Разработка урока "И все это И. С. Бах"

  • Контроль знаний
  • Повышение квалификации
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: И это всё И.С. Бах Место данного урока: 4-й урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки. Задача: создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой. Тип урока: закрепление нового материала. Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство. Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие, частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструментыТема: И это всё И.С. Бах Место данного урока: 4-й урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки. Задача: создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой. Тип урока: закрепление нового материала. Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство. Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие, частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты
Иконка файла материала 46820ccb1b919197eefb316b59259a0c484db955.doc
Разработка урока музыки 2 класс Тема: «И это всё И.С. Бах»Хамуева Екатерина Владимировна Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе  восприятия  музыки. Задача:  создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой. Тип урока: закрепление нового материала. Межпредметные   связи: искусство.  музыкальная   литература,   изобразительное Методы   и   приемы   обучения:  ассоциативное   восприятие,  частично­ поисковый   и     исследовательский   методы,     беседа,   активное   слушание, инструментальное   музицирование,   визуальные   изображения,   двигательное уподобление.   Оборудование: аппаратура, шумовые инструменты  фортепиано,   музыкальный   центр,   мультимедийная  Технологическая схема урока. Вступление Задача – настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой. Музыкальное приветствие. У.: Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это означает,  что  у вас хорошее настроение. Может ли музыка изменить настроение человека?  Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»?(звучит  «Хорал». Утренняя молитва.  И.С.Бах ) У.: Какое музыкальное произведение прозвучало? Д.: Музыка Баха для религиозного песнопения. У.: Где звучит религиозная музыка? Д.: В храмах. У.: Что характерно для такой музыки? Д.: Строгость, торжественность. У.: Какое настроение создала  вам эта музыка? Д.: Задумчивое, возвышенное. У.: Могла бы звучать такая музыка в концертном зале? Д.: Не всегда. На концертах звучит больше весёлой музыки. Экспозиция Задача ­ вывести детей на проблему урока и обозначить её в словесной  формулировке. Проблема урока: О чём рассказывает афиша? У.: Что обращает на себя внимание из оформления на доске? Д.: Красочная афиша. У.: Для чего люди придумали афиши? Д.: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли. Сообщают, кто  приехал на гастроли. У.: Куда наша афиша приглашает и о чём сообщает? Д.: Сообщает  о концерте старинной музыки. У.: Часто, не зная значения слов, которые люди используют, мешает их  общению, в том числе ­ общению с музыкой. И.С.Бах ­ именно эти слова выделены в названии концерта.Если бы мы их сейчас произнесли на улицах Германии, то обязательно  услышали восторженный голос немцев… Бах ­ это великий немецкий  композитор…  Двадцать семь лет Бах руководил церковным хором города  Лейпцига…   До сих пор звучит орган, на котором играл Бах. У.: В семье Баха многие были музыкантами­скрипачами, органистами.   «Бах», по­немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор­Бетховен  сказал о Бахе: «Не ручей – море ему  имя!»  Разработка Задача ­ учиться разным способам слышания музыки,  понять её  содержание, собрать информацию о композиторе как о человеке, его  привычках, чертах характера и т.д. У.: Открывает наш концерт «Менуэт». Как узнать, как танцевали этот танец  во времена Баха? Д.: Посмотреть иллюстрации,  послушать музыку. У.: Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в  одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего  голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец.                      (  слушание «Менуэт» И.С.Баха с пластическим  интонированием) У.: Какой характер музыки? Д.: Спокойный, изящный, грациозный. У.: Какие инструменты исполняли? Д.: Струнные. Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и  клавесин.            ( Слайд с изображением лютни и клавесина) У.: Чем отличается менуэт от современных танцев? Д.: Неторопливостью, плавностью движений. У.: Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?Д.: В театре, на балу.  ( Слайд с изображением пар, танцующих менуэт) У.: Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы с вами образуем свой оркестр. Какие из представленных  инструментов подошли бы, чтобы украсить музыку?     ( выбор учащимися инструментов) Д.: Треугольник  будет подражать блеску свечей, маракас ­ шороху  длинных,  пышных, бальных платьев дам.            (  исполнение первой части «Менуэта»: треугольник ­ сильная доля,  маракас ­ слабые доли). У.: В нашем исполнении музыка Баха «заиграла» новыми красками, стала  близкой и понятной нам. Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете,  какими чертами обладал этот человек?                                   ( Слайд портрета И.С.Баха) Д.: Серьёзный, внимательный. У.: И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом. Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных  инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них  небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы»,  «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка». У.: Что означает это слово? Слышали ли вы его? Д.: Есть слово « волынить», то есть бездельничать.                              ( Слайд с изображением волынки )  У.: ВОЛЫНКА ­ народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде  пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию  и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что  придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки. (  слушание «Волынки» И.С.Баха)Д.: Низкие звуки «гудят». У.: Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения? Музыкальным карандашом покажите движение мелодической линии и  «пульс» ритма.             (пластическое интонирование учащимся при повторном слушании  первой части «Волынки» И.С. Баха)  У: Семья Бахов была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы  поиграть на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами представим  домашнее музицирование. Исполнение «Волынки» И.С.Баха. Музыкально­ творческая деятельность учащихся:  игра в ансамбле с учителем в четыре руки;  имитация игры на волынке;  игра на «клавиатуре»  «волыночного» сопровождения. У.: Какие ощущения переживали вы, играя музыку Баха? Д.: Радость, волнение.   (Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С. Баха) У.: Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку?  Д.: Слышали «по телевизору». У.: Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон». У.: Какой инструмент прозвучал? Д.: Орган.     ( Слайд с изображением органа, внутреннего убранства собора) У.: ОРГАН ­ старинный музыкальный инструмент. Его величественное  звучание  не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент  сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был  любимым инструментом Баха. Он написал для него огромное количествопроизведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа,  предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами­  органистами. Виртуоз­ исполнитель­ человек, мастерски играющий на  музыкальном инструменте.          ( повтор мотива­ интонации «Токкаты» в исполнении учителя) У.: Представьте себя композиторами.  Музыка  какого характера может  «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация ­ вопросительная или  утвердительная? Д.: Торжественная, сильная. Вопросительная.        ( слушание «Токкаты» И.С. Баха с  просмотром видеофильма  «Готические соборы») У.:  Какое впечатление на вас произвела эта музыка? Д.:  Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная. У.: Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса  мастерства исполнителя­органиста? Д.: Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе.  У.: Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не  ручей­ море ему имя!» Д.: Музыка могучая, сильная. РЕПРИЗА Задача – сделать обобщение, высказать оценочные суждения учащимися о музыке и чертах характера И.С. Баха.                                  ( Слайд портрета И.С.Баха) У.: Прозвучало последнее произведение нашего концерта. Давайте вновь  обратимся к его программе и кратко ответим на вопрос, с которого мы начали нашу встречу: «О чём рассказывает афиша?» Д.: Приглашает на концерт. Рассказывает, чья музыка будет звучать. У.: Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли,  переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнилсясегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло  разглядеть это качество И.С.Баха. Рефлексивно­ оценочные суждения учащихся: «весёлый Бах», «мудрый  композитор», «добрый отец» У.: Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о  предстоящем звучании его музыки, пойдёте  на встречу с  ней как с добрым  знакомым. До новых встреч!