Урок по истории России, из цикла «Великая Отечественная Война 1941-1945»
Тема урока «Блокада Ленинграда»
Пояснительная записка
Цели:
Образовательные
Сформировать у учащихся представления о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
1. Объяснить понятие «блокада»,познакомить с жизнью блокадного города.
2. Дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда
3. Развивать и расширять представления учащихся о Великой Отечественной Войне и ее героях.
Коррекционно-развивающие
Формировать способность понимать содержание исторических документов, делать выводы;
Задачи:
1. Развивать умения работать с дополнительным материалом (лента времени, контурные карты, исторические источники);
2. Содействовать развитию умения анализировать исторические документы, делать выводы из беседы с учителем.
Воспитательные
1. Формировать у учащихся патриотичекие качества, чувство гордости за подвиг своих дедов, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
2. Развивать интерес к прошлому нашей Родины посредством уроков истории.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация Power Point ,лента времени, индивидуальные тесты, карточки с пунктами плана, карточка со словарным словом, контурные карты, письма в виде треугольников.«История России» 9 класс.
Методы и формы деятельности:
· объяснительно-иллюстративный - информационный блок в презентации, видеофрагменты исторической хроники.
· беседа с использованием презентации "Блокада Ленинграда",
· тестирование с выбором ответов на этапе проверки понимания учащимися нового материала.
· рефлексия - заключительная беседа.
Основные знания.
Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 27 января 1944 г.-полное снятие блокады.
Основные термины:
Блокада, группировка, буржуйки, целлюлоза, жмых
2 Блокада Ленинграда.doc
Урок по истории России, из цикла «Великая Отечественная Война 19411945»
Цели:
Образовательные
Тема урока «Блокада Ленинграда»
Пояснительная записка
Сформировать у учащихся представления о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
1. Объяснить понятие «блокада»,познакомить с жизнью блокадного города.
2. Дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда
3. Развивать и расширять представления учащихся о Великой Отечественной Войне и ее героях.
Коррекционноразвивающие
Формировать способность понимать содержание исторических документов, делать выводы;
Задачи:
1. Развивать умения работать с дополнительным материалом (лента времени, контурные карты, исторические источники);
2. Содействовать развитию умения анализировать исторические документы, делать выводы из беседы с учителем.
Воспитательные
1. Формировать у учащихся патриотичекие качества, чувство гордости за подвиг своих дедов, отстоявших свободу и независимость
Родины в тяжелейших условиях.
2. Развивать интерес к прошлому нашей Родины посредством уроков истории.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация Power Point ,лента времени, индивидуальные тесты, карточки с пунктами
плана, карточка со словарным словом, контурные карты, письма в виде треугольников.«История России» 9 класс.
Методы и формы деятельности:
∙ объяснительноиллюстративный информационный блок в презентации, видеофрагменты исторической хроники.
∙ беседа с использованием презентации "Блокада Ленинграда",
∙ тестирование с выбором ответов на этапе проверки понимания учащимися нового материала.
∙ рефлексия заключительная беседа.
Основные знания.
Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 27 января 1944 г.полное снятие блокады.
Основные термины:
Блокада, группировка, буржуйки, целлюлоза, жмых Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
учащиеся должны усвоить, что, несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном городе , советские людиленинградцы, оказывали
упорное сопротивление врагу, проявляли невероятную отвагу, упорство и решимость выстоять в этой борьбе и не дать врагу захватить
наше Отечество.
Метапредметные:
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Личностные:
формирование познавательного интереса; выработка настойчивости в преодолении трудностей; формирование навыков анализа и
самоанализа. Этап урока
1.Организационный
этап.
Цель этапа
Цель:
включение
учащихся в учебную
деятельность.
Дидактическая
задача этапа. Подготовить
учащихся к работе на
уроке, определить цели и
задачи урока.
Взаимное приветствие,
проверка готовности к
уроку.
2. Этап актуализации
знаний и фиксации
затруднения
в
индивидуальной
деятельности.
Цель:
подготовка
мышления учащихся и
осознание ими потребности
в овладении новыми
знаниями.
Деятельность учащихся
Вспоминают тему и
содержание предыдущих
уроков, участвуют в
беседе.
Готовят ответ на
индивидуальный вопрос,
полученный в «письме»,
отвечают.
Ход занятия
Деятельность учителя
Сегодня мы с вами откроем для себя очень важную страницу в
истории нашей Родины, узнаем много новых и интересных фактов
из жизни нашей страны и наших предков. Тему урока мы с вами
узнаем чуть позже, а сейчас для начала нам нужно повторить то, что
мы изучали на предыдущих уроках, эти знания нам сегодня
помогут.
