелюбием, умеют придумывать и организовывать игры,
проявляют художественные способности.
Непопулярны замкнутые, неуверенные, робкие ребята. Не любят дети
назойливых, драчливых забияк. Непопулярны и те, кого недолюбливает
учитель. Непопулярные дети учатся слабее, отстают в развитии. И не потому,
что они глупее других. Просто изза скованности они не могут раскрыть свои
способности. А всё, что не реализуется, бездействует, угасает и чахнет.
Подчас и дети, которые в дошкольном периоде отличались разнообразными
способностями, вдруг в школе как бы теряют их. Так происходит с теми, кто
не приучен трудиться, у кого нет трудолюбия. Способности проявляются и
развиваются только в труде.
Для того, чтобы ребёнок успешно учился, необходимо помочь ему в
развитии психических процессов, становлении психических функций. А для
того, чтобы помощь была полноценной, квалифицированной, и родители, и
педагоги должны хорошо знать особенности психологии младшего школьного
возраста.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллекта. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной
перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые,
произвольные процессы. Ребёнок 67 лет обычно мыслит конкретными
категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций,
которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению
и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны
научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять,
сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте
развивается в двух направлениях:
усиливается роль и удельный вес словеснологического, смыслового
запоминания (по сравнению с нагляднообразным);
ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и
регулировать её проявление.
В связи с относительным преобладанием деятельности первой
сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно – образная память. Однако, что же делать для развития памяти и других
познавательных процессов у 6леток и других учеников начальных классов?
Несмотря на то, что 6летний ребёнок ходит в школу, он всё ещё сохраняет (и
надолго) психологический облик, типичный для дошкольника. Нельзя сказать,
что для учеников подготовительных классов учебная деятельность стала
ведущей. Скорее всего, на этом этапе своеобразно сочетаются две ведущие
деятельности – игровая и учебная. На практике это означает, что вся жизнь 6
летнего ребёнка в классе – его учение и труд, развлечения и взаимоотношения
с другими ребятами – пронизаны игрой.
Нельзя не сказать о значении дидактических игр на уроке, об играх, которые
способствуют развитию познавательных процессов, саморегуляции поведения.
Об этих играх более подробно вы можете прочитать в книгах «Развитие
логического мышления детей» , «Развитие творческого мышления детей» Л
Ф.Тихомировой и А.Э.Симановского.
Также очень важно формировать интерес к содержанию учебной
деятельности, к приобретению новых знаний, что связано с переживанием
школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулируют
это чувство одобрение учителя, взрослого, подчёркивание даже самого
небольшого успеха, продвижение вперёд.
Даже относительные неудачи полезно комментировать примерно таким
образом: «Ты уже пишешь гораздо лучше. Сравни, как ты писал сегодня и как
писал неделю назад. Молодец! Ещё немного усилий , и ты будешь писать так,
как надо».
Разработка родительского собрания
Разработка родительского собрания
Разработка родительского собрания
Разработка родительского собрания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.