Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл
16.05.2019
Сравнивая авторитет и вес России в европейской политике в XVII в., даже в конце его, с тем положением, которое сложилось к концу царствования Петра I, можно сделать вывод о том, что этот авторитет несравненно вырос.
Решающими на пути России к статусу великой европейской державы стали её победы в ходе Северной войны, прежде всего Полтавская виктория.
Документ
Из книги Е.В. Анисимова «Время петровских реформ»
«В истории России XVIII в. ни одна военная победа не принесла столь богатые плоды, как Полтавская. Россия с этого времени становится значительной фигурой политической игры Европы».
Документ
Из книги М.С. Андерсона «Полтава и Европа»
«Полтава — без сомнения, поворотный момент во взаимоотношениях России с остальной Европой. Она значительно усилила влияние Петра в Европе, а также дала ему славу, какую только и может дать военная победа».
Королева Англии Анна в 1710 г. стала первой главой иностранного государства, обратившейся к Петру I как к императору. Многие сподвижники Петра становились князьями, графами Священной Римской империи, награждались орденами ведущих европейских стран.
Не менее важную роль играло и создание военно-морского флота, превратившегося в важнейший инструмент внешней политики. Курс Петра I на создание такого флота был одним из самых исторически перспективных проектов России в XVIII в. Превратившись в великую морскую державу, Россия не только вставала в один ряд с такими державами, как Англия, Испания, Голландия, Франция, но и могла претендовать на значительные территориальные приобретения в самых отдалённых уголках мира.
Это очень отчётливо понимали и наследники Петра I. Присутствие мощного российского флота не только на Балтике, но и в Средиземноморье во многом определило исход Русско-турецких войн и превращение России в великую европейскую державу. Уже при Петре I возникали планы создания русской колонии на Мадагаскаре. Правда, содержание флота было чрезвычайно дорогим делом и могло опираться лишь на эффективную экономику. Создание такой экономики становилось важнейшей задачей.
РП история 10.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на методическом совете завуч по УМР Директор школы
«_28_»августа 2014г. Беляева О.Р. Ваулина Е.А.
____________ ______________
«28__»августа 2014г. «_28_»августа_2014г.
Рабочая учебная программа
« История »
10 класс
Составитель:
Клементьева Т.С.
учитель истории и обществознания г.Щучье
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной
Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории
(базовый уровень) 2004 г. и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г.
Косулиной.
Программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой учебной нагрузке.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными
особенностями развития учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование
учебно
методического комплекта:
Данилов, А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое
время. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А.
А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М. : Просвещение, 2012.
Данилов, А. А. Россия и мир. 10 класс : метод. рекомендации / А. А.
Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт, П. А. Баранов. – М. : Просвещение,
2009.
Вышеназванный учебник вместе с учебником: Алексашкина Л. Н. История.
Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г.
Косулина. М.: Просвещение, 2012 – составляют единую линию учебников по
истории для средней (полной) школы.
Используемый учебнометодический комплект позволяет учащимся
получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и
явлений отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца
XIX века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический
аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут
организовать эффективную работу.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории
создает у учащихся полноценные представления об основных этапах,
закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности,
о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной,
2 культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у
десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и
явлениях отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на
уроках тестовые задания, эссе, проблемнопоисковые задачи и другое помогут
выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Учащиеся должны освоить периодизацию истории человечества с
древнейших времен до конца XIX в., иметь представление об основных
трактовках ключевых проблем истории и высказывать собственное суждение
по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических
источниках, анализировать их, устанавливать причинноследственные связи
между историческими явлениями, реконструировать исторические события,
давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии.
информационную,
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые,
фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную,
дискуссионную,
проектную
деятельность. Предполагается проведение разных т и п о в у р о к о в : лекции,
семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки
исследования, урокипрезентации, зачеты, которые способствуют лучшему
усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности,
познавательных и созидательных способностей.
исследовательскую,
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом
образовательного учреждения в форме текущего и итогового контроля.
3 Требования к уровню усвоения предмета.
В результате изучения истории ученик должен знать:
основные этапы и ключевые события новейшей истории; выдающихся
деятелей этого периода;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших
времен до 19 века, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том
числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной
и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической
4 деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и
явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов
России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России
и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
5 Учебнотематический план
На изучения курса в 10 классе отводится 68 часов:
2 раза в неделю.
Раздел,тема.
