Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
28.02.2017
Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия". В этом поурочном плане применены различные методы обучения по химии загадки,кроссворды,тестовые вопросы.Разработка уроков надеюсь поможет в процессе обучения молодым,начинающим преподавателям нелегкой педагогической работе .Спасибо большое !!!Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия".
Диссоциация воды.Протонная теория.docx
Урок № 11 Тема: Диссоциация воды.Протонная теория.Обобщенная теория.
кислот и оснований.Реакция гидролиза.
Вид занятия: теория
Тип занятия: освоение новых знаний
Количество часов:2
Место проведения занятия:учебная аудитория
Обучающийся должен знать:
Диссоциация воды.
Протонная теория.
Обобщенная теория кислот и оснований.
Реакция гидролиза.
Обучающийся должен уметь :
Написать уравнения гидролиза, определить среду раствора.
Литература для преподавателя:
1.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная
«Химия»10кл.Мектеп,2006 г.
2.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная
«Химия»11кл.Мектеп,2007 г.
3. Н.Л.Глинка « Общая химия »
4.Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков .« Химия »
Литература для обучающихся:1.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов.,
Н.Н.Заграничная «Химия»10кл.Мектеп,2006 г.
2.« Химия »Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
Методическая разработка теоретического занятия
Место проведения занятия : учебная аудитория
Тема: Диссоциация воды.Протонная теория.Обобщенная теория. кислот и оснований.Реакция гидролиза.
Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по
данной теме,
предусмотренной учебной программой в рамках
государственного общеобязательного стандарта образования
Задачи занятия:
Углубить и систематизировать знания
Образовательная : :
Углубить и систематизировать знания
учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения
учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения
теории электролитической диссоциаций.Дать представление
теории электролитической диссоциаций.Дать представление
об электролитах, электролитической диссоциации ,реакциях
об электролитах, электролитической диссоциации ,реакциях
ионного обмена..
ионного обмена
Развивающая: Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать
самостоятельно.
Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать
внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе
Осуществлять в учебном процессе
экологическое воспитание, ответственное отношение к
экологическое воспитание, ответственное отношение к
природе . .
природе
Оснащение урока : индикаторы,реактивы,карточки
Межпредметные связи:биология§3 «Химический состав клетки»
Внутрипредметная связь: органическая химия
Ход теоретического занятия
I. Организационная часть Преподователь
проверяет присутствующих,готовность
обучающихся и готовность аудитории к занятию.Приветствие, проверка
посещаемости, подготовки студентов к занятию.
здоровается,
ІІ. Целевая установка:
Сообщение темы и цели занятия.
IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания
1.Фронтальный опрос :
11.Какие системы называются растворами?
.Какие системы называются растворами?
Растворы-это дисперсные системы,компоненты которых
Растворы-это дисперсные системы,компоненты которых
равномерно распределены друг в друге.
равномерно распределены друг в друге.
22.Какие растворы называются насыщенными ?
.Какие растворы называются насыщенными ?
Раствор,который находится в равновесии с растворяемым
Раствор,который находится в равновесии с растворяемым
веществом и содержит максимально возможное для данных
веществом и содержит максимально возможное для данных
условий количество этого вещества
называется
называется
условий количество этого вещества
насыщенном раствором.
насыщенном раствором.
3.
,
3.
,
ненасыщенными , и пересыщенными?
ненасыщенными , и пересыщенными?
количество
Раствор,который
количество
Раствор,который
растворенного вещества,чем в насыщенном растворе при тех
растворенного вещества,чем в насыщенном растворе при тех
же условиях ,называется ненасыщенным.
же условиях ,называется ненасыщенным.
4.По каким основным признаком классифи
4.По каким основным признаком к
реакций ..
реакций
Этоизменение степени окисления атомов,,входящих в состав реагирующих
веществ,тепловые эффекты химических реакции,обратимость
Какие растворы называются насыщенными
Какие растворы называются насыщенными
лассифицируются хим.
цируются хим.
,
,
содержит
содержит
меньшее
меньшее
Письменная работа : Работа с раздаточными материалами
Карточка № 1
1.Сколько граммов КСl следует растворить в 100 г воды для получения 5
%н ого раствора?