Поработаем с лентой времени:
Какой век мы изучаем? (XX век)
Как называлось в XX в. Наше государство? (Советский Союз)
Какую тему мы изучаем несколько предыдущих уроков? ( ВОВ)
Назовите дату начала ВОВ? ( 22 июня 1941г)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Все для
фронта! Все для победы!». Давайте вспомним основные события темы:
учитель раздает учащимся с высокими и средними
возможностями усвоения материала письма в виде
треугольников (фронтовые) с индивидуальными вопросами по
пройденному материалу.
Беседа по вопросам:
Какую тему изучали на прошлом уроке?О чем шла речь?
Кто руководил Государственным Комитетом Обороны?
Зачем эвакуировали промышленные предприятия вглубь
страны? 3. Этап активного и
сознательного
усвоения учащимися
нового материала.
Дидактическая
задача
этапа.
Организовать и направить к
цели
познавательную
деятельность учащихся.
Какую помощь оказали стране ученые, инженеры,
конструкторы?
Какое новое оружие появилось на фронтах войны?
Чем и как помогали граждане страны?
Почему люди в стране так самоотверженно работали?
Вывод: В ожесточенных боях советские бойцы отстояли
Москву. Советские люди самоотверженно трудились в тылу,
чтобы помочь фронту. Но война продолжалась. И успех не
всегда был на нашей стороне.
Объявление темы и образовательной цели урока. Дорогие ребята!
Мы продолжаем изучение Великой Отечественной Войны, это событие
занимает особое место в истории нашей Родины, показывая могучий
духи силу объединенного в борьбе с врагом народа.
Тема урока: «Блокада Ленинграда».
Словарная работа с термином «блокада», запись термина в тетрадь.
На доске пункты плана последовательности изучения нового
Записывают число и тему
урока в тетрадь,
знакомятся с планом
урока.
Работают со словарным
словом.
материала:
Данную тему мы будем изучать по плану
План урока
1.Цели Гитлера
2.Начало блокады
3.Жизнь блокадного города
5.Дорога жизни
6.Прорыв блокады
Учитель ( информационный блок) рассказ по презентации.
22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп на
ступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда
отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Бал
тийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно
Слушают рассказ учителя. прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей
и расположенные в городе заводы и фабрики.
«Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении
враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города этап
суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила
облик Ленинграда. Город стал фронтом».
Гитлер поставил перед собой задачу захватить и уничтожить этот
город. В Ленинграде находились крупнейшие советские военные
предприятия. Ленинград являлся крупным советским морским портом.
Ленинград был несколько веков столицей Российского государства. В
нём находилось огромное количество архитектурных памятников.
Ленинград был гордостью Советской страны, поэтому Гитлер и хотел
его разрушить.
Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали
город. Тысячи ленинградцев вышли на строительство оборонительных
сооружений на подступах к Ленинграду. Они рыли окопы, делали
земляные насыпи,
проволокой.
Маскировочными сетками и пустыми мешками в городе закрывали
скульптуры, чтобы их не было видно с воздуха.
обносили их
колючей
С какими танками встретили советские солдаты немцев?
(Т34,КВ)
Отвечают на вопрос
учителя (с.179 учебника
В сентябре 1941г. 300тысячная группа армий «Север» полностью
захватила все подступы к городу. Советские войска вынуждены были
под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро.
Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда,фашистам
удалось блокировать (окружить) город с суши. 8 сентября 1941 года
замкнулось кольцо блокады. Начался отсчёт блокадных дней и ночей.
Работа с картой.
немецких войск на карте учителем.
Показ города Ленинграда и продвижения
8 сентября 1941 года
начало
блокады
Ленинграда (запись в
тетради)
Учащиеся
просматривают
историческую хронику и Фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором.
Для города начались поистине тяжелейшие дни. В начале блокады
городские склады с продовольствием разрушили, продуктов питания
перестало хватать.
Просмотр исторической хроники о начале блокады.
С ноября 1941 г. Норма выдачи хлеба сокращается, а с декабря в
городе начиняется голод. В пищу шло все, люди отдирали обои, на
обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного
на картофельном крахмале. Чтобы заглушить ни с чем несравнимые
страдания от голода из домашних аптечек выбирали все, что можно
употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторку, из столярного клея
варили суп.
Работа с таблицей( раздается учащимся )
Таблица «Ежедневный хлебный паек (в граммах)»
Категория населения
Октябрь 1941года
Ноябрь 1942 года
Рабочие
400
250
Дети до12 лет
200
125
Состав хлеба:10% вода 10% целлюлозная мука, жмых 80%суррогат
и заменитель
Ребята, как вы думаете, достаточно ли такого количества продуктов
человеку для нормальной жизни?
Посмотрите, какое количества хлеба получали по карточкам жители
блокадного Ленинграда.
(Демонстрация нормы потребления хлеба во время блокады).
Словарная работа: целлюлоза, жмых.
