ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Любовь Жаркова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Интегрированный урок по природоведению и математике  в 5 классе на тему:  «Роль зеленых насаждений на планете и в жизни человека»

Интегрированный урок по природоведению и математике в 5 классе на тему: «Роль зеленых насаждений на планете и в жизни человека»

Метапредметные цели урока: - развивать у обучающихся биологические и математические компетенции для объяснения процессов и явлений охраны растений на Земле; - научить обучающихся применять математические знания на практике и действовать в нестандартных ситуациях; - научить обучающихся видеть и понимать экологические проблемы Волгоградской области и находить пути их решения. Задачи урока: 1.Образовательная: - повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы; - расширить знания учащихся о роли зеленых растений в природе и жизни человека. 2. Развивающая: - применять математические знания при решении практических задач; - применить биологические знания при решении задач экологического содержания; -продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы; - развивать познавательный интерес к различным методам изучения окружающей среды. 3. Воспитательная: - воспитывать у обучающихся новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине; - воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, чувство патриотизма, эстетические чувства. Тип урока: интегрированный. Форма урока: урок-исследование.

  • Разработки уроков
  • Биология
  • Математика
  • 5 кл.
Интегрированный урок по природоведению и математике в 5 классе на тему: «Роль зеленых насаждений на планете и в жизни человека» Жаркова Любовь Викторовна, учитель биологии Голова Тамара Георгиевна, учитель математики Метапредметные цели урока: - развивать у обучающихся биологические и математические компетенции для объяснения процессов и явлений охраны растений на Земле; - научить обучающихся применять математические знания на практике и действовать в нестандартных ситуациях; - научить обучающихся видеть и понимать экологические проблемы Волгоградской области и находить пути их решения. Задачи урока: 1.Образовательная: - повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы; - расширить знания учащихся о роли зеленых растений в природе и жизни человека. 2. Развивающая: - применять математические знания при решении практических задач; - применить биологические знания при решении задач экологического содержания; -продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы; - развивать познавательный интерес к различным методам изучения окружающей среды. 3. Воспитательная: - воспитывать у обучающихся новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине; - воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, чувство патриотизма, эстетические чувства. Тип урока: интегрированный. Форма урока: урок-исследование. Оборудование:. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами: - расширим знания о роли зеленых растений в природе и жизни человека; -повторим все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы; - научимся видеть и понимать экологические проблемы Волгоградской области и находить пути их решения. Слайд 1: «Тема урока» Слайд 2: «Цели урока» 2. Актуализация знаний. Учитель биологии: Над желтой нивой – купол голубой Плывет, как лебедь, парус у причала. К огромной нашей Родине любовь Берет от малой Родины начало. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы и степи таят в себе огромные природные богатства. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы Учитель математики: Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Фильм 3.Решение экологических задач. Учитель математики: Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче Задача 1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2005, и сколько, чтобы издать тираж учебника? Этапы работы над задачей: 1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке) 2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на два) 3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж) 3. Выразить результат в квадратных метрах. 4. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника? Слайд 3 Решение. Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна 14*21=294 см2 В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника 294*142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2 . На 1000 м2 нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2 На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется 104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса = 125 га Учитель биологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? Вывод: Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового. Учитель биологии: Тополя поглощают углекислого газа больше чем ель, в 5 раз больше чем лиственница, в 3,5 раза больше дуба и в 2,5 раза больше чем липа. Своими листьями тополя задерживают пыли в 15-25 раз больше чем белая акация и вяз перисто-ветвистый. Один гектар тополей за год продуцирует 200-300 тонн кислорода. Учитель биологии: Растения стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Учитель математики: Группа учеников класса в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы: 1. Какова площадь школьного участка? 2. Какую площадь занимают деревья? 3. Сколько детей обучается в школе? Продолжим их исследование. Задача 2 Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика? Учитель биологии: Лес – дитя Земли. Нельзя забывать, что лес это не только универсальное сырьё, но и важнейший компонент природы. Наш век – век техники. За последние 100 лет углекислоты в атмосфере добавилось 360 млрд. тонн и концентрация её выросла на 13%. Процесс этот продолжается. Автомашина за тысячи километров пробега съедает кислорода равную годовой норме человека. Воздушный лайнер, перелетев океан, выбрасывает в атмосферу 100 тонн углекислоты. Леса регенерируют, очищают воздух планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. За один тёплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220 – 280 кг углекислого газа и выделяет 180 – 200кг кислорода Учитель математики: Задача3. Мы предлагаем посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ¾ г кислорода. Вывод - Слайд 4 Слайд 5 Решение. Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 450 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 450 примерно 11,1 м2 насаждений Слайды (6 -13) Презентация Бердниковой Маши Слайд 14 Решение: 1.350*30=10500г (потребляет 30 человек) 2.43 ¾*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки) 3.10500:1050=10(деревьев) Ответ:10 деревьев Слайды ( 15-19) Серебренникова Алина Учитель биологии: Трудно переоценить роль леса в очистке воздуха от пыли и вредных газов, а воду – от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе. Способность их в этом просто удивительная: на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 30 – 60 раз и в 10 раз больше, чем на лужайках. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 т пыли (сосна - до 36 т, ель – 30 т, бук – 65 т), а лиственные до 100 тонн. Учитель математики: Мы предлагаем вам задачу4, подтверждающую эту уникальную способность зелёных насаждений. На 50км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства. Учитель биологии. Ребята, трудно представить, что произойдёт с нашей планетой, если этот уникальный природный дар будет утрачен. А ведь произойти это может, и поводов для опасений более чем достаточно. В Англии уничтожено 95% лесов, тропические леса Африки уменьшились на 70%, Южной Америки – 60%, в Китае лишь 8% территории покрыто лесом. Учитель математики. Я хочу предложить вам решить задачу5. Общая площадь лесов Волгоградской области 699 тыс. га. Ежегодно на планете леса уменьшаются на 2%. На сколько уменьшится площадь лесов Волгоградской области за 2 года? Учитель биология: Кроны деревьев существенно влияют на температуру воздуха. Разница температуры в лесу и на открытом воздухе достигает 11-17 градусов. Леса умеряют как сильные морозы, ветер, так и летнюю жару. Учитель математики: Примером этого послужит следующая задача 6: в жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2ºС ниже, чем на городской площади и на 1,5ºС выше чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 29ºС? Учитель биологии. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря. Санатории, дома отдыха строят в самых красивых уголках. Случайность ли это? Нет, не случайность. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Хвойные выделяют в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки, поэтому воздух в лесу не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах. Вдыхать аромат сосны полезно при насморке и кашле. Сосна оздоравливает воздух и летом и зимой (лиственные деревья только летом). Сосновый лес, занимающий площадь 1 га, продуцирует в сутки 5 кг фитонцидов (лиственный лес – 2 кг, а можжевеловый – 30 кг) Учитель математики: Несколько граммов фитонцидов обеззараживают сотни кубометров атмосферы. Предлагаем решить задачу7. В 1 м³ воздуха лесного массива содержится около 420 микробов. Сколько микробов содержится в классе размером 7*6.5*3, если в городском воздухе их в 11 раз больше, чем в лесу? Учитель математики. Один из способов охраны леса я могу вам предложить прямо сейчас. Задача 8. 1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. В школе 800 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберёт10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника ½ кг. Учитель биологии. Озеленность Волгограда значительно меньше той величины, которая принимается за оптимальную. На одного жителя города площадь зеленых насаждений в среднем составляет около 10 кв. м при норме 25 кв. м. Уже сегодня город потребляет кислорода больше, чем его производят городские насаждения. Пока проблему решает циркуляция воздушных масс - воздух, насыщенный кислородом, поступает в город извне, но, тем не менее, уже сейчас при определенных погодных условиях горожане с ослабленным здоровьем ощущают недостаток кислорода. Город Волгоград - большой город, он протянулся больше чем на 80 км вдоль реки Волга, в городе 8 районов. В Волгограде много промышленных предприятий, особенно в нашем Красноармейском районе. Волгоград относится к 150 городам России с наиболее неблагополучной экологической обстановкой. В атмосферу города от производств поступает около 100 тысяч тонн вредных выбросов 200 наименований. 59 % из них составляют выбросы в Красноармейском районе. 270 тысяч тонн в год – выбросы от автотранспорта в атмосферу города. Мы все любим отдыхать на «природе». Присутствие даже одного человека не проходит для леса бесследно. Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костёр на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает различных птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения деревьев способствуют заражению их насекомыми- вредителями. Но в настоящее время растения безжалостно уничтожаются человеком. Например, за последние 10 тыс. лет на Земле уничтожено 2/3 лесов. Да что далеко ходить, посмотрите как интенсивно вырубаются и обрезаются деревья в нашем городе (демонстрация фотографий). Да и многие из вас, я думаю, ломали деревья, срывали редкие растения. А может наше отношение к растениям оправданно и мы можем прожить и без них? Выводы по результатам исследования Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека. Следует ещё раз напомнить: лес – наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда Поэтому, необходимо беречь те деревья, которые уже растут, но и сажать новые, и чем больше, тем лучше. Хочется сказать: «Люди, думайте о будущем! Берегите то, что имеем». 4. Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным Слайды (20-24) – Голов Андрей Слайд 21 Слайд 26. Решение: 1.40000:5000=8(кг пыли над 1га леса) 2.8*12=96(кг над безлесным пространством) Ответ: 96кг Слайд 27 Слайд 28 1.2000000*0.02=40000га 2.2000000-40000=1960000га 3.1960000*0.02=39200га 4.40000+39200=79200га Ответ: 79200га) Слайд 29 Слайд 30 – Пенкина Катя Слайд 31. Решение: 1.29º-2.2º=26.8º(в сквере) 2.26.8-1.5=25.3º(в лесу) Ответ: 25.3º Слайд 32 Слайд 33 Решение: 1.420*11=4620(микробов в городском воздухе) 2.7*6.5*3=136.5м³(объём класса) 3.4620*136.5=630630(микробов) Ответ: 630630 микробов в классе Слайд 34 Решение: 1.10*800=8000(кг макулатуры или т) 2.5*8=40(м³ леса) 3.60% от 8000кг 0.6*8000=4800(кг бумаги) 4.4800 : ½=9600(учебников Ответ: сохраним 40м³, 9600 учебников Исследование Барабанова Влада и Елисеевой Вики Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 38 Слайды (39-43)-Воскобойников Никита Слайд 44 15. ВЫВОД: Итак, наш урок-исследование завершается. Интересно ли вам было на уроке? - Что вы сегодня вспомнили? - Какие новые знания прибавились? - Что захотелось узнать еще нового по этой теме? Оценка и самооценка деятельности обучающихся на уроке. Домашнее задание: Биология: 1. Провести наблюдение «Как люди заботятся о зеленых насаждениях в своем дворе» и оформить его в виде фоторепортажа. 2. Составить кроссворд «Растительный мир России» Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет 6. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.