Разработка урока: Единство музыкального произведения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение? Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Давайте разберёмся в этих названиях. 1. Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
Иконка файла материала 5.docx
Тема: Единство музыкального произведения Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста,  исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное  произведение? Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия,  гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга,  они выполняют  единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше  воображение. Давайте разберёмся в этих названиях. 1. Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную  музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней:  melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его  стержень. Она передает главные художественные образы. 2. Гармония.  Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность»,  «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными  красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда  нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:  а)  приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;  б)  объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. 3. Ритм Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке  называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое  определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от  польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека,  ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы  ритмично шагаем, ритмично дышим.  4. Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот,  задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок»,  «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по  высоте. Сочетания звуков воспринимаются по­разному. Одни устойчивые, на них можно  остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения  дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными  ладами являются мажор и минор.5. Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный  знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы  воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).  Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём. Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый  композитор применяет их по­своему.  Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать.  Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные   произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных  средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора,  любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым  многообразием ритмических рисунков.