Разработка урока химии по теме:" Теория ЭД. Диссоциация веществ. Степень диссоциации.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической диссоциации.docx
Тема урока: Электролитическая диссоциация веществ. Степень электролитической  диссоциации. Задачи: 1. сформировать   у   учащихся   понятия:   «электролиты»   и   «неэлектролиты», «электролитическая   диссоциация»,   «степень   электролитической   диссоциации», «сильные   электролиты»   и   «слабые   электролиты»,   «гидратированные   ионы»; представление о механизме диссоциации веществ с различными видами химической связи; 2. начать   формирование   умений   учащихся   записывать   уравнения   диссоциации электролитов; 3. развивать умения наблюдать и делать выводы; 4. продолжить формирование коммуникативных умений учащихся. Мотивация и целеполагание: Проводим на основе создания проблемной ситуации.        Как вы знаете, одни вещества способны проводить электрический ток, другие нет. Существует   специальный   прибор   для   определения   электропроводности.   Он   состоит   из стакана,   в   который   наливают   исследуемый   раствор.   В   стакан   вставляются   угольные электроды. От клем электродов идут провода: один провод соединён с лампочкой, другой – с источником тока.  Если раствор проводит электрический ток, то лампочка загорается, если нет, то лампочка не загорается. Чем ярче загорается лампочка, тем лучше раствор проводит электрический ток, и наоборот.     Проведём эксперимент: опустим электроды в стакан с твердым хлоридом натрия и в   стакан   с   сахаром.   Лампочка   не   загорается.   Значит,   эти   вещества   не   проводят электрический  ток.  Опустим   электроды  в   стакан  с  дистиллированной  водой,  лампочка тоже не загорается. Но если опустить электроды в стакан с водными растворами хлорида натрия, сахара и в стакан с соляной кислотой, то лампочка загорается только тогда, когда электроды были в стакане с раствором соляной кислоты и раствором хлорида натрия, а водный раствор сахара не проводит электрический ток.        Почему   кристаллический   хлорид   натрия   не   проводит   электрический   ток,   а   его раствор проводит, тогда как у сахара, как в кристаллическом состоянии, так и в растворе электропроводимость   отсутствует?   Как   зависит   электропроводность   веществ   от   их строения?   Что   такое   «ион»?   Как   образуются   ионы?   Чему   равен   заряд   иона?   Какими бывают ионы по знаку заряда? Какой тип связи и тип кристаллической решётки у воды? Что такое диполь и почему молекулы воды представляют собой диполи?     Изучение нового материала: Растворы   сахара,   спирта,   глюкозы   электрический   ток   не   проводят,   а   растворы     Вещества,   водные   растворы   и   расплавы   которых   проводят   электрический   ток, называются электролитами. Вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами.     солей, щелочей и кислот проводят электрический ток.     Шведский ученый Сванте Аррениус пришел к выводу еще в 1887 году, что вещества проводят электрический ток за счет ионов, которые образуются в результате растворения электролита в воде.     называется электролитической диссоциацией.    Этот процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении,Однако Аррениус считал, что в растворе находятся свободные ионы и не учитывал     взаимодействие электролита с водой.     В отличие от него, русские химики И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский, доказали, что при растворении электролита происходит взаимодействие растворённого вещества с водой, что приводит к образованию гидратов, которые затем распадаются на ионы. Т.е. в растворе находятся не свободные ионы, а гидратированные.      Легче всего диссоциируют, т.е. распадаются на ионы, вещества с ионным типом связи, т.к. они уже изначально состоят из ионов. При растворении таких веществ в воде, молекулы   воды,   которые   представляют   собой   диполи,   окружают   отрицательные   ионы своими   положительными   полюсами,   а   положительные   ионы   своими   отрицательными полюсами.   Между   ионами   и   диполями   воды   возникают   силы   притяжения,   при   этом химическая связь между ионами ослабевает и происходит переход ионов из кристалла в раствор. Эти ионы находятся не в свободном состоянии, они связаны с присоединившимися к ним молекулами воды. Эти молекулы воды образуют гидратную оболочку иона. Ион в таком случае называется гидратированным.   Например, при диссоциации хлорида натрия образуются  ионы: ион натрия и ион хлора:  NaCl = Na+ + Cl­.     При диссоциации веществ с ковалентным полярным типом связи, например, при диссоциации   хлороводорода   –  HCl,   диполи   воды   также   ориентируются   своими отрицательными   полюсами   к   положительному   иону   Н+,   а   своими   положительными полюсами   к   отрицательно   заряженному   иону  Cl­.   Происходит   взаимодействие   молекул воды   с   молекулами   электролита.   Под   влиянием   воды   происходит   превращение ковалентной полярной связи в ионную, а затем распад электролита на гидратированные ионы:  HCl = H+ + Cl­. Т.о.   