Разработка урока "Древняя Спарта"
Оценка 4.9

Разработка урока "Древняя Спарта"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
22.01.2019
Разработка урока "Древняя Спарта"
Методическая разработка проблемного урока истории в 5 классе "Древняя Спарта". Формы работы учащихся: групповая, работа с картой, учебником, документами, иллюстрациями. Учебник : Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2015
открытый урок древняя спарта.docx
Проблемный урок по теме «Древняя Спарта» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель:  содействовать   ознакомлению   с   географическим   положением,   природными условиями,   категориями   населения   Древней   Спарты,   управлением   и   воспитанием спартанцев; создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию. Задачи: Обучающие: ­ ознакомить   учащихся   с   географическим   положением,   природными   условиями Древней Спарты, ее населением и воспитанием юных спартанцев. Развивающие: ­ ­ способствовать   формированию   умений   анализировать   исторический   материал посредством работы с историческими документами; способствовать   формированию   умения   распознавать   существенные   признаки   и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально­ нравственными реалиями в рамках социального неравенства. способствовать   формированию   понимания   культурного   многообразия   мира, Воспитательные: ­ уважение к истории других народов мир. Планируемые результаты: Личностные результаты: ­ развитие   опыта   эмоционально­ценностного   и   творческого   отношения   к   фактам прошлого   на   примере   положительных   и   отрицательных   сторон   системы   спартанского воспитания. Предметные результаты: ­ политического устройства Спарты; ­ ­ Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: ­ ­ ­ Познавательные УУД: ­ ­ ­ Логические УУД: ­ ­ ­ умение самостоятельно планировать решение учебной задачи; оценивать значимость приводимых фактов; оценивать результаты работы; поиск и нахождение необходимой информации в источниках; смысловое чтение; структурирование информации. применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   для   характеристики давать характеристику спартанского войска; работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные. давать определение понятий; формулировать свою точку зрения; выдвижение гипотез и их проверка. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать друг друга; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку Коммуникативные УУД: ­ ­ ­ зрения. Основное содержание темы, понятия и термины: Спартанское   государство.   Спартанцы   и   илоты.   Совет   старейшин,   народное   собрание. Спартанское воспитание. Лаконичная речь. Формы   работы   учащихся:  групповая,   работа   с   картой,   учебником,   документами, иллюстрациями. Учебник:  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: ­ М. «Просвещение», 2015 Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор или  интерактивная доска,  карта « Древняя Греция», фрагмент из фильма «300 спартанцев». План 1. Географическое положение и природные условия Спарты; 2. Занятия спартанцев; 3. Население; 4. Управление Спартой; 5. Воспитание юных спартанцев. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний учащихся. 5­7 мин Как вы думаете, что этими словами хотели сказать греки?  Как они относились к этим полисам?  В   5   веке   до   нашей   эры   в   Греции   появляется   много   полисов   (карта).   Но   самых больших и знаменитых полисов было два – это (один мы уже знаем, какой?) Афины и Спарта. Древние греки говорили так: «Эллада стоит как бы на двух ногах. Одной ногой являются Афины, а другой – Спарта».  ­ (подчеркивают значение обоих государств в жизни Греции) ­ (относились с почтением и уважением) ­ Однако,   с   другой   стороны,   жители   Эллады,   а   особенно   афиняне,   осуждали спартанцев, не посещали их город и относились к спартанцам неприязненно. Как в этом случае относились эллины к Спарте? (осуждали, плохо, неприязненно) ­ (Почему   спартанцы   вызывали   такую   противоречивую   оценку?   Почему     спартанцев одновременно и уважали, и осуждали?) ­ (отличается по географическому расположению, по природным условиям; сильная армия; образ жизни, занятия) ­ Сформулируйте тему урока. ­ Действительно,   на   сегодняшнем   уроке   речь   пойдет   об   очень   необычном   полисе, жители которого были самыми воинственными и смелыми. Речь пойдет о Древней Спарте. Что же мы с вами должны изучить, чтобы охарактеризовать Спарту как полис? Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?  Какой у вас возникает вопрос? План (на доске, слайде) 1. Географическое положение и природные условия Спарты; 2. Хозяйственные занятия; 3. Население; 4. Управление Спартой; 5. Воспитание юных спартанцев. III. Усвоение новых знаний. 20 мин Работа в группах  1   группа:   работа   с   картой   (слайд)     и   текстом   учебника   (стр.147)   Определить географическое местоположение и природные условия Спарты. Сравнить, чьи природные условия более благоприятные: Спарты или Афин. 2 группа:     занятия   спартанцев  и  население.  К  каким  занятиям  располагали  природные условия  Спарты?   Чем   занимались   спартанцы?   Сравнить   с   занятиями   афинян.  Работа   с текстом учебника стр. 147.  3 группа: управление Спартой. Используя текст учебника стр. 147­148 составить на доске схему «Управление полисом Спарта». 4 группа: спартанское воспитание. Работа   с   отрывком   из   сочинения   греческого   историка   Плутарха   «Древние   обычаи спартанцев». По тексту учебника стр. 149. Как вы понимаете выражения «спартанское воспитание», «лаконичная речь»? ­ ­ можем дать?  Чьи версии подтвердились?   Итак, что же мы узнали новое о Спарте? Исходя из того, что мы сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы 1. Географическое положение и природные условия Спарты. 2. Хозяйственные занятия и население. Теперь,   когда   мы   узнали   о   географическом   положении   Спарты,   попробуем ­ В какой части Греции находится Спарта? ­ Какие области входят в состав Спарты? Таким образом, Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес. На ­ севере   территория   Пелопоннеса   соединяется   с   Грецией   небольшим   перешейком,   на котором греки дорийцы основали город Коринф.  В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, на которой основали государство  Спарту.  