На данном уроке обучающиеся расширяют свои знания о народном эпосе, знакомятся с особенностями эпоса народов Поволжья, содержанием фрагмента башкирского эпоса «Урал – батыр».
Учитель ставит перед собой цель : формирование умения анализировать произведения народного эпоса, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие речи; воспитание патриотических чувств, уважения к героям – защитникам родной земли, к своей истории.На данном уроке обучающиеся расширяют свои знания о народном эпосе, знакомятся с особенностями эпоса народов Поволжья, содержанием фрагмента башкирского эпоса «Урал – батыр».
Учитель ставит перед собой цель : формирование умения анализировать произведения народного эпоса, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие речи; воспитание патриотических чувств, уважения к героям – защитникам родной земли, к своей истории.
Башкирский эпос Урал батыр.docx
Тема: «Башкирский народный эпос «Урал – батыр»
Цель:
расширить знания о народном эпосе, познакомить с особенностями
эпоса народов Поволжья, содержанием фрагмента башкирского эпоса
«Урал – батыр»;
формирование умения анализировать произведения народного эпоса,
переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие речи;
воспитание патриотических чувств, уважения к героям – защитникам
родной земли, к своей истории.
Ход урока.
I.
Оргмомент
На предыдущем уроке было дано задание опережающего характера:
II. Опрос
познакомиться со статьей учебника о народном эпосе.
Проверка домашнего задания проходит в форме вопросноответной беседы по
прочитанному материалу, чтобы подготовить к восприятию нового материала:
Что такое героический эпос? (народные сказания о богатырях,
защитниках своей земли).
С героическим эпосом каких народов вы уже знакомы? русские былины,
киргизский «Манас», абхазские сказания о нартах)
Кто исполнял эти произведения в древние времена и как? (сказители
под аккомпанемент музыкальных инструментов)
Чем объясняется тот факт, что у всех народов есть сказания о
богатырях, защитниках земли? (испокон веков народы боролись за свою
независимость, защищая свою родину)
III. Объяснение нового материала
Настраивание на изучение текста, подведение учащихся к формулированию
темы урока и его целей.
Обратите внимание на стенд (на стенде представлены иллюстрации к русским
былинам, т.к предыдущий урок был посвящен именно этой теме).
Что изменилось? Что прибавилось? (кроме героев русских былин
появились герои тюркских народов).
Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Какова
тема нашего урока? (сегодня мы будем говорить об эпосе татарского
народа или башкирского народа). А почему я не убрала иллюстрации, которые вывешивала ранее? (чтобы
могли сравнить героев и произведения разных народов, понять, что у
них общего и чем они различаются).
Значит, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке? (совместно
формулируется тема урока).
Целеполагание урока.
Введение нового материала осуществляется методом постановки
проблемы: «Что общего в эпосе народов, которые по условиям жизни, по
религии совершенно разные?». Постановка проблемы обеспечивает
познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание
материала большинством класса.
Нам предстоит узнать об эпосе народов Поволжья, научиться сопоставлять
героев разных народных эпосов, вы сумеете, идя вслед за автором, определять
главную мысль произведения.
Запись темы на доске и в тетради: Башкирский народный эпос «Урал –
батыр».
Слово учителя об истории возникновении башкирского народного эпоса.
(На данном этапе урока мы знакомимся с исторической основой
башкирского эпоса, анализируем содержание фрагмента, опираясь на
литературоведческий материал. Данная тема входит в раздел учебника
«Следы во времени»).
Башкирский народный эпос « Урал – батыр» был «открыт», т.е письменно
зафиксирован, в начале XX в.
Народы Южного Урала и Поволжья, создавшие его, находились в центре
великих исторических событий России прошлых веков, принимали участие
как в защите российских земель от завоевателей с Востока и Запада, так и в
крестьянских восстаниях, против крепостного строя, в том числе и восстании
Пугачева.
Герой башкирского народа, могучий Урал – батыр, обладает огромной
физической силой. Он воюет со страшными чудовищами, борется с
несправедливостью, отправляется на поиски бессмертия.
Работа с текстом, чтение и комментирование учителем. Прокомментировав
непонятные слова (гет – богатырь, майдан – площадь, хаба – кожаный мешок,
падишах – правитель, кумыс – молоко верблюдицы, тенгри – бог), вслед за
автором мы движемся по тексту произведения.
Обращаемся к учебнику, где помещен фрагмент из башкирского эпоса «
Урал – батыр». Читает отрывок учитель.
IV. Закрепление. Аналитическая беседа по тексту.
Изучение текста идет как побуждающий диалог. Обращаясь к тексту,
учащиеся ищут ответа на вопрос, подтверждая свои рассуждения текстом. С какой целью отправляется Урал – батыр в поход? Как он об этом сам
говорит? Найдите строки произведения. (I строфа)
Как живется людям в стране падишаха Катилы? Подтвердите текстом.
Какой образ падишаха создан народом в эпосе? На какие детали в
описании сделан упор? Какие изобразительные средства используются?
Проанализируйте поведение Урал – батыра по отношению к падишаху и
его дочери. Какими качествами наградил народ своего богатыря?
Какую роль играет в данном фрагменте сцена сражения Урал – батыра
со свирепым быком?
V. Обобщение материала урока и подведение итогов.
Сравните героя русских былин Илью Муромца и героя башкирского эпоса
Урал – батыра. Как вы думаете, почему народ наделяет своих богатырей
сходными качествами?
На территории Поволжья проживал еще один народ – татары, наши предки.
Как называется татарский народный эпос? О каких героях татарского
народного эпоса вы знаете? (ребята рассказывают о героях татарского эпоса, с
которыми уже познакомились на уроках татарского языка).
На уроке учитываются индивидуальные способности учащихся: с этой целью
сильным ученикам были предложены задания опережающего характера:
подготовить перевод отрывка из произведения татарского эпоса о герое –
Джуре – богатыре. Прослушиваются подготовленные переводы.
В 2005 году Казань, столица Республики Татарстан, отметила свое 1000
летие. На гербе города изображен змей. Почему?
Ученик читает отрывок из легенды (задание опережающего характера):
…Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,
Чудогород построить решил царь Саин.
…Задрожала земля, небосвод потемнел:
Аджаха –лютый змей на людей налетел.
С ним другие ползли, смерть и ужас несли.
Тут нашелся батыр удалой,
Змея он обвел чертой колдовской,
Тростником тот круг обложил,
Вмиг поджег и разом спалил.
Это легенда, но на Кремлевском холме было много змей – это сущая правда. VI. Рефлексия
В каких еще русских и татарских сказках герой побеждает змея?
Что общего у героического эпоса разных народов?
Что сближает героев – богатырей русских былин, башкирского,
татарского эпоса?
Чем привлекательны эти герои сегодня? Почему былины включены в
современные учебники?
А есть ли герои в наше время, которых можно было бы сравнить с
былинными богатырями?
Запись вопроса в тетради: «Что сближает героев – богатырей русских
былин, башкирского, татарского эпоса? Чем они привлекательны и
сегодня?»
VII. Домашнее задание (разноуровневое)
Всем письменный ответ на вопрос, записанный в тетради, по материалам
урока.
Подготовить по сказаниям башкирского, татарского эпоса рассказ о народных
героях (по желанию).
Разработка урока "Башкирский эпос "Урал-батыр"
Разработка урока "Башкирский эпос "Урал-батыр"
Разработка урока "Башкирский эпос "Урал-батыр"
Разработка урока "Башкирский эпос "Урал-батыр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.