Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
25.02.2017
Реакции ионного обмена - это одна из самых сложных тем курса. Предлагаю вашему вниманию разработку урока по данной теме, надеюсь, что она пригодится коллегам. Разработка составлена в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. На уроке используются разнообразные формы и методы, что повышает мотивацию к обучению. В конце урока обучающиеся должны ответить на вопросы: Что нового узнал на уроке? Теперь я смогу...Мне не удаётся... и так далееРазработка урока "Реакции ионного обмена"
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.docx
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ, УСЛОВИЯ
ИХ ПРОТЕКАНИЯ ДО КОНЦА
Цель: сформировать у учащихся представление о сущности реакции ионного обмена; определить
условия протекания реакций ионного обмена до конца; сформировать умение предвидеть
возможность химических реакций, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные
уравнения реакций ионного обмена между растворами электролитов; расширить и углубить знания
учащихся о растворах и химических реакциях в растворах.
Продолжить формировать практические умения и навыки выполнения лабораторных опытов;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Отработать умение самостоятельно работать в группе, умение принимать решение, брать
ответственность на себя, бесконфликтно общаться.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица
растворимости солей, кислот и оснований в воде, штатив с пробирками, компьютер,
мультимедийный проектор и мультимедийная доска.
Реактивы: растворы феррум (III) хлорида, щелочи, хлоридной кислоты, нитратной кислоты,
натрий карбоната, магний хлорида, азотнокислого серебра, индикатора фенолфталеина.
Базовые понятия и термины: растворы, электролиты, неэлектролиты, растворенное вещество,
электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, химическая связь, сильные и слабые
электролиты, степень диссоциации, реакции обмена.
Методы обучения: пояснительноиллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный,
частичнопоисковый, практический, интерактивный, методы контроля.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура урока
1.Организационный этап………………………………………1 мин.
2.Проверка домашнего задания……………………………... 7 мин.
3. Актуализация опорных знаний…………………………. 3 мин.
4.Изучение нового материала……………………………….20 мин.
1.Реации ионного обмена и условия их протекания.
2.Реакции с образованием воды.
3.Реакции с образованием осадка.
4.Реакции с выделением газа.
5. Обобщение и закрепление знаний………………………10 мин. 6.Домашнее задание…………………………………………..2 мин.
7.Рефлексия………………….…………………………………2 мин.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Здравствуйте, садитесь.
Способность мыслить, а не зреть и слушать
Над всеми возвышает нас, людей.
Ведь у ослов длинней, чем наши, уши,
А у быков глаза куда крупней!
Это сказал великий Саади еще в 14 веке. Сегодня я предлагаю вам, ребята, использовать это
прекрасное человеческое качество на уроке химии.
1 Актуализация опорных знаний учащихся.
Общение наше мы начнем с проверки домашнего задания и «Химической разминки».
Какие вещества называются электролитами?
Почему их водные растворы и расплавы проводят электрический ток?
Как называется процесс распада электролитов на ионы?
Дайте определение кислотам, основаниям, солям с точки зрения теории электролитической
диссоциации.
Что такое степень диссоциации?
На какие группы по степени диссоциации делят электролиты?
Упражнение «Сортировщик»
Разделите данные электролиты на две группы: сильные и слабые, пользуясь таблицей
растворимости
FeCI3, H2O, NaCI, H2CO3, AgNO3, H2SiO3, NaOH, Fe(OH)3, HCI, AgCI.
Проверка домашнего задания.
HCI + Ag NO3 = AgCI+ HNO3;
NaCI+AgNO3= AgCI+Na NO3;
MgCI2+2AgNO3= AgCI+Mg(NO3)2. Учитель:
Какие реакции называются реакциями обмена?
Условия возникновения и течения реакций обмена до конца?
Какие сложные вещества вступают в реакции обмена?
Химический эксперимент:
Смешаем порошки MgCI2 и AgNO3. Наблюдаем ли мы какиенибудь изменения?
Теперь смешаем растворы MgCI2 и AgNO3, мгновенно выпадает белый творожистый осадок.
Какими мельчайшими частицами обменялись электролиты в водных растворах?
3.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы рассмотрим реакции ионного обмена в растворах
электролитов. Выясним условия их протекания до конца.
Каждый из вас пройдет путь ученого экспериментатора, но в миниатюре. Формулируя научную
гипотезу, вы ее потом подтвердите опытным путем. Я вас познакомлю с алгоритмом составления
полных и сокращенных уравнений ионного обмена. Вы их научитесь составлять и по сокращенному
ионному уравнению определять суть протекания данной реакции. Реакции ионного обмена
определяют здоровье каждого из нас. Они протекают ежеминутно, ежесекундно в наших
организмах, осуществляя процессы метаболизма и обмена веществ.
1 Изучение нового материала.
Давайте проанализируем как произошла химическая реакция ионного обмена между MgCI2 и
AgNO3 в водных растворах.
MgCI2+2AgNO3= AgCI+Mg(NO3)2
Пользуясь таблицей растворимости, определим сильные и слабые электролиты, слабые подчеркнем.
Распишем сильные электролиты на ионы, слабые оставим в виде молекул.
Mg
+ 2CI+2Ag + NO3= AgCI+Mg +2NO3;
Что вы делаете с одинаковыми слагаемыми и коэффициентами в алгебраических уравнениях?
Сократим и в химическом уравнении на одинаковые ионы в правой и левой частях уравнения.
Получим сокращенное ионное уравнение.
Ag +CI= AgCI;
Оно отражает истинную химическую реакцию, которая происходит в водных растворах
электролитов.
Давайте повторим последовательность действий. Используя данный алгоритм, составить полное
ионное и сокращенное ионное уравнения для 1 и 2 уравнения из домашнего задания.
В результате проверки выясняется, что независимо от реагентов все сокращенные уравнения
одинаковые. Следовательно, ионные уравнения, в отличии от молекулярного, относятся не к одной реакции между конкретными веществами, а к целой группе аналогичных реакций.
Зная истинные процессы, происходящие в растворе, можно предсказать, возможность протекания
химических реакций ионного обмена до конца.
Задание для групп «Предскажи реакцию»
1 группа: Fe; Na; 3CI; OH;
2 группа: К; H; OH; NO3;
3 группа: Na; H; NO3; CI;
4 группа: 2Na; 2H; CO3; 2NO3.
В ваших растворах содержаться данные ионы. Произойдет ли реакция ионного обмена? Почему???
А сейчас на практике подтвердите свои гипотезы с помощью химического эксперимента, но
сначала инструктаж по БЖД.
Каждая группа получает задание, отчет оформляет в виде лабораторного опыта в тетради и на
листе бумаги.
1 группа: Fe CI3+ Na OH;
2 группа: КOH+ HNO3;
3 группа: Na NO3+ H CI;
4 группа: Na2CO3+ HNO3.
Проверка у доски отчет капитанов.
5.Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы тестов с дальнейшей взаимопроверкой.
Выставление на карточке оценивания средневзвешенного балла за урок.
Оценка учителя
Оценка за работу в
группе
Оценка за тесты
6.Домашнее задание.
Средневзвешенный балл за
урок.
Прочитать § 10, выполнить №9193, подготовиться к практической работе, стр. 67
7.Рефлексия.
Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Разработка урока химии в 9-ом классе "Реакции ионного обмена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.