2.Выбрать схему реакции замещения:
a) KOH + Mg
b) ZnO + CaO
c) HF + Hg
d) Al + Fe2O3
3. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_при смешении
растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфата натрия и
хлорида бария. Карточка № 2
1.Какова процентная концентрация раствора, полученного при растворении 75
г К2СО3 в 300 г воды?
2. К кислым солям относится …
a) (Al(OH)2)2CO3 c) (MnOH)3PO4
b) KHSO3 d) BaSO4
3.Сколько граммов КСl следует растворить в 100 г воды для получения 5 %
н ого раствора?
Карточка № 3
1) При растворении кусочка калия массой 23,4 гр. в 26,6 гр. воды массовая
доля растворенного вещества составит …
a) 62 % b) 64% d) 68% c) 66%
2) К односоставным основаниям относят …
a) бариевую воду c) едкий натр b) гашёную известь d) гидроксид цинка 3.
Написать ионные уравнения реакций:
б) СuSО4 + Н2S = СuS + Н2SО4
Карточка № 4
1) Формула средней соли …
a) MgOHCO3 c) NaHSiO3 b) Ca(H2PO4)2 d) (NH4)2SO4
2) В реакции H2S + O2 ® H2O + SO2 + Q химическое равновесие сместится
влево при
a) повышении давления
b) понижении давления
c) повышении концентрации О2
d) понижении температуры
3. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_при смешении
растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфата натрия и
хлорида бария.
Карточка № 5
1. К слабым кислотам относят …
a) сернистую c) фосфорную b) хлорную d) угольную
2.Какова процентная концентрация раствора, полученного при растворении
75 г К2СО3 в 300 г воды?
Карточка № 6
1.Сера выступает восстановителем в соединении …
a) K2S c) S b) H2S d) H2SO
2. По уравнению реакции СаСО3= СаО+ СО2 рассчитайте массу оксида кальция, который образуется при разложении 200г карбоната кальция.
А. 100г Б. 50г В. 112г Г. 250г
3. Закончить уравнения реакций, написать уравнения в ионной форме: a)
(NH4)2SO4 + KOH →
б) (NH4)2S + НС1 →
Карточка № 7
1. Схема превращения S+4 S+6 соответствует химическому уравнению:
А. SO2+ CaO = CaSO3 В. H2SO4+2KOH= K2SO4+2H2O
Б. 2SO2+ O2= 2SO3 Г. Fe+S=FeS
2. Сокращенное ионное уравнение реакции Сu2++ 2OH=Cu(OH)2
соответствует взаимодействию:
А. Гидроксида меди (II) и соляной кислоты.
Б. Раствора нитрата меди (II) и гидроксида железа (II)
В. Оксида меди(II) и воды
Г. Раствора хлорида меди (II) и гидроксида калия.
3. Написать ионные уравнения в молекулярной форме:
а) Cu2+ +S2 = CuS↓
Карточка № 8
1. Формула вещества, реагирующего с оксидом углерода (VI):
А. NaOH Б. H2SO4 В. SO3 Г. HCl
2. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_присмешении
растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфатанатрия и
хлорида бария.
3. Написать ионные уравнения реакций:
СuSО4 + Н2S = СuS + Н2SО4
4. Написать в ионной форме уравнения реакций:
а) СаСl2 + 2АgNО3 = 2АgCl
б) Рb(NО3)2 + К2S = РbS +2KNO3
ІУ. Объяснение учебного материала:
В чистой воде содержатся в очень низких концентрациях диссоциированные
ионы Н+ и ОН. Для обозначения концентрации водородных ионов в воде,
например 105 молей Н+в 1 л, пользуются отрицательным десятичным
логарифмом этой величины, обозначая ее символом рН, при этом
отрицательный знак отбрасывают. В данном случае концентрация водородных ионов будет рН = 5,0. При 25° С рН чистой воды равен 7,0.Когда какоелибо
вещество растворяется в воде, ее рН обычно изменяется вследствие
соединения некоторых ионов этого вещества с ионом Н+ или ОН воды, что
нарушает химическое равновесие раствора. При растворении хлористого
натрия равновесие раствора нарушается незначительно, но если растворяется
углекислый кальций, концентрация водородных ионов уменьшается, и реакция
будет щелочной. Соли алюминия и железа, которые редко растворяются в
достаточно больших количествах, тем не менее значительно влияют на
величину рН природной воды, вызывая ее кислую реакцию.
