Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
04.06.2017
Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)
Первое кругосветное плавание.docx
Предмет Класс Тема урока Методологическая база:  Дата проведения Тип урока Технология урока Цель урока Задачи  ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА География 5 Первое кругосветное плавание География. Введение в географию: учебник для 5  класса общеобразовательных  учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское  слово»,  2014 г. Урок открытия новых знаний Урок – путешествие, проблемно­поисковый Формирование представлений о возможности совершения и о географических  следствиях первого кругосветного путешествия Предметные: рассмотреть причины путешествия Фернана Магеллана, познакомиться с  ходом экспедиции, раскрыть её практическое значение. Определять и показывать на карте  маршруты путешествий. Метапредметные:  уметь работать с различными источниками информации, выделять  2 Планируемые   образовательные  результаты главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. Личностные:  сформировать представление об общечеловеческом значении результатов  экспедиции Фернана Магеллана, роли путешествий в формировании знаний о Земле. Предметные УУД:  умение объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний о Земле; определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут  экспедиции Фернана Магеллана. Метапредметные УУД:    Коммуникативные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под  руководством учителя; добывать недостающую информацию, систематизировать полученные  знания; формировать навыки учебного сотрудничества в групповой работе.   Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать степень достижения цели,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.  Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. Личностные УУД: выражать своё мнение в  изучаемой теме, личное отношение к истории  формирования знаний о Земле; осознание ценностей географического знания  как важнейшего  компонента научной картины мира, выслушивать и объективно оценивать другого. 3 Основные термины,  понятия Оборудование урока Понятия и термины: кругосветное плавание (путешествие)  Географическая номенклатура: Карибское море, Северная и Центральная Америка,  Южная Америка, Атлантический океан, Южное море (Тихий океан), пролив Всех Святых  (Магелланов пролив), Филиппинские острова Персоналии: Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы с разноуровневыми  заданиями для проведения самостоятельной работы, рабочие тетради, атласы, контурные  карты, презентация учителя, физическая  карта мира № пп Этап урока Приемы и методы План урока: 1 2 3 Организационный этап Рифмованное, эмоциональное  вхождение в урок Постановка цели и задач урока.  Постановка проблемного вопроса, проверка знаний, работа  Мотивация учебной  деятельности учащихся Актуализация знаний над понятиями Диалог 4 Время, минут 1 ­ 2 4 ­ 5 4 ­ 5 4 5 6 7 8 Первичное усвоение новых  знаний Совместное открытие новых знаний, поиск решения  проблемы Физкультминутка Первичная проверка понимания Воспроизведение знаний Первичное закрепление Применение новых знаний, тест Информация о домашнем  задании, инструктаж по его  выполнению Рефлексия деятельности (итог  урока) Инструктирование Рефлексия содержания учебного материала Ход урока: 9­10 2 7 ­ 8 7 ­ 8 1 ­ 2 2 ­ 3 Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся, предполагаемые ответы Организационный этап Проверка готовности к уроку, мотивация учения, Отвечают на приветствие  учителя, готовятся  пожелание плодотворной работы: к уроку  5 Все расселись по местам, никому не тесно,  По секрету вам скажу: “Будет интересно!”  Предстоит нам совершить непростое плавание:  Обогнём весь шар земной, приложив старание! Назначаю обучающихся капитанами, которые  будут путешествовать на  кораблях  «Виктория», «Тринидад», «Сантьяго»,  «Сан­ Антонио», «Консепсьон», выдаю маршрутные  листы. Звучит запись «Шум моря и крик чаек».  Слайд 1. Ребята! Мы с вами изучает раздел географии  «История  географических открытий»  и уже  Постановка цели и  задач урока.  Подписывают маршрутные листы Мотивация учебной  деятельности  знаем, что с древних времён люди  путешествовали не только по суше, но и по  учащихся  океану. А как вы понимаете слово  «Путешествие»? Это передвижение по каким­нибудь  местам… 6 Давайте откроем толковый словарь Ушакова и  Работают со словарём: «Путешествие – это  уточним данное понятие. Слайд 2 поездка (реже ­ передвижение пешком),  обычно куда­нибудь далеко за пределы  родной местности, постоянного  местопребывания» Отметьте, пожалуйста, на карте в маршрутных  листах материки, по которым мы уже  совершили путешествие (задание 1) Отмечают материки Евразия, Африка,  Северная Америка и Южная Америка в  маршрутных листах Самопроверка, слайд 3 Самопроверка, ставят себе отметку. Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое  Кругосветное путешествие надо совершить? Ребята, постарайтесь сформулировать тему  «Кругосветное путешествие» сегодняшнего урока. 7 Прочитайте название параграфа 14, стр.69.  В  чем отличие вашего мнения от названия темы в  учебнике? Слайд 4 Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради Знакомлю обучающихся с целью урока  (Слайд  5),что они узнают на уроке (слайд 6) Давайте обратимся к толковому словарю и  выясним, почему авторы назвали кругосветное  путешествие плаванием? Слайд 7 Тема параграфа 14.  «Первое кругосветное  плавание» Записывают тему урока в тетрадях Знакомятся с целью урока Работают со словарём, находят определение,  зачитывают: кругосветное плавание   ­совершаемое вокруг земного шара  путешествие Актуализация знаний  Знания   о   земле   накапливались   многие   корабли тысячелетия.   Караваны   купцов, Слушают мореплавателей уходили за горизонт навстречу 8 неведомому.   месяцы,   годы   плыли   суда   в Недели, неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот,   наконец,   земля!   Иногда   —   огромный материк.   Трудом   отважных   мореплавателей, путешественников   и   ученых   постепенно создавалась картина современного  мира. Ребята! Какие существуют современные  доказательства шарообразности Земли?  А какие представления о форме Земли были в  древности?  Кто из древних учёных определил, что Земля  Полёты в космос, наблюдения за лунным и  солнечным затмениями, наблюдения за  уходящими в море кораблями… Плоская, на слонах … имеет форму шара? Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о  9 А как практически можно было доказать, что  шарообразности Земли земля действительно имеет форму шара? Отправиться в кругосветное путешествие Первичное усвоение  новых знаний  А какое же это было бы путешествие, если б  это было в начале XVI века? Фрагмент фильма «Великие географические  открытия. Магеллан. Первое кругосветное  путешествие». Кто и когда совершил первое кругосветное  путешествие? Магеллан не вернулся из этого путешествия,  Что же произошло?  И почему именно этого  человека во всем мире считают, как 10 Первое Смотрят фрагмент фильма Фернан Магеллан, в XVI в. мореплавателя, совершившего первое  кругосветное путешествие? Это и есть главная  проблема нашего урока.  Побуждаю учащихся к теоретическому  объяснению фактов и предлагаю капитанам  кораблей отправиться в путешествие вместе с  Магелланом (задание 2)  Контролирую, корректирую деятельность  учащихся Стимулирую активное участие всех детей при  выполнении задания Первичная проверка  Физкультминутка (Слайд №8) Корректирую и дополняю ответы учащихся. 11 Работают с учебником: находят  и узнают   информацию,  заполняют маршрутные листы Работа по заданиям Сравнивают, анализируют, объясняют,  обсуждают. Обсуждают в группах и  индивидуально, обосновывают выбор своего  решения или несогласие с мнением других Каждый капитан представляет продукт своей понимания  Варианты ответов:  работы капитана корабля «Тринидад»: (приложение 1) Почитайте текст учебника «Адмирал Магеллан»  стр. 69  и дайте ответ  на вопросы, сформулируйте главную цель, которую преследовал Магеллан, организовывая  кругосветное путешествие. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают ответ, обобщают информацию,  показывают на карте. Даты записывают в тетрадь 1. В какой стране родился Фернан Магеллан ( в  2. Португалии)  Какой план зародился у Ф. Магеллана во время  походов в Азию? (Достигнуть богатых островов пряностей, следуя  не по обычному пути, мимо Африки и Индии, а  через западный Атлантический океан, объехав  материк Южной Америки) 3. Почему Магеллан перешел на службу к Испанскому  королю? (Король Португалии отверг предложение  Магеллана совершить данное путешествие) 4. Почему испанский король заинтересовался  предложением Магеллана?  (план сулил огромные выгоды его стране) 12 5. Что привлекало европейцев в Азии? (Обмен товарами, особенно пряностями. Страны  Востока, в т.ч. Индия, считались богатейшими  странами средневековья) капитана корабля «Сан­Антонио»: (приложение 2) Прочитайте  текст «Адмирал Магеллан» стр. 69,  составьте датированный план путешествия: запишите в  маршрутный лист: 20 октября 1519 г.  ­  (пять кораблей с экипажем 234  человека покинули испанские берега) 21 октября 1520 г. ­   (флотилия Ф.Магеллана достигла  узкого и извилистого пролива , названного Магелланом  проливом Всех Святых) Март 1521 г. ­    (флотилия Магеллана подошла к большой  группе островов, позже названных Филиппинскими.  Магеллан понял, что обойдя вокруг Земли, он привёл свои  корабли в Азию. Его мечта сбылась) Апрель 1521 г. ­ гибель капитана Фернана Магеллана (Он  13 вмешался в войну между двумя племенами  островитян и погиб) 6 сентября 1522 г. ­ корабль «Виктория» и 18 человек из 234  вернулись в Испанию.  