Планконспект урока биологии в 5 классе по теме
«Грибы в биосфере и жизни человека»
(А.А.Вахрушев)
1. Создание проблемной ситуации, 57 минут.
Ребята! Сегодня нам предстоит сделать много открытий. Поэтому будьте
внимательны!
Землю пробуравил,
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся!
Что это? О чём идёт речь?
Давайте ещё послушаем, что говорят о грибах наши старые знакомые:
Антошка и биолог.
(О грибах)
(Антошка: Грибы полезные, потому что вкусные!
Биолог: Даже если бы все грибы были несъедобны, их значение для
биосферы было бы огромным. Не будь грибов, остатки мёртвых
организмов покрыли бы всю сушу!
Антошка: Как это?)
Что интересного вы заметили?
(Не только съедобные грибы могут быть полезны)
Чем различаются взгляды собеседников?
(Антошка считает, что только съедобные грибы полезны, а биолог
утверждает, что и несъедобные грибы могут быть полезны)
Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить?
(Так. Кто ещё хочет сказать?)
(Какова роль грибов на нашей планете?)
И какая будет тема урока?
(Роль грибов в биосфере и жизни человека)слайд № 1
Запись темы урока в тетрадь.
2. Версии решения проблемы, 23 минуты.
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
(Роль грибов: пища для человека, порча продуктов, разрушители,
использует дрожжи и т.д.) – запись предварительной схемы на доске
3. Актуализация знаний, 510 минут.
1.Что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека?
(Дают разные ответы. Если затрудняются, можно открыть слайд №
2)
2.Какая «профессия» у грибов в экосистемах? 3.Что они разрушают?
(Органические вещества, мёртвые остатки, превращая их в доступные
(Разрушители)
4.Что такое симбиоз?
для растений)
(Взаимовыгодное сожительство разных организмов)
5.Какая часть гриба используется людьми в пищу?
6.А каких знаний нам не хватает, чтобы найти решение проблемы?
(Плодовое тело – ножка и шляпка)
(Слайд № 3, открываем после ответов учащихся)
1.Роль грибов в биосфере.
2.Использование грибов человеком.
3.Съедобные и ядовитые грибы.
4.Правила сбора грибов.
(Так. Кто ещё хочет сказать?)
5.Грибывредители.
4. Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний, 2025 минут.
Молодцы, ребята! Итак, тема урока есть, план работы мы наметили, а
чтобы ответить на поставленные вопросы и найти решение проблемы,
давайте проверим наши версии с помощью учебника. Откройте учебник на
стр. 96, § 17. Работать вы будете в группах. У вас на столах есть задания,
которые необходимо выполнить. В процессе работы вам нужно составить
схему о роли грибов. Время на выполнение заданий – 7 минут. Итак,
приступаем.
(Идёт самостоятельная работа в группах.По окончании времени
учитель вместе с классом проверяет версии учащихся и фиксирует на
доске их ответы.)
Карточка № 1 (слайд № 4)
1. Прочтите текст на стр. 96 «Грибы – разрушители вещей».
2. Ответьте на вопрос: «Какой вред грибы наносят хозяйству?»
Карточка № 2 (слайд №№ 5,6 и 7 с вопросом)
1. Прочтите текст на стр. 96 «Болезнетворные грибы».
2. Рассмотрите грибтрутовик, ответьте на вопрос: «Почему древесные
грибы считаются опасной болезнью леса?»
Карточка № 3(слайд №№ 8,9) 1. Прочтите текст на стр. 97 «Грибы обновляют биосферу. Грибы
помогают деревьям и травам».
2. Запиши в тетрадь, какую роль грибы играют в природе и что такое
микориза? (Все учащиеся записывают в тетрадь определение
микоризы).
(Физкультминутка)
Ребята, а к нам на урок грибы пожаловали!
Карточка № 4 (слайд №№ 10,11,12,13)
1. Прочтите текст на стр. 97 «Многие грибы съедобны».
2.
3.
Ответьте на вопрос: «Как отличить съедобные грибы от несъедобных?»
Сформулируйте правила сбора грибов, запишите их в тетрадь.
Карточка № 5(слайд № 14 с вопросом, № 15ответ, №16)
1. Прочтите текст на стр.97 «Грибы создают лекарства» и на стр.99
«Грибы – помощники хлебопёков».
2. Ответьте на вопросы: «Что такое антибиотики (все записывают в
тетрадь), какова их роль? Где люди используют грибы?»
Итак, какая схема у нас получилась? (слайд № 17)
(Роль грибов – обновление биосферы, помощники растений, производство
лекарств и продуктов питания, пища для человека и животных,
разрушители вещей и порча продуктов, болезнетворные грибы.)
5. Выражение решения. Применение нового знания, 510 минут.
Итак, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
(Учащиеся дают свои ответы, затем сравниваем свой вывод с
авторским вариантом). (Слайд № 18).
Да, роль грибов на нашей планете очень велика. Надо бережно относиться
к грибам, даже ядовитым, т.к. всё в природе взаимосвязано, уничтожая
одно, мы наносим вред другому.
Ну что ж, а теперь, используя свои новые знания, давайте попробуем
определить, о какой роли грибов сейчас пойдёт речь?
(Выходят ученики с сообщениями о грибах) 1.На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки от парши. А
самый ценный гриб – трюфель, а может пеницилл. Как вы думаете, какова
роль грибов в этих примерах?
(фитофтора и парша –паразиты, трюфель – съедобный, а пеницилл
используют для изготовления лекарств).
2.Зачем маляры перед побелкой смачивают потолок медным купоросом?
(Чтобы там не поселились грибыразрушители, если вдруг будет влажно и
тепло).
3.Ты решил построить деревянный дом. Какие меры по защите от гниения ты
предпримешь на стадии проектирования и во время строительства?
(Место для дома должно быть не влажным, хорошо проветриваемым и
строительный материал нужно пропитать специальным веществом,
защищающим его от гниения).
4.В каких случаях грибы, разрушающие вещи и продукты, могут приносить
пользу человеку?
(Когда они разрушают бытовые и промышленные отходы).
6. Рефлексия. Домашнее задание, 2 минуты. (Слайд № 19).
Вам понятна тема урока?
Что нового вы для себя открыли?
Что больше всего понравилось на уроке?
Что вызвало затруднения?
Дом.задание: § 17, повт.главу № 5, составить кроссворд «Грибы»
До свидания! Спасибо за урок!
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Грибы в биосфере и жизни человека"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Грибы в биосфере и жизни человека"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Грибы в биосфере и жизни человека"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: "Грибы в биосфере и жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.