Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Первое кругосветное плавание.docx
Предмет Класс Тема урока Методологическая база:  Дата проведения Тип урока Технология урока Цель урока Задачи  ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА География 5 Первое кругосветное плавание География. Введение в географию: учебник для 5  класса общеобразовательных  учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское  слово»,  2014 г. Урок открытия новых знаний Урок – путешествие, проблемно­поисковый Формирование представлений о возможности совершения и о географических  следствиях первого кругосветного путешествия Предметные: рассмотреть причины путешествия Фернана Магеллана, познакомиться с  ходом экспедиции, раскрыть её практическое значение. Определять и показывать на карте  маршруты путешествий. Метапредметные:  уметь работать с различными источниками информации, выделять  2Планируемые   образовательные  результаты главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. Личностные:  сформировать представление об общечеловеческом значении результатов  экспедиции Фернана Магеллана, роли путешествий в формировании знаний о Земле. Предметные УУД:  умение объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний о Земле; определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут  экспедиции Фернана Магеллана. Метапредметные УУД:    Коммуникативные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под  руководством учителя; добывать недостающую информацию, систематизировать полученные  знания; формировать навыки учебного сотрудничества в групповой работе.   Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать степень достижения цели,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.  Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. Личностные УУД: выражать своё мнение в  изучаемой теме, личное отношение к истории  формирования знаний о Земле; осознание ценностей географического знания  как важнейшего  компонента научной картины мира, выслушивать и объективно оценивать другого. 3Основные термины,  понятия Оборудование урока Понятия и термины: кругосветное плавание (путешествие)  Географическая номенклатура: Карибское море, Северная и Центральная Америка,  Южная Америка, Атлантический океан, Южное море (Тихий океан), пролив Всех Святых  (Магелланов пролив), Филиппинские острова Персоналии: Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы с разноуровневыми  заданиями для проведения самостоятельной работы, рабочие тетради, атласы, контурные  карты, презентация учителя, физическая  карта мира № пп Этап урока Приемы и методы План урока: 1 2 3 Организационный этап Рифмованное, эмоциональное  вхождение в урок Постановка цели и задач урока.  Постановка проблемного вопроса, проверка знаний, работа  Мотивация учебной  деятельности учащихся Актуализация знаний над понятиями Диалог 4 Время, минут 1 ­ 2 4 ­ 5 4 ­ 54 5 6 7 8 Первичное усвоение новых  знаний Совместное открытие новых знаний, поиск решения  проблемы Физкультминутка Первичная проверка понимания Воспроизведение знаний Первичное закрепление Применение новых знаний, тест Информация о домашнем  задании, инструктаж по его  выполнению Рефлексия деятельности (итог  урока) Инструктирование Рефлексия содержания учебного материала Ход урока: 9­10 2 7 ­ 8 7 ­ 8 1 ­ 2 2 ­ 3 Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся, предполагаемые ответы Организационный этап Проверка готовности к уроку, мотивация учения, Отвечают на приветствие  учителя, готовятся  пожелание плодотворной работы: к уроку  5Все расселись по местам, никому не тесно,  По секрету вам скажу: “Будет интересно!”  Предстоит нам совершить непростое плавание:  Обогнём весь шар земной, приложив старание! Назначаю обучающихся капитанами, которые  будут путешествовать на  кораблях  «Виктория», «Тринидад», «Сантьяго»,  «Сан­ Антонио», «Консепсьон», выдаю маршрутные  листы. Звучит запись «Шум моря и крик чаек».  Слайд 1. Ребята! Мы с вами изучает раздел географии  «История  географических открытий»  и уже  Постановка цели и  задач урока.  Подписывают маршрутные листы Мотивация учебной  деятельности  знаем, что с древних времён люди  путешествовали не только по суше, но и по  учащихся  океану. А как вы понимаете слово  «Путешествие»? Это передвижение по каким­нибудь  местам… 6Давайте откроем толковый словарь Ушакова и  Работают со словарём: «Путешествие – это  уточним данное понятие. Слайд 2 поездка (реже ­ передвижение пешком),  обычно куда­нибудь далеко за пределы  родной местности, постоянного  местопребывания» Отметьте, пожалуйста, на карте в маршрутных  листах материки, по которым мы уже  совершили путешествие (задание 1) Отмечают материки Евразия, Африка,  Северная Америка и Южная Америка в  маршрутных листах Самопроверка, слайд 3 Самопроверка, ставят себе отметку. Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое  Кругосветное путешествие надо совершить? Ребята, постарайтесь сформулировать тему  «Кругосветное путешествие» сегодняшнего урока. 7Прочитайте название параграфа 14, стр.69.  В  чем отличие вашего мнения от названия темы в  учебнике? Слайд 4 Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради Знакомлю обучающихся с целью урока  (Слайд  5),что они узнают на уроке (слайд 6) Давайте обратимся к толковому словарю и  выясним, почему авторы назвали кругосветное  путешествие плаванием? Слайд 7 Тема параграфа 14.  «Первое кругосветное  плавание» Записывают тему урока в тетрадях Знакомятся с целью урока Работают со словарём, находят определение,  зачитывают: кругосветное плавание   ­совершаемое вокруг земного шара  путешествие Актуализация знаний  Знания   о   земле   накапливались   многие   корабли тысячелетия.   Караваны   купцов, Слушают мореплавателей уходили за горизонт навстречу 8неведомому.   месяцы,   годы   плыли   суда   в Недели, неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот,   наконец,   земля!   Иногда   —   огромный материк.   Трудом   отважных   мореплавателей, путешественников   и   ученых   постепенно создавалась картина современного  мира. Ребята! Какие существуют современные  доказательства шарообразности Земли?  А какие представления о форме Земли были в  древности?  Кто из древних учёных определил, что Земля  Полёты в космос, наблюдения за лунным и  солнечным затмениями, наблюдения за  уходящими в море кораблями… Плоская, на слонах … имеет форму шара? Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о  9А как практически можно было доказать, что  шарообразности Земли земля действительно имеет форму шара? Отправиться в кругосветное путешествие Первичное усвоение  новых знаний  А какое же это было бы путешествие, если б  это было в начале XVI века? Фрагмент фильма «Великие географические  открытия. Магеллан. Первое кругосветное  путешествие». Кто и когда совершил первое кругосветное  путешествие? Магеллан не вернулся из этого путешествия,  Что же произошло?  И почему именно этого  человека во всем мире считают, как 10 Первое Смотрят фрагмент фильма Фернан Магеллан, в XVI в.мореплавателя, совершившего первое  кругосветное путешествие? Это и есть главная  проблема нашего урока.  Побуждаю учащихся к теоретическому  объяснению фактов и предлагаю капитанам  кораблей отправиться в путешествие вместе с  Магелланом (задание 2)  Контролирую, корректирую деятельность  учащихся Стимулирую активное участие всех детей при  выполнении задания Первичная проверка  Физкультминутка (Слайд №8) Корректирую и дополняю ответы учащихся. 11 Работают с учебником: находят  и узнают   информацию,  заполняют маршрутные листы Работа по заданиям Сравнивают, анализируют, объясняют,  обсуждают. Обсуждают в группах и  индивидуально, обосновывают выбор своего  решения или несогласие с мнением других Каждый капитан представляет продукт своейпонимания  Варианты ответов:  работы капитана корабля «Тринидад»: (приложение 1) Почитайте текст учебника «Адмирал Магеллан»  стр. 69  и дайте ответ  на вопросы, сформулируйте главную цель, которую преследовал Магеллан, организовывая  кругосветное путешествие. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают ответ, обобщают информацию,  показывают на карте. Даты записывают в тетрадь 1. В какой стране родился Фернан Магеллан ( в  2. Португалии)  Какой план зародился у Ф. Магеллана во время  походов в Азию? (Достигнуть богатых островов пряностей, следуя  не по обычному пути, мимо Африки и Индии, а  через западный Атлантический океан, объехав  материк Южной Америки) 3. Почему Магеллан перешел на службу к Испанскому  королю? (Король Португалии отверг предложение  Магеллана совершить данное путешествие) 4. Почему испанский король заинтересовался  предложением Магеллана?  (план сулил огромные выгоды его стране) 125. Что привлекало европейцев в Азии? (Обмен товарами, особенно пряностями. Страны  Востока, в т.ч. Индия, считались богатейшими  странами средневековья) капитана корабля «Сан­Антонио»: (приложение 2) Прочитайте  текст «Адмирал Магеллан» стр. 69,  составьте датированный план путешествия: запишите в  маршрутный лист: 20 октября 1519 г.  ­  (пять кораблей с экипажем 234  человека покинули испанские берега) 21 октября 1520 г. ­   (флотилия Ф.Магеллана достигла  узкого и извилистого пролива , названного Магелланом  проливом Всех Святых) Март 1521 г. ­    (флотилия Магеллана подошла к большой  группе островов, позже названных Филиппинскими.  Магеллан понял, что обойдя вокруг Земли, он привёл свои  корабли в Азию. Его мечта сбылась) Апрель 1521 г. ­ гибель капитана Фернана Магеллана (Он  13вмешался в войну между двумя племенами  островитян и погиб) 6 сентября 1522 г. ­ корабль «Виктория» и 18 человек из 234  вернулись в Испанию.  