Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"
Оценка 4.8

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
08.03.2018
Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"
Урок-исследование, как форма, активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Структура урока отрабатывает навыки работы с текстовой информацией, умениями проводить химические опыты, совершенствовать навыки оформления работы, анализировать и обобщать разного вида информацию, Отработка техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.
урок жесткость воды.doc
Урок химии в 11 классе по теме «Жесткость воды» 1 Тип урока: усвоение новых знаний Вид урока: урок­исследование Задачи урока: 1. Образовательные:      ­ выявить причинно­следственную связь между составом и свойствами воды;      ­ ознакомить учащихся с понятием жесткости воды;      ­ разобрать положительное и отрицательное значение жесткости воды;      ­ рассмотреть основные способы ее смягчения; 2. Развивающие:      ­ продолжить формирование исследовательских навыков учащихся;      ­ учить анализировать, выделять главное в процессе исследования, самостоятельно         делать выводы; 3. Воспитательные:      ­ продолжить развитие умений учащихся работать в парах;      ­ способствовать эстетическому воспитанию учащихся на примере оформления доски,         инструкционных карт; Реактивы и оборудование: образцы воды (минеральная, водопроводная, дистиллированная), раствор  мыла, растворы: BaCl2, HCl, Na2CO3, KOH; известковая вода; пробирки, спиртовка, спички,  пробиркодержатель, компьютер. проектор, экран. Возможные ответы учащихся приведены в скобках. Каждому ряду выдается определенный образец воды, например, 1ряд – минеральная вода, 2 ряд –  водопроводная вода, 3 ряд – дистиллированная вода. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Вступительное слово учителя.  (слайд № 1)      Вода, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что  ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. 3. Актуализация знаний и мотивация.   Учитель: Вспомните, какими свойствами обладает вода?      Физические свойства:                           Химические свойства:                   (слайд № 2)       Ц    tкип. = 100оС                                     1) Взаимодействие с простыми веществами:       В    tзам. = 0 о С                                             акт. Ме  +   Н2О        З     ρ = 1 г/мл                                               малоакт. Ме + Н2О   …→                                                                              неМе  +  Н2О                                                                         2) Взаимодействие со сложными веществами: →                                                                             МеО  +  Н2О    щелочь →                                                                             неМеО  +  Н2О  2 ↑  МеО  +  Н  кислота 2↑ →  щелочь + Н →   Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним свойством воды. Для этого выполните  опыт №1 в инструкционных картах. (Инструктаж по технике безопасности и в инструкционных  картах) 2   Учитель:  Какие результаты получили? (Мыло по­разному пенится в разных образцах воды.)   Учитель:  Объясните результаты с точки зрения известных вам свойств воды. (Это невозможно). 4. Постановка проблемы.     Учитель: Почему мыло по­разному ведет себя в воде? 5. Поиск решения.      1) Выдвижение гипотез учащимися:          ­ вода разная (взята из разных источников)          ­ вода холодная (низкая температура)          ­ разное мыло          ­ вода жесткая      2) Проверка гипотез.         Учитель: Чем может отличаться вода? (Свойствами, которые в свою очередь зависят от состава)          Температура воды была одинакова у всех. Следовательно, эта гипотеза отпадает, т.к. она не дает ответа на вопрос.          Мыло, взятое для опыта,  также было одинаково у всех. Следовательно, эта гипотеза также  отпадает как невозможная.          Проверим две оставшиеся гипотезы: состав воды и жесткая вода.      Чем обусловлен состав воды? (Наличием разных ионов)      Какие ионы могут содержаться в воде? (Fe+3,  Na+ ,  Ca+2,  Cl –  и др.)      Проверим правильность вашего предположения,  для этого выполните опыт №2 в инструкционных  картах. (слайд № 3)      3) Лабораторная работа (инструктаж по технике безопасности)  ­ ­2, НСО3      4) Анализ результатов исследования.          Учитель: Какие ионы удалось обнаружить в ваших образцах воды?          1ряд – ионы  Ca+2 и Mg+2          2 ряд – ионы Ca+2, Mg+2, SO4          3 ряд ­ никаких       Подтвердите уравнениями проделанных реакций у доски.      Какой вывод можно сделать вывод? (Состав образцов воды разный)       На что влияет состав воды, как и любого другого вещества? (На свойства)      Итак, мы подошли к новому свойству воды, которое называется жесткость. Запишите тему  сегодняшнего урока в инструкционные карты «Жесткость воды».  (слайд № 4)      Жесткость воды – это свойство, обусловленное повышенным содержанием ионов Ca+2 и Mg+2  ( запись определения в инструкционные карты). Слайды  № 5, 6.      Воду, содержащую большое количество ионов Ca+2 и Mg+2,  называют жесткой. Вода, в которой эти  ионы отсутствуют или их незначительное количество, называется мягкой.      5) Обобщение результатов исследования.     Учитель: В какой воде, мягкой или жесткой, мыло лучше пенится? Чтобы ответить на этот вопрос  соотнесите результаты 1 и 2 опытов.      (Мыло лучше пенится в мягкой воде, где ионы отсутствуют или их небольшое количество.)       