Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика +1
4 кл
07.05.2017
Этот урок мы разработали и провели вместе с моей коллегой Ковальковой В.Н. в рамках предметной недели по Экологии. этот урок дает возможность закрепить решение задач на экологическую тему и выявить экологические проблемы и предложения по их устранению.Урок проходит в форме создания журнала.
экология-математика.docx
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Тема
Цели
Решение задач.. Экологические проблемы современности.
Закреплять умения решать составные задачи,
Формирование: понятий «экология», «экологическая
катастрофа», экологической грамотности учащихся;
умения работать в группах;
развитие логического мышления, наблюдательности;
воспитание бережного отношения к природе
Основное
содержание темы
Термины и понятия
Оборудование:
Личностные
умения
Готовность
ученика
целенаправленно
использовать
знания в учении и в
повседневной
жизни;
познавательный
интерес к науке;
придерживаться
этических норм
общения и
сотрудничества
при совместной
работе над
учебной задачей
Решение задач на экологическую тему;
экологических проблем и предложения по их устранению
выявление
Экология
презентация, игра «танграм», таблички « редактор эколог»,
« редактор математик» «1 редакционная коллегия» «2
редакционная коллегия» «3 редакционная коллегия»
Планируемый результат
Метапредметные умения
Предметные умения
текстовые задачи;
Решать
выявление
последствий
влияния человека на природу,
находить примеры влияния
этих отношений на природные
объекты,
обнаруживать простейшие
взаимосвязи между живой и
неживой природой ; использовать
их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
осознавать ценность
природы и необходимость нести
ответственность за её сохранение,
соблюдать правила
экологического поведения в
природе
Познавательные УУД : уметь
ориентироваться в своей системе
знаний, находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке;
Регулятивные: уметь определять
и формулировать цель на уроке,
планировать своё действие в
соответствии с поставленной
задачей, работать по коллективно
составленному плану, оценивать
правильность выполнения
действия на уровне адекватной
оценки, определять степень
успешности выполнения своей
работы исходя из имеющихся
критериев
Коммуникативные: уметь
оформлять свои мысли в устной
форме, слушать и понимать речь
других, совместно
договариваться о правилах
поведения и общения в группах и
следовать им, пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения; договариваться,
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
1. Организационный момент.
Ход урока.
(1 слайд) Эколог: “Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Мы рады видеть Вас,
приветствовать друг друга и готовы к совместной творческой работе. Сегодня мы
проведём наш урок в форме деловой игры: «Заседание редакционного совета журнала
под названием « Экология + математика»
Математик: Позвольте коллега Вас поправить под названием: «Математика +
экология»
(2 слайд) Эколог: Нет, нет я не ошиблась. Именно « Экология + математика».
( Музыка рефлек.)Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме
тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля.
Жизнь начинается…. Мир ослепительно переливается. Он чудесен! И как важно, чтобы
это продолжалось вечно”. И я считаю, что это самое главное.
Математик: Я согласна с вами коллега, но ничего на земле не может
существовать в наш великий век век кибернетики и атомной энергии без
математических подсчётов.
Эколог: Уважаемый коллега, а давайте мы и этот вопрос обсудим сегодня на
заседании редакционного совета журнала, которое пора открыть и выяснить тему нашего
заседания.
Математик: А это и будет нашим первым заданием коллегамредакторам
определить тему и цель заседания:
1.
Устный счет: (на партах лежат полоски у 1 группы 6 штук желтого
цвета, у 2 группы 8 штук голубого, у 3 группы 8 штук зелёного, на которых даны по 1
заданию на листочках) или (МАТЕМАТИК ЗАЧИТЫВАЕТ ВСЕМ ТРЁМ ГРУППАМ
ОДИНАКОВЫЕ ЗАДАНИЯ, РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ ОНИ ЗАПИСЫВАЮТ В
ТЕТРАДЯХ, А ОДИН ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ПИШЕТ НА «РЕДЕКЦИОННОМ
ЛИСТЕ». Каждая команда выходит к доске и выстраивается в порядке
возрастания
1 группа желтого цвета – ЗАДАЧИ (2 пустых карточки)
2 группа голубого цвета – ЭКОЛОГИЯ
3 группа зелёного ПРОБЛЕМЫ
1. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.
Сколько это кг? 28*1000 = 28000кг
2. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех
хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется для изготовления бумаги
на наш класс? 3* 25
3. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения.
Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? 2500
( таких задач 8) ( Дети решают в тетрадях, а затем каждая группа выходит к доске и берет карточку
своего цвета с ответами становится в порядке возрастания чисел. Должны получиться
слова на обратной стороне чисел: задачи, экология, проблемы)
Эколог.Видите коллега, даже ваши задания по математике все на экологическую тему.
Порядок на планете важнее.
Итак, уважаемые редакторы прошу озвучить тему нашего заседания. (дети говорят)
Математик А какие цели мы перед собой поставим (дети ставят цели)
Целью заседания редакционного совета журнала «Математика + экология»
является также подготовка № журнала для тиража.
Эколог Заседание редакционного совета журнала «Экология+ математика» считаем
открытым.
Математика Редакторы готовы?
Да Готовы!
(Проверка д/з )
Эколог: нашим редакторам было поручено собрать материал об ЭП на нашей
планете. Коллеги какие будут предложения?
( 1 группа:(выслушиваем ответы детей.)
1 уч. я считаю, что журнал надо начать с того, чтобы рассказать читателям что
такое экология? Изучая эту тему мы выяснили
2 уч. Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и
приспосабливаются к окружающей среде, а также о влиянии человека на эту среду.
3 уч. Я хочу дополнить: Термин «экология» возник около 150 лет назад, а изучать
взаимодействие организмов с окружающей природой люди начали чуть больше 70 лет
пока не возникла экологическая катастрофа.)
