Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"
Оценка 4.7

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
25.02.2017
Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Неметаллы" В разработке даётся общая характеристика неметаллов, рассматривается их характеристика в свете положения в Периодической системе. Проводится сравнительный анализ химических свойств неметаллов. При проведении этого урока я использую и видеоуроки проекта "Инфоурок" и тесты для проведения контроля знаний обучающихсяразработка урока по теме "Неметаллы"
Неметаллы.doc
Учитель: Буракова Ирина Прокопьевна Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Цели:      изучить положение неметаллов в ПС; изучить особенности строения атомов неметаллов; изучить явление аллотропии на примере неметаллов; изучить физические свойства неметаллов; рассмотреть ЭО как меру «неметалличности»; Оборудование и реактивы: образцы неметаллов ­ простых веществ H2, O2, Cl2 (в  пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, пьезо­ зажигалка, йодкрахмальная бумажка. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы);  наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно­поисковый.  ФОПД: фронтальная, индивидуально­обособленная, групповая (динамические группы). Ход работы: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний.  Ответьте на вопросы:   на какие 2 большие группы условно делятся все Х.Э.? каково положение в ПС металлов? III. Изучение 1. Положение неметаллов в ПС Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном  диагональю бор­астат. Самым активным является фтор. 2. Особенности строения атомов неметаллов. Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми  электронов. Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:  меньший атомный радиус;  четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне. Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму  недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной  характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может  служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов  поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.  Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен  данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства. 3. Кристаллическое строение неметаллов­простых веществ. Аллотропия. Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для  неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В  отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим  многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных  условиях:  газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;    жидкость – Br2;  твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др. Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно­бурый – у  брома, желтый – у серы, желто­зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы –  неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.  Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых  веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными  видоизменениями или модификациями. 4. Сообщения. 5. Физические свойства неметаллов. 1. Ковкость отсутствует 2. Блеска нет 3. Теплопроводность (только графит) 4. Цвет разнообразный: желтый, желтовато­зеленый, красно­бурый. 5. Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)  6. Агрегатное состояние: o газообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, O3) o твердое (Р, С)  o жидкое (Br2) 6. Химические свойства неметаллов. Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор,  кислород.) 7. Водородные соединения неметаллов.  В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их  состав зависит от степени окисления неметаллов.  ­3  ­4  ­1 RH4 →  RH3 →  H2R →  HR  ­2 Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:  1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на  ионы, проявляя кислотные и основные свойства. 2) Соединения, разлагаемые водой:  BH3 + 3H2O = H3BO3 + 3H2↑ 3) Летучие водородные соединения CH4, PH3, которые не взаимодействуют с водой. По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента  – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения. SiH4   PH→ 3   H→ 2S   HCl→ Выводы: 1. Элементы­неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И.  Менделеева, занимая её верхний правый угол. 2. На внешнем электронном слое атомов элементов­неметаллов находятся от 3 до 8  электронов. 3. Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в  подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.  4. Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер  (кислотные оксиды и гидроксиды). 5. Атомы элементов­неметаллов способны как принимать электроны, проявляя  окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции. IV. Закрепление изученного. Рефлексия. 1) Вставьте слова, пропущенные в тексте. Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются  ____ 2) Вставьте слова , пропущенные в тексте. Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____ В группах неметаллические свойства элементов ____ 3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших  кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный  характер?  4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются  кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?  5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе.  Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.  6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?  +6 Азот  +5 Хлор Сера   +4 Кремний   +7 7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:  H2+S=H2S S —  2SO→ 3 2SO2 + O2  S —  8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество,  образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое  равно____. • 4   • 5   • 6   • 7 9) Наиболее электроотрицательными являются атомы….. • серы   • фосфора   • кремния   • хлора  10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения  электронов по электронным слоям:    а)2,1    б)2, 8, 2 в)2, 8, 7  ПС – периодическая система    е – электрон                                                                           Э.О. – электроотрицательность    А. – аллотропия                                                                        Х.р. – химическая реакция Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной. V. Читаем по учебнику состав воздуха стр. 74 пар.15 VI. Решаем упражнения 1–4 стр.75 Литература О.С. Габриелян Химия 9 класс, 2014 год Тесты по химии для 9­ого класса. Интерактивный сборник проекта «Инфоурок»

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"

Разработка урока химии в 9-ом классе по теме "Неметаллы"
Скачать файл