Исторический процесс
и историческая наука
Первобытность.
Цивилизации Древнего
мира
Россия и мир в эпоху
Средневековья
Россия и мир в раннее
Новое время
Россия и мир в эпоху
становления и развития
индустриального
общества
№
п\п
1
2
3
4
5
Всего
Количество
часов
4
В том числе
К.р.
Пр.р.
10
21
17
16
68
1
1
1
1
4
6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Исторический процесс и историческая наука.(4ч)
Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории.
Особенности социального познания. Социальное познание и историческая
наука.. Понятие об исторических источниках. Формационный и
цивилизационный подходы к истории.
ЗНАТЬ/УМЕТЬ:
Уметь характеризовать периоды развития истории, анализ исторических
источников.
Сравнивать, обобщать, делать выводы.
2.Первобытность. Цивилизации Древнего мира(10 ч)
Предцивилизационная стадия истории человечества. Научные представления
о формировании человека современного типа .Праобщина. Родовая община.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Экономические основы
древневосточных цивилизаций. Общество: социальная структура и социальные
нормы.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной
цивилизации .Классическая Греция. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация
Древнего Рима.
Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей
страны. Греческая колонизация. Скифское государство. Восточные славяне.
Норманны варяги русь.
7 Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Мифы о
культурных героях. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности
понимания.. Единство древних цивилизаций. Римское право. Власть идеи и
страсть к истине.
Алфавит и письменность. Египетская медицина, математика, астрономия.
Художественные ценности древних цивилизаций.
ЗНАТЬ/УМЕТЬ:
Уметь определять хронологические рамки и периоды значимых событий,
знать причинно следственные связи. Навыки поиска необходимой
информации. Сравнивать данные разных исторических источников. Объяснять
исторические понятия.
Знать исторические события и явления,
Рассказывать о них, объяснять. Соотносить единичные исторические факты и
общие явления.
Объяснять причинно следственные связи исторических событий. Знать
хронологию.
Объяснять смысл исторических понятий.
Уметь составлять логические и хронологические таблицы
3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)
Средневековая цивилизация Европы. Переход к Средневековью.
Государство франков. Средневековье и феодализм. Феод. Община. Города в
средневековом обществе. Сословно представительная монархия.
Государство и церковь.
Византийская империя. Роль государств в византийской империи.
Православная церковь в византийском обществе.
Арабо мусульманский Восток. Возникновение ислама. Арабский
халифат.
Китай, Индия, Япония в Средние века. Особенности исторического
развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья.
Особенности российского Средневековья. Характер древнерусской
государственности.
Фактор самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования
древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в 1Х Х
вв. Функции княжеской власти. Дружина. Народ и власть.
Формирование различных социально политических моделей развития
древнерусского общества и государства. Причины раздробления
Древнерусского государства.
8 Новгородская республика. Владимиро Суздальское княжество. Галицко
Волынское княжество. Ордынское владычество. Русь Литовская.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения
русских земель. Возвышение Москвы. Великое княжество Литовское и
Русское.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце ХУ начале
ХУ11 в. Характер Московского государства во 2ой пол ХУ начале ХУ1 в.
Иван Грозный. Смута и различные варианты эволюции государственного
строя.
Социально экономическое развитие России. Характер землевладения.
Земледельческое население. Поземельные отношения.
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения
Древнерусского государства. Европейская политика. Эволюция внешней
политики в период ордынского владычества на Руси. Западное и восточное
направления внешней политики.
Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли.
Человек и время. Человек и знание.
ЗНАТЬ/УМЕТЬ:
Знать исторические события и явления, Рассказывать о них, объяснять.
Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
Объяснять причинно следственные связи исторических событий.
Знать хронологию. Объяснять смысл исторических понятий. Уметь
составлять логические и хронологические таблицы.
4. Россия и мир в раннее Новое время (17ч)
Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические
открытия и их последствия. Мануфактурный капитализм. Возрождение.
Реформация. Великая научная революция
Россия: особенности перехода к Новому времени. Вступление России в Новое
время. Черты экономического и социального развития России в Новое время.
Россия: особенности социально экономического развития в ХУ11 ХУ111 вв.
российский тип феодализма .Крепостничество. Рост городов. Формирование
всероссийского рынка.
Европейские государства в ХУ1ХУ111 вв. Формирование абсолютизма.
Голландия.
Английская революция в ХУ11 в. Просвещенный абсолютизм.