капитана корабля «Консепсьон»: (приложение 3) Прочитайте текст учебника с.71 (2 абзац),  составьте   маршрут плавания Магеллана:  Переплыв Атлантику, испанская флотилия стала  продвигаться на юг, вдоль побережья Южной Америки. Магеллан  предполагал, что где­то на юге должен быть  пролив,  соединяющий Атлантический океан  с Южным морем   южнее материка Южная Америка.  Но он не знал,  как далеко тянется на юг Америка  и как  велик лежащий за ней океан.  14 И никто на земле не знал этого. Капитана корабля «Виктория»: (приложение 4) Прочитав текст учебника с.72­73. ответьте на вопросы: 1. Кто принял командование после гибели Магеллана?  (капитан Хуан Себастьян Элькано) 2. Сколько длилось кругосветное плавание? (3 года ­ с  1519 года по 1522 од) 3. Какой путь выбрал капитан Элькано? (известный путь  вокруг Африки) 4. Какой из кораблей вернулся  в родной порт?   («Виктория»)  5. Как сложилась судьба 4 кораблей? (В 1520 г. корабль   «Сантьяго» разбился о скалы в проливе Всех  Святых (Магеллановом), корабль «Сан­Антонио»  дезертировал и вернулся в Испанию, на трех судах  15 осталось всего 115 человек — людей не хватало, и  судно «Консепсион» пришлось сжечь. «Тринидад»,  нуждавшийся в ремонте, был оставлен у берегов  Азии). 6. Сколько человек погибло в этом сложном путешествии? (234 – 18 = 216) 7. Как вы думаете, как бы закончилось путешествие, если  бы Магеллан остался жив?  __________________________ капитана корабля «Сантьяго»: (приложение 5)   Рассмотрите контурную карту и рисунок в учебнике на  странице 70­71, используя текст параграфа 14 «Первое  кругосветное плавание» заполните таблицу. Цифрами 1 –  страна, из которой отправился путешественник;  2 – океан;    3­ пролив, названный в честь мореплавателя; 4  ­ остров; 5 –  океан;  6 ­  место гибели Ф. Магеллана; 7 – «пряные  острова»; 8 – остров;  9 – океан;  16 10 ­ мыс. № пп Названия географических объектов 1 2 Город Палос Атлантический океан 17 3 4 5 6 7 8 9 Пролив Дрейка Пролив Всех Святых (Магелланов) Тихий океан Филиппинские острова Остров Калимантан Остров Новая Гвинея Индийский океан 10 Мыс Доброй Надежды Предлагаю обучающимся найти перечисленные  объекты в контурных картах, показать на  физической карте мира путь первого  кругосветного плавания.              Демонстрирую корабли, капитанами которых  являются ученики класса во время их отчётов Слайды 9,10,11,12,13 18 Находят географические объекты в  контурных картах, показывают их на  физической карте мира Ставят оценку за задание 2 в маршрутный  лист Первичное  закрепление  Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению  Рефлексия  деятельности (итог  урока)  Оцениваю работу капитанов (учеников класса) Демонстрирую слайды презентации с вопросами (слайды 14­20), предлагаю обменяться  тетрадями (взаимопроверка), ответы слайд 21 Формирую   домашнее задание,  провожу  инструктаж по его  выполнению  (Прочитатьпараграф 14, в рабочей тетради  выполнить задание «Картографический  практикум», стр.40­41, по картам атласа  определить возможность совершения   кругосветного путешествия по суше, свой ответ обосновать Подводим   итог   нашего   урока   и   повторим главное (Слайд 22) Отвечают на вопросы теста (Задание 3 в  маршрутном листе) Взаимопроверка, оценка за задание 3. Слушают учителя и записывают домашнее  задание Зачитывают по очереди Какое     же   значение   в   географии   имеет   это Слушают 19 кругосветное плаванье? (Слайд 23) Предлагаю учащимся по своим маршрутным  листам поставить себе оценку за урок и  приклеить на лист смайлик  своего настроения (приложение 6) Выставляют оценки, наклеивают смайлики. Источники: 1 Домогацких Е.М.; Введенский Э.Л.; Плешаков А.А. «География. Введение в географию» 5 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2014 г. 2 Банников С.В. «Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М.; Введенский Э.Л.; Плешаков А.А.  «География. Введение в географию» – Москва, «Русское слово»,  2013 г. 3 Домогацких Е.М.; Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких; Э.Л.Введенского; А.А.  «География. Введение в географию»  ­   Москва, «Русское слово»,  2015 г.  4 Толковый словарь http://www.alshar.ru/krugosvetnyiy.html  20 5. Фотографии: https://yandex.ru/images/search?text=%    D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB %D1%8C%20%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD %D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE %D1%80%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=969&noreask=1&parent­reqid=1483472009327696­ 15072580776895136786574821­sas1­0439&source=wiz 6. Фильм «Великие географические открытия. Магеллан. Первое кругосветное путешествие»:   ttps    ?  v  =  BjDspQFkbCw  .  youtube    ://   www   .  com   /  watch    /1137313141 7. Физкультминутка: https 8. Магеллан и первое кругосветное плавание:  http   ://   ok   .  ru   /  video      ://   discover    ­  history    .  com   /  chapter  _213.      htm 21

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии «Первое кругосветное плавание» (5 класс)

Разработка урока географии  «Первое кругосветное плавание» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017