А  себя  стали  называть  лакедемоняне или  спартанцы.  Покоренный народ,   проживавший   на   данной   территории,   дорийцы   превратили   в   рабов.   Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежавшую территорию Мессении.   ­ определить хозяйственные занятия жителей Спарты. 1.Земледелие (на участках работали только илоты) 2.Военное дело. 3.Ремесло. ­ Спартанцы – высшее сословие. Только они были полноправными гражданами. Периэки – промежуточное сословие. Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами. Илоты – выходцы из покорённых Спартой территорий. Занимались сельским хозяйством, выполняли тяжёлые работы. Работали на спартанцев. Население: 3. Управление Спартой Теперь нам необходимо выяснить как управлялась Спарта (на слайде) ­ 4. Спартанское воспитание И, наконец, мы должны с вами выяснить особенности спартанского воспитания. ­ Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Греции не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну, подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!».    В   Спарте   существовал   обычай.   Если   у   спартанца   рождался   сын,   родители   несли   его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Итак, что же мы узнали новое о Спарте? Исходя из того, что мы сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы ­ ­ можем дать?  Чьи версии подтвердились? IV Физминутка 2 мин V Применение нового знания. 5 мин ­ Объясните свой ответ. (мини­сочинение) Представьте   себе,   что   вы   в   Древней   Спарте,   понравилась   бы   вам   жизнь   в   ней? VI Рефлексия 3 мин Опишите эпитетами Спарту С­ сильная П­ патриархальная А­ античная Р­ рабовладельческая Т­ триумфальная А­ авторитарная VII Итоги 3 мин Дз. П.31 1 группа: Географическое положение и природные условия Спарты 1   группа:   работа   с   картой   (слайд)     и   текстом   учебника   (стр.147)   Определить географическое местоположение и природные условия Спарты. Сравнить, чьи природные условия более благоприятные: Спарты или Афин. 2 группа: Хозяйственные занятия и население 2 группа:  занятия спартанцев и население. К каким занятиям располагали природные  условия Спарты? Чем занимались спартанцы? Сравнить с занятиями афинян. Работа с  текстом учебника (стр. 147). «Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты (рабы). С каждого надела каждой   спартанской   семье   поступало   одинаковое  количество   выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов» «Дорийцы   являлись   гражданами   Спартанского   государства.   Большую часть населения Лаконики и соседней Мессении   спартанцы поработили, их стали называть илотами» «Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов» «Спарта   это   государство   воинов.   Ему   требуется,   прежде   всего,   не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать,   достигает   совершенства   ремесло   по   изготовлению   сосудов которые   можно   использовать   в   длительных   походах.   Используя   богатые железные   рудники,   в   Спарте   изготавливалась   самая   прочная   «лаконская сталь» «Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако   позднее   они   участвовали   в   морских   сражениях,   но,   добившись господства   на   море,   отказались   от   него,   заметив,   что   нравы   граждан изменяются от этого к худшему. Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто­либо из спартанцев скапливал у себя богатство,   накопителя   приговаривали   к   смерти.   Ведь   еще   Алкамену   и Феопомпу   оракулом   было   предсказано:   «Страсть   к   накопленью   богатств когда­нибудь Спарту погубит». Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями» 3 группа: Управление Спартой 3 группа: Используя текст учебника стр. 147­148 составить на доске схему «Управление полисом Спарта». «Право утверждать принадлежит гражданам, но если народ вынесет неверное решение, старейшинам и архагетам иметь право роспуска (собрания)». «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать  богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них — старцам­геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет»  «Кроме царей, которые были председателями герусии (совет старейшин), в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60   лет.   Эти   геронты   выбирались   пожизненно   на   народном   собрании спартиатов» 4 группа: Спартанское воспитание 4 группа: Работа с отрывком из сочинения греческого историка Плутарха «Древние обычаи  спартанцев». По тексту учебника стр. 149. Как вы понимаете выражения «спартанское  воспитание», «лаконичная речь»? 4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же  остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и  людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать  или добиваться победы. 10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только  собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах  уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в  их присутствии11. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только  своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но  имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы  люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим  собственным. 12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие,  обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся  наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь  от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. 21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав. 40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение  целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики dгордо и весело  соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего  славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли  «диамастигосис», и происходило оно каждый год. «Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и уби­ вали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стари­ ков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать  отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в сто­ гах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И  если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец,  ты жалкий трус!»

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"

Разработка урока "Древняя Спарта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019