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России:
общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной
власти в России. Иван Грозный. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина
II. Попытки ограничения самодержавной власти.
9 Особенности социальных движений в России в ХУ11ХУ111 вв. Причины
социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания.
Движение старообрядцев. Национальные движения.
Церковь, общество, государство в России в ХУ11ХУ111 вв.
Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского
общества. Церковь и государство.
Россия великая европейская держава. Изменение места и роли России в
европейской политике в 16 17 вв. Основные направления внешней политики
России. Рост национального самосознания и становление имперского
сознания. Россия великая мировая держава.
ЗНАТЬ/УМЕТЬ:
Уметь характеризовать данный период истории. Объяснять исторические
понятия. Составление логических и хронологических таблиц.
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
особенное. Работа с картой . учебником.
Высказывать суждения. Делать выводы.
5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального
общества (16ч)
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество.
Мировой рынок, колониальные империи и империализм.
революции и их место в историческом процессе 2ой полов. ХУ111 Х1Х вв.
Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость
английских колоний в Северной Америке. Политическая модернизация и
революции 1848 1849 гг.
Реформы и модернизация.
Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм и
консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и
идеологии.
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Начало
российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и
социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой
экономики.
Российские реформы в Х1Х в.: причины, цели, противоречия. Причины
реформ, их цели и задачи. Метод и темпы реформирования. Отношение
власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного
развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование
государственной идеологии. Либеральные идеологии. Российский
революционализм. Формирование российской интеллигенции.
10 Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек
и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище.
Человек в движении.
ЗНАТЬ/УМЕТЬ:
Знать основные исторические события и явления по теме. Уметь
рассказывать о них, объяснять, анализировать, давать оценку. Объяснять
причинноследственные связи событий и явлений. Объяснять исторические
понятия. Составлять таблицы , конспекты. Работа с картой. Работа с
учебником, другими историческими источниками.
Использование полученных знаний. Работа с тестами.
Контрольноизмерительные материалы
Контрольная работа по теме «Первобытность. Древний Восток»
1. Палеография изучает изучает
1) авторство, время и место создания письменного источника
2) историю денежного обращения
3) даты исторических событий и явлений
4) значение герба
2.
Историография изучает
1) даты исторических событий и явлений
2) развитие письменности, помогает определить авторство
документа
3) историю денежного обращения, монетной чеканки
4) концепции, взгляды ученых, закономерности становления
самой исторической науки
3. Человек современного вида появился
1) 2—1,5 млрд лет назад
11 2) 4—3 млн лет назад
3) 100—40 тыс. лет назад
4) 6—5 тыс. лет назад
4. Эволюционная теория происхождения человека создана
1) А. Тойнби
2) Ч. Дарвином
3) М. Блоком
4) Ф. Энгельсом
5. Признаки неолитической революции
1) существование родовой общины
2) второе разделение труда — выделение ремесла
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) появление пахотного земледелия
5) переход к монотеизму
6) появление семейного хозяйства и зачатков частной
собственности
6.
Признаки неолитической революции
1) возделывание злаков и выращивание животных
2) отсутствие частной собственности
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) существование соседской общины
5) возникновение племенных богов
6) преобладание собирательства
7. Переход человечества от первобытности к цивилизации
свершился
1) 40 тыс. лет назад
2) в IX тыс. до н. э.
3) во II тыс. до н. э.
4) на рубеже IV—III тыс. до н. э.
8.
На рубеже IV—III тыс. до н. э.
1) возникли первые цивилизации
2) началась неолитическая революция
3) появился человек современного вида
4) зародилась религия
9.
Установите соответствие между народами и их достижениями
1) создание шестидесятеричного счета
2) создание алфавита
3) строительство гигантских
а) шумеры
б) китайцы
в) финикийцы
12 усыпальницпирамид
10.Установите соответствие
между народами и их
достижениями
г) египтяне
1) возникновение
буддизма
2) создание
клинописи
3) изготовление
шелка
а) шумеры
б) египтяне
в) индийцы
г) китайы
11. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали
идеи
1) буддизма
2) даосизма
3) ведизма
4) конфуцианства
12. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы
обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь».