Эколог экологическая катастрофа?!!! (ОБРАЩЕНИЕ КО 2 ГРУППЕ)
2 группа
1 уч. Мы знаем какой важный материал можно поместить на вторую страницу
нашего журнала – это материал об экологической катастрофе на нашей планете
2 уч. Я предлагаю рассказать читателям, что Экологическая катастрофа или
проблема – это опасное изменение в ПРИРОДЕ под влиянием нас людей. И на этой же
страничке я предлагаю раскрыть читателям следующие экологические проблемы. О них
расскажет мой коллега
3 ученик 1 проблема: Вырубка лесов, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА.
Мы объединили эти 2 проблемы, т.к. считаем, что они взаимосвязаны, вырубая
леса мы уничтожаем «легкие нашей планеты», т. е. деревья и растения для человека
являются основным источником кислорода. Одно большое дерево выделяет кислорода
столько, сколько его необходимо для одного человека.
3 ГРУППА
1 уч. У нас тоже есть предложения, чтобы заинтересовать читателя, давайте поместим на
этой же страничке математическую задачу на экологическую тему.
Математик: Мне нравится ваша идея и для начала я предлагаю вам решить
следующую эколог. задачу:
«В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг
выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 80 грузовых и
70 легковых автомобилей?» ( на время) Эколог Уважаемый редакционный совет, по экологической проблеме вырубка лесов,
загрязнение воздуха мы предлагаем вам сделать выводы и хотим услышать от вас
предложения, как остановить эту катастрофу обсудите в группах
Итак:
3 группа (1. Для того чтобы сократить вырубку леса нужно: как можно больше
перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема
макулатуры.
2 группа2. Ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу
будут похожи на древесину и будут её заменять.
1 группа3. Всем жителям сажать деревья хотя бы 1 в своей жизни.
3 группа4.На предприятиях создавать установки, которые улавливают вредные
вещества.
2 группа 5. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять
воздух.
1 группа 6.Беречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и
сажу.)
На доску вывешивается экологический знак! От каждой группы
Физкультминутка математик ( под музыку)
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И опять в гнездо кладем.
Эколог продолжим заседание совета.
Математик О другой экологической проблеме мы узнаем, решив след. задачу.
«Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту –
в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На
сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую
карту?»
Фронтальная работа
О чем говорится в задаче?об экол. Проб.
Что спрашивается в задаче?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается бутылка?
Почему? Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается телефонная карта?
Запишите решение задачи с . На работу 2 минуты.
3 группа
1 уч. Мы знаем о какой экологической проблеме идет речь. И предлагаем
третью страничку нашего журнала посвятить загрязнению окружающей среды
мусором. Это одна из важнейших проблем или катастроф на нашей Земле.
2 уч. В любой семье ежедневно чтото выбрасывают. В год на каждого жителя
крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран
подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно , ссыпать в одну
гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывести.
3 ученик Мы считаем, что мы должны донести эту информацию до наших
читателей
Эколог Как же остановить загрязнение окружающей среды мусором ? Какие будут
на этот счёт предложения? На обсуждение 2 минуты. (Работа в группах. После
обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией
(Не оставлять мусор, который не разлагается, а выбрасывать в специальные
контейнеры.
Учёным придумать мусорницы автоматы, которые сразу будут из мусора
делать вторичное сырьё, необходимое людям.
Не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются
растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.
Давать очень большие штрафы за выброс мусора вне отведённые для этого
места, как например в стране…… 500 долларов.
Построить больше заводов по переработке мусора – в каждой области.
На доску вывешивается экологический знак! От каждой группы
Математик а вы знаете коллеги я читала в газете
Что у нас в г. Смоленске попадает в реки и озера с заводов и фабрик 75 500 т.
вредных веществ в год, кроме того есть еще выбросы с жилых домов и с
автотранспорта. Я вам предлагаю сейчас подсчитать сколько вредных веществ
попадает в водоёмы, если с жилых домов сливается на 60 000 т. меньше, чем с
заводов, а с автотранспорта в 2 раза меньше, чем с жилых домов. Сколько всего
вредных веществ получают смоленские водоемы?
Эколог – о какой проблеме идет речь ?
1 группа Проблема загрязнения воды. Этой проблеме мы посвятим
следующую страничку нашего журнала.
¾ всего земного шара занимают моря и океаны. Общая площадь земной
поверхности 510 млн. кв. км, более 380 млн. кв. км занимают моря и океаны. Мировой
океан тоже затронула экологическая катастрофа. Ежегодно в океан попадает огромное
количество нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий. От этого
гибнут птицы, мальки рыб, животные. И это ужасно! Так в Бразилии было обнаружено
30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой
она попала в дыхательные пути китов.
Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3
минуты. (Работа в группах.После обсуждения выслушиваем версии ребят и
сравниваем с информацией на слайде)
(Строить очистительные сооружения на предприятиях. Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут.
Использовать специальные химические препараты «судагубки», которые
всасывают вместе с водой нефтяные пятна, пластиковые бутылки.
Людям не выбрасывать отходы в водоемы.)
На доску вывешивается экологический знак! От каждой группы.
«Танграм»
( На слолах у каждой группы лежат фигуры для постройки дома.)
Математик Уважаемые коллеги, а для чего у вас на столах лежат фигуры?
Сто мы из них можем построить?
Ответы детей.
Придвиньте к себе «Танграмы» и выложите из геометрических фигур дом.
Эколог Планета наш общий дом. Долг каждого охранять этот дом и беречь его для
будущих поколений.
Вывод детей
Итог заседания.
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Разработка урока " Математика + экология" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.