делают вывод о
условиях жизни в
блокадном городе.
Анализируют данные
сравнительной таблицы,
соотносят с размером
порции хлеба, выдаваемой
в школе.
Работа со словарными
словами(целлюлоза,
жмых)
Учащиеся читают абзац,
рассматривают
иллюстрации в учебнике, Вывод: продуктов питания не хватало, люди начали умирать от голода
и тяжелой физической работы.
Работа с учебником. Про бытовые условия жизни людей в блокадном
городе нам прочитает ....(с.184 учебника)
Словарная работа: буржуйка.
Вывод: Положение людей было очень тяжелым, люди замерзали в
своих домах, замерз водопровод, поэтому начались перебои с водой
(см. иллюстрации стр.учебника 185)
Просмотр исторической хроники «Ленинград 1942 год» ( 2 мин)
отвечают на вопросы
учителя.
Работа с документом. Чтение учениками отрывков из воспоминаний
ленинградцевблокадников.
Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Голод. Страшный голод. . .
Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою
честность. . .Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба
от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть,
названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я
недостойный сын своей матери».
«Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка
прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь.
В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде,
среди блох... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я
поел сейчас хлеба, хлеба.».
Вывод: положение в Ленинграде катастрофическое. Люди умирают от
голода.
Что же предпринимало руководство страны для помощи
людям, оказавшимся в кольце блокады?
Просмотр учебного фильма. (3 мин)
Как вы поняли, почему дорогу по ладожскому озеру назвали
«Дорогой жизни?» (Продовольствие, медикаменты не давали
людям погибнуть, женщин и детей вывозили в безопасное место).
2 учащихся читают вслух
отрывки писем детей
блокадников, делают
вывод.
Учащиеся смотрят
учебный фильм «дорога
жизни», отвечают на
вопросы.
Запись в тетрадь «Дорога
жизни».
Работают со схемой. Словарная работа: «Дорога жизни».( запись термина в тетрадь)
Работа со схемой «Дорога жизни». (Индивидуально раздается
каждому ученику), на схеме отмечаем дорогу по ладожскому озеру к
Ленинграду.
Вывод: Дорога по Ладожскому озеру помогла людям выжить в
блокадном Ленинграде. По этой дороге шли под постоянным
обстрелом автомобили с продовольствием и медикаментами;из города
эвакуировали больных и раненых, женщин и детей(всего было
эвакуировано 632 тыс.человек).А весной по озеру плыли корабли.
Окончательно город был освобождён только27 января 1944года.
Сама блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей.
4. Физкультминутка.
5.Этап
проверки
понимания учащимися
нового материала.
Включение в систему
знаний и повторение.
Дидактическая
задача
этапа. Установить, усвоили
или нет учащиеся связь
между
фактами,
содержание новых понятий,
устранить обнаруженные
пробелы.
Ребята, давайте посчитаем, сколько лет прошло со дня полного снятия
блокады. Как будем вычислять? (20141944=70лет)
Каково же значение ленинградской блокады?
(В Ленинграде советский народ проявил стойкость, мужество,
героизм. Их подвиг служил примером для советских людей. Немцы
понесли большие потери в живой силе и технике. Боевой дух немцев
был сломлен.)
Индивидуальные тесты. Проверка выполнения тестов,
краткий анализ, коррекция ошибок.
Запись в тетрадь27
января 1944 годаполное
снятие блокады
Ленинграда.
Учащиеся выполняют
небольшую зарядку.
Ученики делают
вычисления.
Отвечают на вопросы.
6.Этап
информирования
учащихся о домашнем
задании,
инструктаж
по его выполнению.
Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание – стр.162
167, читать, отвечать на вопросы.
Дополнительно: просмотр фильма, основанного на реальных
Записывают домашнее
задание в дневник.
событиях «Ладога». 7.Рефлексия
деятельности.
Цель:самооценка
результатов деятельности,
метода
осознание
построения и
границ
применения нового способа
действия.
8.Оценивание
деятельности
учащихся,
выставление отметок.
Обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый
оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей,
эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы.
свою активность,
Оценивают себя,
Поднимают карточки
Оценка собственной деятельности
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Список литературы:
Основная для учащихся:
Данилов В.В., Косулина Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.
Волобуев О.В., Кулешов С.В. История России: учебник – ОАО «Московские учебники», М.,2010
Дополнительная
Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России: 20 век. – М., Дрофа, 2002 г.;
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2012.
Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11 классы – М., 2012.
Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия М., 2010.
Сборник стихов О. Берггольц, Ленинград, 1968г в двух томах
Интернет ресурсы:
http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm
http://www.idf.ru/almanah.shtml
Сеть творческих учителей http://www.itn.ru/
http://lessonhistory.narod.ru
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Разработка урока " Блокада Ленинграда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.