Давайте вернемся к гипотезам, выдвинутым в начале урока.      От состава воды зависит то, как будет пениться мыло? Да, это гипотеза подтвердилась в ходе  исследования. Также и то, что вода жесткая, повлияет на поведение мыла в ней. Эта гипотеза также  подтвердилась. 3                                                                                                            Виды жесткости (слайд № 7)                                                               Постоянная                                    Временная                               (некарбонатная)                             (карбонатная)                                      Ca+2, Mg+2,                                   Ca+2, Mg+2  ,НСО3                                      SO4 ­2, Cl – ­      Сопоставьте данную схему и результаты опыта №2. Какой вид жесткости характерен для ваших  образцов воды? (1 ряд ­ временная, 2 ряд – постоянная, 3 ряд – вода мягкая)      6) Использование результатов исследования.      Учитель: Жесткость воды  ­ это благо или беда для природы?      В чем положительное влияние жесткости воды? Для этого вспомните, какую роль играют ионы Ca+2 в организме человека и животных?      Какие неудобства связаны с жесткостью воды? Слайд: Значение жесткости воды в природе (слайд № 8) Положительное Ионы Ca+2, Mg+2 необходимы для  построения костной ткани, раковин  моллюсков. Небольшое их количество  необходимо для нормального  функционирования сердечно­сосудистой и  мочевыделительной систем. Отрицательное Ионы Ca+2 придают воде неприятный вкус. Поступление большого количества этих  ионов в организм человека может привести  к мочекаменной болезни и гипертонии. Использование жесткой воды приводит к  образованию накипи в котлах, батареях,  чайниках. Значит, необходимо умело использовать знания о таком свойстве воды как жесткость. И при  необходимости  уметь ее устранять. Возможно ли это? Каким образом? (Кипячением и химическим  путем) Попробуйте устранить жесткость ваших образцов воды, выполнив опыт №3 в инструкционных  картах (инструктаж по технике безопасности). 3 ряд работает с образцом воды 1 ряда.  Лабораторная работа (опыт №3)      Учитель: Кому удалось устранить жесткость воды? На основании чего сделали такой вывод?  (Мыло стало лучше пенится)      Каким образом вы достигли такого результата? Подтвердите уравнениями реакций у доски. 6. Домашнее задание.      Проверьте жесткость воды у себя дома с помощью мыла и попробуйте ее устранить с помощью  средств, которые найдутся у вас под рукой. 7. Заключительное слово учителя.  (слайды № 10, 11) Безбрежная ширь океана                                                         И тихая заводь пруда,                 Струя водопада и брызги фонтана,                                                          И все это только вода. В кружева будто одеты  Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности ­ только вода.      Поэты посвятили воде удивительные строки. Прозаики даже о «Капле росы» готовы писать целые  тома. А в природе, проявляя свои таинственные свойства, вода не перестает притягивать внимание к  себе ученых и туристов. Пример этому, сталактиты и сталагмиты, образующиеся в пещерах и  поражающие своей красотой и необычностью. А причиной этого является природная жесткость воды.     Слайд № 9 с дополнительным заданием может быть использован, если остается свободное время. 4           Тема урока_____________________________________                  ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ОПЫТ № 1  Отношение воды к раствору мыла. 1. В пробирку с образцом воды налейте немного раствора мыла. 2. Встряхните. Что наблюдаете? 3. Результаты опыта занесите в таблицу 4. Сделайте  вывод.     № образца воды Результаты эксперимента Вывод __________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ОПЫТ № 2  Определение катионов и анионов в образцах воды 1. Разлейте выданный образец воды в несколько пробирок. 2. С помощью химических  реактивов определите наличие ионов в каждом образце. 3. Заполните таблицу. 4. Напишите уравнения реакций в ионном виде. 5. Сделайте вывод Определяемый катион, анион   Используемый         реактив      Наблюдения     Уравнение    химической                реакции Са+2 Mg+2 ­2 SO4 HCO3 ­ 5 Вывод ____________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Определяемое свойство____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Виды жесткости 6 Практическая работа по теме: «Устранение жёсткости воды» 1. Разлейте образец воды в несколько пробирок 2.  Налейте в пробирку с образцом воды раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Сделайте вывод. Добавьте раствор мыла, встряхните.  Что наблюдаете? Сделайте вывод.      3.   Налейте в пробирку с образцом воды известковую воду Что наблюдаете? Сделайте вывод. Добавьте раствор мыла, встряхните.  Что наблюдаете? Сделайте вывод. 4.  Каждую пробирку с образцами воды зажмите в держателе и нагрейте в  пламени спиртовки. Кипячение продолжайте несколько минут. Добавьте раствор мыла, встряхните. Что наблюдаете? Сделайте вывод. 5. Результаты наблюдений и уравнения проделанных химических реакций  занесите в таблицу. Кипячение Взаимодействие с Na2CO3 Взаимодействие с Ca(OH)2 Взаимодействие с мылом Наблюдения Уравнения  химических  реакции 7      _______ ВЫВОД ________________________________________________________  _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"

Разработка урока химии по теме "Жесткость воды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018