Растворы, рН которых обычно остается постоянным при добавлении
небольших количеств кислоты или щелочи, называются буферными. Эта
неизменность концентрации водородных ионов объясняется тем, что кислоты
и основания слабо диссоциированы. При поступлении ионов Н+ или ОН в
буферный раствор они начинают изменять химическое равновесие раствора, в
результате чего кислота или основание превращается в соль. До завершения
этой реакции величина рН раствора остается относительно постоянной.
Природные воды обычно содержат растворенный углекислый газ и бикарбо
натные ионы, которые образуют буферную систему с угольной кислотой. По
этой причине природные величины рН в большинстве случаев изменяются в
ограниченном диапазоне. Хотя рН подземных вод изменяется от 11,0 для
щелочных вод источников до 1,8 для кислых вод термальных источников, все
же для большинства подземных вод рН находится в пределах 5—8.
Сама вода – это очень слабый электролит:
Концентрации катиона Н+ и аниона ОН в чистой воде весьма малы и составляют 1 10
7 моль/л при 25 °C.
Катион водорода Н+ представляет собой простейшее ядро – протон р+ (электронная
оболочка катиона Н+ – пустая, 1s0). У свободного протона велики подвижность и
проникающая способность, в окружении полярных молекул Н2O он не может оставаться
свободным. Протон тут же присоединяется к молекуле воды:
В дальнейшем для простоты оставляется запись Н+ (но подразумевается Н3O+). В воде содержание ионов Н+ и ОН одинаково; в водных растворах кислот появляется
избыток ионов Н+, в водных растворах щелочей – избыток ионов ОН (за счет диссоциации
кислот и оснований).
Типы среды водных растворов:
Содержание Н+ и ОН в водных растворах обычно выражают через водородный
показатель рН (читается пэаш) и аналогичный емугидроксильный показатель рОН:
Для воды при комнатной температуре имеем:
следовательно, в чистой воде:
Это равенство справедливо и для водных растворов:
Практическая шкала рН отвечает интервалу 1—13 (разбавленные растворы кислот и
оснований): В практически нейтральной среде с рН = 6–7 и рН = 7–8 концентрация Н+ и ОН очень мала
(1 106 – 1 • 107 моль/л) и почти равна концентрации этих ионов в чистой воде. Такие
растворы кислот и оснований считаются предельно разбавленными (содержат очень мало
вещества).
Для практического установления типа среды водных растворов служат индикаторы –
вещества, которые окрашивают в характерный цвет нейтральные, кислые и/или щелочные
растворы.
Распространенные в лаборатории индикаторы – это лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
Метилоранж (индикатор на кислотную среду) становится розовым в сильнокислом
растворе (табл. 16), фенолфталеин (индикатор на щелочную среду) – малиновым в
сильнощелочном растворе, а лакмус используется во всех средах.
Ү. Закрепление новой темы:
Устный опрос:
1.1.Чему равна степень диссоциации чистой воды при
Чему равна степень диссоциации чистой воды при
комн.темп?
комн.темп?
а = 1,8 *10
а = 1,8 *10 99 = 10 -14-14
2.Что такое ионное произведение воды?
2.Что такое ионное произведение воды?
При 22 00 С постоянная величина называется ионным
С постоянная величина называется ионным
При 22
произведением воды .
произведением воды .
Ионное произведение воды Квв = 10
Ионное произведение воды К
3.Что такое водородный показатель? Дайте разъяснение
3.Что такое водородный показатель? Дайте разъяснение
понятий «кислая», «нейтральная», «щелочная» среды .
понятий «кислая», «нейтральная», «щелочная» среды .
Десятичный логарифм молярной концентрации ионов
Десятичный логарифм молярной концентрации ионов
водорода, взятый с обратным знаком, назвывается
водорода, взятый с обратным знаком, назвывается
водородным показателам и обозначается рН
водородным показателам и обозначается рН
ҮІ. Выставление оценок (объяснением)
ҮІІ. Домашнее задание.
7893стр
« Химия» Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия
Название раздела занятия
1 Организационная часть.
