Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
01.04.2019
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья.
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ОВЗ..docx
«Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Введение
В настоящее время, в условиях, проводимой государством модернизации
различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития
общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его
знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной
информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало
государственной социальноэкономической стратегией. Дети с ограниченными
возможностями здоровья, в особенности инвалиды, – наиболее уязвимая часть
населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив
является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться
со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к
ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и
душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем
возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята
учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Актуальность
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится
основная ответственность за его развитие. Общеизвестно, что формирование
высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его
«культурноисторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой
мере особенности социального развития ребенка определяет первый и
важнейший социальнопедагогический институт – семья. Именно в семье
определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего
развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с
близкими людьми, особенности общения, способы и формы совместной
деятельности, семейные ценности и ориентиры. Необходимым звеном всей
системы коррекционнопедагогической работы должно стать активное
участие в ней семьи, поэтому задача специалистов обучить родителей
способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь
им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.
Привлечение родителей к коррекционноразвивающей работе
Помощь детям с ОВЗ требует и социальнопедагогической поддержки их
семей. Развитие ребенкаинвалида в значительной степени зависит от
благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом
и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может
приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается
на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебноравнодушная
атмосфера, складывающаяся дома, – все это отрицательно сказывается на
развитии ребенка.
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные
проблемы,
физическим,
интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им
всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
связанные с социальноэмоциональным,
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать
атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой,
обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную
социальнопедагогическую помощь, направленную на стимуляцию их
личностного развития и социализации.
Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в
коррекционноразвивающей работе.
Необходимым условием закрепления достигнутого является активное
взаимодействие педагогов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в
отношении к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обучены
адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития
ребенка и о способах их активизации.
Формы работы с родителями В работе с родителями применяются как групповые, так индивидуальные
формы работы. Существенную помощь родителям могут оказать
индивидуальные консультации.
Индивидуальное консультирование предполагает:
совместное обсуждение с родителями хода и результатов
коррекционной работы;
анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных
сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка
рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей
совместным формам деятельности с детьми (главным образом это
различные виды продуктивной деятельности,
артикуляционная
гимнастика, псих гимнастика, развивающие игры и задания).
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями,
как: семинарыпрактикумы; тематические консультации; психологические
тренинги и другие.
Семинарыпрактикумы, как правило, посвящаются какойто одной проблеме.
Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в
них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных
технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней
обстановке.
Родительские тренинги предназначены для наиболее подготовленных
родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ребенку можно только в
том случае, если меняешься сам. Эти тренинги могут иметь форму контакт
группы, группы псих драмы, арттерапии, тренинга личностного роста и т. д.
При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными
остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий;
целевое их планирование; при определении тематики учет родительских
запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских
социальнопсихологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия;
ответственного за проведение мероприятий.
наличие конкретного исполнителя (специалиста),
Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как
ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения
напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и
актуальности предлагаемой для обсуждения темы.
Привлечение в качестве выступающих врачей, психолога повышает их
значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у
родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания
должно быть четко определено, например, последняя пятница каждого
месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами
общеобразовательного учреждения, должна быть известна родителям.
Собрания для родителей младших школьников целесообразно проводить раз в
четверть, четыре раза в год. Каждое родительское собрание необходимо
завершать подведением его итогов и конкретными рекомендациями, которые
понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской
подготовки, и реально ими выполнимы.
Ожидаемые результаты: родители станут активными участниками
образовательного процесса, выстроятся доверительные отношения между
педагогом и родителями, повысится педагогическая грамотность семьи,
взрослые в нужное время скорректируют свои отношения с ребёнком и смогут
во всём ему помочь.
Темы собраний и примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в
воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разработка тематики консультаций для родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.