капитана корабля «Консепсьон»: (приложение 3) Прочитайте текст учебника с.71 (2 абзац),  составьте   маршрут плавания Магеллана:  Переплыв Атлантику, испанская флотилия стала  продвигаться на юг, вдоль побережья Южной Америки. Магеллан  предполагал, что где­то на юге должен быть  пролив,  соединяющий Атлантический океан  с Южным морем   южнее материка Южная Америка.  Но он не знал,  как далеко тянется на юг Америка  и как  велик лежащий за ней океан.  14И никто на земле не знал этого. Капитана корабля «Виктория»: (приложение 4) Прочитав текст учебника с.72­73. ответьте на вопросы: 1. Кто принял командование после гибели Магеллана?  (капитан Хуан Себастьян Элькано) 2. Сколько длилось кругосветное плавание? (3 года ­ с  1519 года по 1522 од) 3. Какой путь выбрал капитан Элькано? (известный путь  вокруг Африки) 4. Какой из кораблей вернулся  в родной порт?   («Виктория»)  5. Как сложилась судьба 4 кораблей? (В 1520 г. корабль   «Сантьяго» разбился о скалы в проливе Всех  Святых (Магеллановом), корабль «Сан­Антонио»  дезертировал и вернулся в Испанию, на трех судах  15осталось всего 115 человек — людей не хватало, и  судно «Консепсион» пришлось сжечь. «Тринидад»,  нуждавшийся в ремонте, был оставлен у берегов  Азии). 6. Сколько человек погибло в этом сложном путешествии? (234 – 18 = 216) 7. Как вы думаете, как бы закончилось путешествие, если  бы Магеллан остался жив?  __________________________ капитана корабля «Сантьяго»: (приложение 5)   Рассмотрите контурную карту и рисунок в учебнике на  странице 70­71, используя текст параграфа 14 «Первое  кругосветное плавание» заполните таблицу. Цифрами 1 –  страна, из которой отправился путешественник;  2 – океан;    3­ пролив, названный в честь мореплавателя; 4  ­ остров; 5 –  океан;  6 ­  место гибели Ф. Магеллана; 7 – «пряные  острова»; 8 – остров;  9 – океан;  1610 ­ мыс. № пп Названия географических объектов 1 2 Город Палос Атлантический океан 173 4 5 6 7 8 9 Пролив Дрейка Пролив Всех Святых (Магелланов) Тихий океан Филиппинские острова Остров Калимантан Остров Новая Гвинея Индийский океан 10 Мыс Доброй Надежды Предлагаю обучающимся найти перечисленные  объекты в контурных картах, показать на  физической карте мира путь первого  кругосветного плавания.              Демонстрирую корабли, капитанами которых  являются ученики класса во время их отчётов Слайды 9,10,11,12,13 18 Находят географические объекты в  контурных картах, показывают их на  физической карте мира Ставят оценку за задание 2 в маршрутный  листПервичное  закрепление  Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению  Рефлексия  деятельности (итог  урока)  Оцениваю работу капитанов (учеников класса) Демонстрирую слайды презентации с вопросами (слайды 14­20), предлагаю обменяться  тетрадями (взаимопроверка), ответы слайд 21 Формирую   домашнее задание,  провожу  инструктаж по его  выполнению  (Прочитатьпараграф 14, в рабочей тетради  выполнить задание «Картографический  практикум», стр.40­41, по картам атласа  определить возможность совершения   кругосветного путешествия по суше, свой ответ обосновать Подводим   итог   нашего   урока   и   повторим главное (Слайд 22) Отвечают на вопросы теста (Задание 3 в  маршрутном листе) Взаимопроверка, оценка за задание 3. Слушают учителя и записывают домашнее  задание Зачитывают по очереди Какое     же   значение   в   географии   имеет   это Слушают 19кругосветное плаванье? (Слайд 23) Предлагаю учащимся по своим маршрутным  листам поставить себе оценку за урок и  приклеить на лист смайлик  своего настроения (приложение 6) Выставляют оценки, наклеивают смайлики. Источники: 1 Домогацких Е.М.; Введенский Э.Л.; Плешаков А.А. «География. Введение в географию» 5 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2014 г. 2 Банников С.В. «Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М.; Введенский Э.Л.; Плешаков А.А.  «География. Введение в географию» – Москва, «Русское слово»,  2013 г. 3 Домогацких Е.М.; Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких; Э.Л.Введенского; А.А.  «География. Введение в географию»  ­   Москва, «Русское слово»,  2015 г.  4 Толковый словарь http://www.alshar.ru/krugosvetnyiy.html  205. Фотографии: https://yandex.ru/images/search?text=%    D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB %D1%8C%20%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD %D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE %D1%80%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=969&noreask=1&parent­reqid=1483472009327696­ 15072580776895136786574821­sas1­0439&source=wiz 6. Фильм «Великие географические открытия. Магеллан. Первое кругосветное путешествие»:   ttps    ?  v  =  BjDspQFkbCw  .  youtube    ://   www   .  com   /  watch    /1137313141 7. Физкультминутка: https 8. Магеллан и первое кругосветное плавание:  http   ://   ok   .  ru   /  video      ://   discover    ­  history    .  com   /  chapter  _213.      htm 21