2 Целевая установка занятия.
Временной
режим
2 минут
3 минут
3 Актуализация опорных знаний, над которыми
25 минут
обучающиеся работали дома по теме 4 Изложение нового материала
40 минут
Закрепление новой темы
10 минут
5 минут
5 минут
5
6
Выставление оценок
7
Домашнее задание
Карточка № 1
1.Сколько граммов КСl следует растворить в 100 г воды для получения 5
%н ого раствора?
2.Выбрать схему реакции замещения:
a) KOH + Mg
b) ZnO + CaO
c) HF + Hg
d) Al + Fe2O3
3. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_при
смешении растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфата натрия и хлорида бария.
Карточка № 2
1.Какова процентная концентрация раствора, полученного при
растворении 75 г К2СО3 в 300 г воды?
2. К кислым солям относится …
a) (Al(OH)2)2CO3 c) (MnOH)3PO4
b) KHSO3 d) BaSO4
3.Сколько граммов КСl следует растворить в 100 г воды для получения 5
%н ого раствора?
Карточка № 3
1) При растворении кусочка калия массой 23,4 гр. в 26,6 гр. воды массовая
доля растворенного вещества составит …
a) 62 % b) 64% d) 68% c) 66%
2) К односоставным основаниям относят …
a) бариевую воду c) едкий натр
b) гашёную известь d) гидроксид цинка
3. Написать ионные уравнения реакций:
б) СuSО4 + Н2S = СuS + Н2SО4
Карточка № 4
1) Формула средней соли …
a) MgOHCO3 c) NaHSiO3
b) Ca(H2PO4)2 d) (NH4)2SO4
2) В реакции H2S + O2 ® H2O + SO2 + Q химич?еское равновесие сместится
влево при
a) повышении давления b) понижении давления
c) повышении концентрации О2
d) понижении температуры
3. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_при
смешении растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфата
натрия и хлорида бария.
Карточка № 5
1. К слабым кислотам относят …
a) сернистую c) фосфорную
b) хлорную d) угольную
2.Какова процентная концентрация раствора, полученного при
растворении 75 г К2СО3 в 300 г воды?
Карточка № 6
1.Сера выступает восстановителем в соединении …
a) K2S c) S b) H2S d) H2SO3
2. По уравнению реакции СаСО3= СаО+ СО2 рассчитайте массу оксида
кальция, который образуется при разложении 200г карбоната кальция.
А. 100г Б. 50г В. 112г Г. 250г
3. Закончить уравнения реакций, написать уравнения в ионной форме:
a)(NH4)2SO4 + KOH →
б) (NH4)2S + НС1 →
Карточка № 7
1. Схема превращения S+4 S+6 соответствует химическому уравнению:
А. SO2+ CaO = CaSO3 В. H2SO4+2KOH= K2SO4+2H2O Б. 2SO2+ O2= 2SO3 Г. Fe+S=FeS
2. Сокращенное ионное уравнение реакции Сu2++ 2OH=Cu(OH)2
соответствует взаимодействию:
А. Гидроксида меди (II) и соляной кислоты.
Б. Раствора нитрата меди (II) и гидроксида железа (II)
В. Оксида меди(II) и воды
Г. Раствора хлорида меди (II) и гидроксида калия.
3. Написать ионные уравнения в молекулярной форме:
а) Cu2+ +S2 = CuS↓
Карточка № 8
1. Формула вещества, реагирующего с оксидом углерода (VI):
А. NaOH Б. H2SO4 В. SO3 Г. HCl
2. Написать ионные уравнения реакций, протекающих_присмешении
растворов: а) серной кислоты и гидроксида натрия; 6) сульфатанатрия и
хлорида бария.
3. Написать ионные уравнения реакций:
СuSО4 + Н2S = СuS + Н2SО4
4. Написать в ионной форме уравнения реакций:
а) СаСl2 + 2АgNО3 = 2АgCl
б) Рb(NО3)2 + К2S = РbS +2KNO
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ
Диссоциация воды
Н2О Н + ОН Водородный показатель
С Н . С ОН
К воды==10 14
К == р
рН
C Н2О
Ионное произведение воды
рН= - l g Н +
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Разработка урока Диссоциация воды.Протонная теория
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.