Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
15.10.2017
Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)
Ознакомительная презентация
19084_Возникновение_славянской_письменности.doc
День славянской письменности. Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящен великой дате в  истории славянских народов ­ Дню славянской письменности и культуры,  который отмечается 24 мая. Великий русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История  ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все  другие были их следствием. «Чтение и письмо открыло человеку новый  мир...». Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?  Как возникла славянская азбука, кто является её изобретателем? На эти и  другие вопросы мы сегодня ответим на нашем уроке.      II.  Изучение нового материала.                               План      1.     История жизни Кирилла и Мефодия.       2.     Возникновения славянской азбуки. 3.   Как менялась Кириллица? При изучении первого вопроса уч­ся делают небольшие сообщения,  отражающие основные этапы в жизни братьев Примерный текст. Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он  был назван Кириллом) и Мефодий происходили из византийского города  Солуни (ныне Солоники в Северной Греции) в котором проживало  многочисленное славянское население и славяне занимали многие  официальные посты. Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал в  Солуни значительную должность под начальством солунского  военачальника, Кирилл начал посещать школу в 8­летнем возрасте. Он  прилежно учился, осваивал греческий язык, счёт, овладевал верховой ездой и воинскими приёмами. Но любимым его занятием было чтение книг.  После смерти отца он покинул Солунъ и отправился в Константинополь,  столицу Византийской империи. В это время там процветал интерес к  античности. Среди учителей Кирилла самым значительным был будущий  патриарх Фотий — знаток античной культуры. Уч­ся учили поэмы  Гомера, трагедии Сафокла, философские сочинение Платона и  Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на гос. службу, после окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего  библиотекаря. Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти  люди теряют на многочасовых церемониях рядом с семьёй императора.  Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил гос.  службу и стал преподавать в университете философию. Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только  греческий, арабский и латинский, но и язык славян; был отправлен в  Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось  невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к  созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат  Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь. Мефодий освоил  новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных  книг на язык славян. Переводить с книги, на славянский язык братья  начали, вероятно, во второй половине 862 года. 24 мая 863 года в граде Плиске, который в это время был столицей  Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского  алфавита. В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданною  азбукой и готовым переводом. В течение 40 месяцев до весны 867 года они  просвещали славян в Моравии. А в конце 867 — начале 868 года римский  папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право  просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869  года создатель славянской азбуки, первый учитель славян скончался.  Мефодий стал продолжателем, дела брата. В Риме он получил высокий Сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4  апреля 885 года скончался и Мефодий. Вопросы и задания классу. 1. Объясните происхождение слова азбука? 2. Являются ли слова азбука и алфавит синонимами? 3. Где используется алфавитный порядок? 4. Зачем нужно знать алфавит?    Как пришла славянская письменность на Русь? (сообщение учащегося) Вскоре папа римский запретил изучение славянского языка. Около двухсот  славянских просветителей в 886 году были изгнаны из Велеграда.  Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали  людей, обучали их славянской грамоте. В 988 году в Киеве была открыта  дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной  культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.  Так на исторической суше появилась славянская школа, создателями  которой были братья Кирилл и Мефодий. Вопросы классу. Какое событие произошло в 988 году.  (Крещение Руси)  При каком князе оно произошло?   (Владимире  Святославиче)  Каковы  последствия этого события? (вспомнить политические, духовные  последствия принятие христианства) Учитель: Та азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на  протяжении веков. Но летописи, которые являются важнейшим историческим источником, написаны  на старославянском языке. Оформление книг на Руси ­ это целое искусство, о чём  нам сейчас поведают наши исследователи. Начертание буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир  глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу  орнаментом, но ,прежде всего, старался красиво передать мысль. Он не считал  буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само  начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой  было книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть. Само  начертание буквиц таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла,  поступь зверя, сплетение корней, изгибы реки, контуры двух двойников ­ солнце и  сердце. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают скачут, говорят  человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными  знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый  лист на древе жизни. Ученик читает стихотворение: Вижу Русь! Торжественно ­ сурово Вслушиваюсь в каждую строку... Так и есть, Сначала было «слово» Это было «Слово о полку». (Л. Манзуркин) Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». А теперь давайте вспомним: ­   Что служило материалом для письма? ­   Чем писали в древности? Посмотрите внимательно на доску. Какое слово записано на доске? Какие  ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на эти буквицы? А теперь выполним задание на карточках. Прочитайте слова, написанные  по­ старославянски. Попробуйте перевести их на современный русский язык. Уч­ся  выполняют задание.  (приложение №2) Наверное, наша азбука претерпела очень много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезали, другие сохранили  своё место. Учащиеся работают с кириллицей, отмечают, какие буквы устарели, а какие  сохранились до сих пор.(приложение №3) О судьбах некоторых из них размышляет Ф. Кривин. Ученик читает стихотворение наизусть Слово учителя: Современный русский язык вместо церковнославянского был введён Петром I в  1708 году. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны. Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? О  ней нам сейчас поведает ещё один исследователь. Сообщение учащегося. По наблюдению филолога Соболевского, буква Ъ хранит молчание примерно с XIII века. До XIIIвека её было что сказать, а с ХШ века она замолчала. Однако она  регулярно посещала собрания букв... Жилъ­былъ котъ, онъ елъ бутербродъ... но  занимала место где­нибудь в самом конце и ­ помалкивала. Это с XIII века! За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из  употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ об этом ­ молчок. Осип Иванович Сенковский, известный также под именем барона Брамбеуса очень  сердился на букву Ъ. «Пагубнее всего этот тунеядец Ъ... на хвосте русских слов:  он пожирает поле 8% бумаги, стоит России более 400 рублей, ­ а какую приносит  ей выгоду или честь?» Не каждый, кто много стоит России, приносит ей честь, этого Осип Иванович не  учитывал. Но с другой стороны, за такие деньги можно что­то сказать. Хоть звук  проронить... Теперь понятно, почему буква Ъ с XIII молчит: для неё молчание ­  чистое золото. Написание этой буквы в конце слов, как и в ряде других, было  отменено по реформе 1918 года. А теперь давайте ответим на вопросы. ­    Какую роль выполняет теперь Ъ. Сравните количество букв в кириллице  и в современном алфавите. Что произошло?  III Итоговая часть урока. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв ­ 33. Европейские народы,  взявшие латинский алфавит, до сих пор страдают от неудобств. Так в английском  языке, состоящем из 26 букв, звуки [ч] и [ш] изображаются 2 буквами СН и SН, в  русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jу] и  [jа]. И каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей  памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия Внимание учащихся обращается к иллюстрациям на доске (СЛОВА). Подводятся итоги заочной викторины. Приложение №1 Вопросы викторины 1.Как называлась письменность восточных славян?  2.Почему День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая? 3.Как современники называли Кирилла и его учёность? 4. Как назывался один из иностранных языков, который Кирилл изучил  самостоятельно? 5.Есть ли памятники братьям? Где они установлены? 6.Как переводится азбука на современный русский язык? 7. Почему буквы назывались «и восьмеричное» и «и десятиричное»? 8. Найти фразеологизмы со словом буква. 9.Название какой буквы было однокоренным со словом учение? 10.Наиболее популярный материал для письма на Руси? Прьсть, шеломъ, тьщета, ловита, дружина, бръзгь, въдати, длань. Приложение №2 Карточка­задание. Приложение №3 Карточка – задание. Оформление доски. Литература 1. Бернштейн С.Б. Константин­философ и Мефодий. – М.,1984. 2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – Л., 1968. 3. Кондратов В.А. Книга о букве. – М., 1875. 4. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. – М.,1994. 5. Успенский Л.В. По закону буквы. – М.,1979.

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока "День славянской письменности"  ( 6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017