Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Оценка 4.7

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
25.02.2017
Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Реакции ионного обмена - это одна из самых сложных тем курса. Предлагаю вашему вниманию разработку урока по данной теме, надеюсь, что она пригодится коллегам. Разработка составлена в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. На уроке используются разнообразные формы и методы, что повышает мотивацию к обучению. В конце урока обучающиеся должны ответить на вопросы: Что нового узнал на уроке? Теперь я смогу...Мне не удаётся... и так далееРазработка урока "Реакции ионного обмена"
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.docx
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ, УСЛОВИЯ ИХ ПРОТЕКАНИЯ ДО КОНЦА Цель: сформировать у учащихся представление о сущности реакции ионного обмена; определить  условия протекания реакций ионного обмена до конца; сформировать умение предвидеть  возможность  химических реакций, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные  уравнения реакций ионного обмена между растворами электролитов; расширить и углубить знания  учащихся  о растворах и химических реакциях в растворах. Продолжить формировать практические умения и навыки выполнения лабораторных опытов;  развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Отработать умение самостоятельно работать в группе, умение принимать решение, брать  ответственность на себя, бесконфликтно общаться. Тип урока: комбинированный. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица  растворимости солей,  кислот и оснований в воде, штатив с пробирками, компьютер,  мультимедийный проектор и мультимедийная доска. Реактивы: растворы феррум (III) хлорида, щелочи, хлоридной кислоты, нитратной кислоты,  натрий карбоната, магний хлорида, азотнокислого серебра, индикатора фенолфталеина.  Базовые понятия и термины: растворы, электролиты, неэлектролиты, растворенное вещество,  электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, химическая связь, сильные и слабые  электролиты, степень диссоциации, реакции обмена. Методы обучения: пояснительно­иллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный,  частично­поисковый, практический, интерактивный, методы контроля. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.                                               Структура урока 1.Организационный этап………………………………………1 мин. 2.Проверка домашнего задания……………………………...  7 мин. 3. Актуализация опорных знаний…………………………. 3 мин. 4.Изучение нового материала……………………………….20 мин.          1.Реации ионного обмена и условия их протекания.          2.Реакции с образованием воды.          3.Реакции с образованием осадка.          4.Реакции с выделением газа. 5. Обобщение и закрепление знаний………………………10 мин. 6.Домашнее задание…………………………………………..2 мин. 7.Рефлексия………………….…………………………………2 мин.                          Ход урока: 1. Организационный этап. ­Здравствуйте, садитесь. ­ Способность мыслить, а не зреть и слушать Над всеми возвышает нас, людей. Ведь у ослов длинней, чем наши, уши, А у быков глаза куда крупней! Это сказал великий Саади еще в 14 веке. Сегодня я предлагаю вам, ребята, использовать это  прекрасное человеческое качество на уроке химии. 1 Актуализация опорных знаний учащихся. Общение наше мы начнем с проверки домашнего задания и «Химической разминки». ­Какие вещества называются электролитами? ­Почему их водные растворы и расплавы проводят электрический ток? ­Как называется процесс распада электролитов на ионы? ­Дайте определение кислотам, основаниям, солям с точки зрения теории электролитической  диссоциации. ­Что такое степень диссоциации? ­На какие группы по степени диссоциации делят электролиты?  Упражнение «Сортировщик» Разделите данные электролиты на две группы: сильные и слабые, пользуясь таблицей  растворимости FeCI3, H2O, NaCI, H2CO3, AgNO3, H2SiO3, NaOH, Fe(OH)3, HCI, AgCI.       Проверка домашнего задания. HCI + Ag NO3 =  AgCI+ HNO3; NaCI+AgNO3=  AgCI+Na NO3; MgCI2+2AgNO3=  AgCI+Mg(NO3)2. Учитель: ­ Какие реакции называются реакциями обмена? ­Условия возникновения и течения реакций обмена до конца? ­Какие    сложные вещества вступают в реакции обмена? Химический эксперимент: Смешаем порошки MgCI2 и AgNO3. Наблюдаем ли мы какие­нибудь изменения? Теперь смешаем растворы MgCI2 и AgNO3, мгновенно выпадает белый творожистый осадок. ­Какими мельчайшими частицами обменялись электролиты в водных растворах? 3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке мы рассмотрим реакции ионного обмена в растворах  электролитов. Выясним условия их протекания до конца. Каждый из вас пройдет путь ученого экспериментатора, но в миниатюре. Формулируя научную  гипотезу, вы ее потом подтвердите опытным путем. Я вас познакомлю с алгоритмом составления  полных и сокращенных уравнений ионного обмена. Вы их научитесь составлять и по сокращенному  ионному уравнению определять суть протекания данной реакции. Реакции ионного обмена  определяют здоровье каждого из нас. Они протекают ежеминутно, ежесекундно в наших  организмах, осуществляя процессы метаболизма и обмена веществ. 1 Изучение нового материала. Давайте проанализируем как произошла химическая реакция ионного обмена между MgCI2 и  AgNO3 в водных растворах. MgCI2+2AgNO3=  AgCI+Mg(NO3)2 Пользуясь таблицей растворимости, определим сильные и слабые электролиты, слабые подчеркнем. Распишем сильные электролиты на ионы, слабые оставим в виде молекул. Mg    + 2CI+2Ag +   NO3=  AgCI+Mg +2NO3; ­Что вы делаете с одинаковыми слагаемыми и коэффициентами в алгебраических уравнениях?  Сократим и в химическом уравнении на одинаковые ионы в правой и левой частях уравнения.  Получим сокращенное ионное уравнение.  Ag +CI=  AgCI;  Оно отражает истинную химическую реакцию, которая происходит в водных растворах  электролитов. Давайте повторим последовательность действий. Используя данный алгоритм, составить полное  ионное и сокращенное ионное уравнения для  1 и 2 уравнения из домашнего задания. В результате проверки выясняется, что независимо от реагентов все сокращенные уравнения  одинаковые. Следовательно, ионные уравнения, в отличии от молекулярного, относятся не к одной реакции между конкретными веществами, а к целой группе аналогичных реакций. Зная истинные процессы, происходящие в растворе, можно предсказать, возможность протекания  химических реакций ионного обмена до конца. Задание для групп «Предскажи реакцию» 1 группа: Fe; Na; 3CI; OH;  2 группа: К; H; OH; NO3; 3 группа:  Na; H; NO3; CI; 4 группа: 2Na; 2H; CO3; 2NO3. В ваших растворах содержаться данные ионы. Произойдет ли реакция ионного обмена? Почему??? А сейчас на практике подтвердите свои гипотезы  с помощью химического эксперимента, но  сначала инструктаж по БЖД. Каждая группа получает задание, отчет оформляет в виде лабораторного опыта в тетради и на  листе бумаги. 1 группа: Fe CI3+ Na OH; 2 группа: КOH+ HNO3; 3 группа:  Na NO3+ H CI; 4 группа: Na2CO3+ HNO3. Проверка у доски ­ отчет капитанов. 5.Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы тестов с дальнейшей взаимопроверкой. Выставление на карточке оценивания средневзвешенного балла за урок. Оценка учителя Оценка за работу в  группе Оценка за тесты       6.Домашнее задание. Средневзвешенный балл за  урок.     Прочитать § 10, выполнить №91­93, подготовиться к практической работе, стр. 67 7.Рефлексия.

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"

Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017