последовательность   процессов,   происходящих   при   диссоциации   веществ   с     ионной связью, будет состоять из трех стадий:  1 Ориентация диполей воды около иона кристалла; 2 Взаимодействие (гидратация) диполей воды с противоположно заряженными ионами кристалла; 3 Распад (диссоциация) кристалла на гидратированные ионы.   При   диссоциации   веществ   с   ковалентной   полярной   связью   последовательность процессов состоит из 4 стадий: 1 Ориентация диполей воды вокруг противоположных полюсов электролита; 2 Взаимодействие (гидратация) молекул воды с молекулами электролита; 3 Ионизация молекул электролита, т.е. превращение ковалентной полярной связи в ионную; 4 Распад (диссоциация) молекул электролита на гидратированные ионы. Если в растворе электролита происходит объединение гидратированных ионов, то     этот обратный процесс называется ассоциация.     Свойства   гидратированных   и   негидратированных   ионов   могут   отличаться: негидратированный ион меди (Cu2+) бесцветный в безводных кристаллах сульфата меди (II), а в гидратированных ионах имеет голубой цвет (Cu2+ ∙ nH2O).     В   растворах   электролитов   помимо   ионов   присутствуют   и   молекулы,   поэтому растворы   электролитов   характеризуются   степенью   диссоциации.   Степень   диссоциации обозначается греческой буквой «альфа»       распавшегося на ионы (nД), к общему количеству растворенного вещества (nР). Степень   диссоциации   –   это   отношение   количества   вещества   электролита, .α  = α nД/nРСтепень   диссоциации   определяют   опытным   путем   и   выражают   в   долях   или  = 1, то электролит полностью  = 0, то диссоциация отсутствует, если  α      процентах. Ели  диссоциирует на ионы.     α Степень диссоциации зависит от: 1. Природы   растворителя.   Например,   водный   раствор   хлорида   натрия   обладает электропроводностью, т.к. вода – полярный  растворитель, а бензольный  раствор хлорида   натрия   не   проводит   электрический   ток,   т.к.   бензол   –   неполярный растворитель.   Следовательно,   чем   полярнее   растворитель,   тем   больше   степень диссоциации; 2. Концентрации электролита: в разбавленных растворах она увеличивается, т.к. ионы больше отдаляются друг от друга, что мешает им связаться в молекулы. 3. Температуры.   Как   правило,   при   повышении   температуры   увеличивается   степень электролитической диссоциации. 4. Природы самого электролита. По   степени   диссоциации   электролиты   делятся   на   сильные   и   слабые.   Сильные     электролиты в растворах и расплавах почти полностью распадаются на ионы, степень их диссоциации стремится к единице. Слабые электролиты почти не распадаются на ионы в растворах   и   расплавах,   степень   их   диссоциации   стремится   к   нулю.   К   сильным электролитам относятся: практически все соли, сильные кислоты, как H2SO4, HNO3, HCl, все щёлочи. К слабым электролитам относятся: вода, слабые кислоты, как  H2S,  HNO2, H2CO3 и др., водный раствор аммиака NH3 ∙ H2O, нерастворимые основания.  Обобщение и систематизация знаний:     Расскажите   друг   другу   изученное   на   уроке,   используя   ваши   схемы­конспекты,   и   осуществите взаимооценку уровня усвоения учебного материала. Закрепление и контроль знаний:     4.   Почему   хлороводород   при   растворении   в   воде   диссоциирует   на   ионы,   а   при      1. Почему металлы проводят электрический ток в любом состоянии, а электролиты – только в растворах или расплавах?     2.   Проведение   растворами   электролитов   электрического   тока   –   это   следствие   или причина электролитической диссоциации?     3. При одинаковой концентрации растворов степень диссоциации серной кислоты равна 60%, а уксусной – 1,4%. Что вы можете сказать о силе этих кислот?   растворении в бензоле (органический растворитель) не диссоциирует?      5. Объясните различия в состоянии ионов в узлах кристаллической решётки сульфата калия и в водном растворе этого вещества?    6. Жидкие хлороводород, сероводород и оксид серы (VI) не проводят электрический ток, а их растворы проводят. Как бы вы это объяснили?    7. Дополните предложенную схему: ? ? ?Ответ: полярная молекула, гидратированная молекула, гидратированные ионы, диполи  воды, ионный кристалл.       8.   Будет   ли   являться   электролитом   водородное   соединение   элемента   Х,   в   атомах которого  все  электроны  расположены   на  трёх   энергетических   уровнях,  а  семь   из   всех электронов расположены на последнем уровне.     Ответ: этим водородным соединением будет HCl, т.к. хлор находится в третьем периоде VII  A  группы,   у   него   семь   электронов   на   внешнем   уровне,   но   сам   хлороводород электролитом не является, а его водный раствор будет проводить электрический ток и является электролитом. Рефлексия и подведение итогов:    1. Выставьте на рефлексивный листок вашу отметку согласно взаимооценке.     2. Отметьте ваше состояние в начале, середине и конце урока с помощью данных ниже рожиц, а также подчеркните соответствующее вам по достижении целей.     Цель: достигнута, частично, нет. Домашнее задание: §36, упр. 1­5.