Такова основная идея религии
1) зороастризма
2) иудаизма
3) буддизма
4) ведизма
13. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
1) аккадцы
2) шумеры
3) ассирийцы
4) хетты
14. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само
царство стало называться Поднебесным. Речь идет о
1) Персии
2) Египте
3) Индии
4) Китае
15. В эпоху первобытности
1) появилась письменность
2 )были созданы первые государства
3) зародилась религия
4) появились научные знания
5) произошел переход к земледелию и скотоводству
13 16. На Древнем Востоке
1) возникла письменность
2) произошел переход к кочевому скотоводству
3) появилось классическое рабство
4) зародилась монотеистическая религия
5) зародилась демократия
17. Древневосточный правитель
1) имел неограниченную власть над подданными
2) выбирался высшей знатью
3) имел лишь религиозные функции
4) не имел никакой собственности
18. Для древневосточной деспотии характерно
1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными
3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов
19. Высказывание «Никакие явления социальной, политической,
материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения
картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания
ментальности» характерно для
1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории
20. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы
человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области
религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры»
характерно для
1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории
21. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека,
животного или растения) и поклонение ему
1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия
22. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов
природы и людей
1) тотемизм
14 2) анимизм
3) фетишизм
4) магия
23. Особенность финикийской цивилизации
1) создание крупнейшей империи Древнего Востока
2) значительное отставание в политическом развитии от других
государств
3) создание первой монотеистической религии
4) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли
24. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро
и Свет». Такова основная идея религии
1) иудаизма
2) буддизма
3) зороастризма
4) ведизма
25. Дайте определение понятиям
а) история
б) древневосточная деспотия
26. Дайте определение понятиям
а) исторический источник
б) неолитическая революция
Контрольная работа «Россия и мир в эпоху Средневековья»
1. Продолжи предложение. Первым варварским государством на территории
Западной Римской империи стало королевство…
А) остготов Б) вестготов В) франков Г) каролингов
2. Столетняя война(13371453 гг.) это война…
А) Англии и Франции Б) Дании и Франции В) Швеции и Англии
Г) Скандинавии и Германии Д) Индии и Китая
3. Английский правитель (11891199), участвовал в 3 крестовом походе, во
время которого захватил остров Кипр и крепость Акру. Англичане
воспринимали его как «рыцарского» короля, жизнь которого проходит в
бесконечных странствиях. Кто это?
А) Король Иоанн Б) Генрих Плантагенет В) Альфред Великий
Г) Ричард Львиное сердце Д) Король Гарольд
4. Буллаэто…
А) крепость Б) денежная единица В) правила рыцарского поведения
Г) королевский указ Д) послание
5. Какой религии не было в Китае?
15 А) буддизм Б) даосизм В) индуизм Г) конфуцианство
6. Каковы причины возникновения средневекового города:
А) прекращение набегов на Европу Б) развитие ремесел в деревне
В) рост населения в поместье, его перенаселение Д) верно Б), В)
7. В каких местах чаще всего возникали средневековые города:
А) на перекрестках дорог Б) возле переправ через реки
В) в густых лесах, защищающих от врагов Д) верно А), Б)
8. Как назывался документ, регулирующий жизнь ремесленниковчленов цеха:
А) хартия Б) устав В) договор Г) закон
9. Что такое шедевр:
А) картина Б) драгоценная ваза В) лучшее изделие ремесленника Г)
монета
10. Как называется хозяйство феодала, где работают зависимые крестьяне?
А) городская усадьба Б) феодальная вотчина В) феодальный
замок
11. Что называется натуральным хозяйством?
А) хозяйство, в котором все изготовлялось не для продажи, а для
собственного потребления
Б) большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
В) хозяйство, принадлежащее крестьянской общине
12. Что такое барщина?
А) работа на поле и в хозяйстве сеньора
Б) выплата сеньору части урожая, собранного на собственном поле
В) обязанность покупать определенные продукты у сеньора Г) одно из
названий рыцарского турнира
13. Объединение крестьян села или деревни это:
А) союз Б) община В) цех Г) гильдия
14. Как называлось восстание крестьян во Франции?
А) восстание Уота Тайлора Б) Жакерия В) восстание гуситов
15. Какая территория осталась во владении английского короля после
окончания Столетней войны?
А) Аквитания Б) Бургундия В) Фландрия Г) г.Кале
Ключ: 1А 2А 3Г 4 Д 5В 6Б 7Д 8Б 9 В
16 10 Б 11 А 12 А 13Б 14 Б 15 Г
Контрольная работа по теме : «Россия и мир в раннее Новое время»
1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?
а) 1 сентября 1698 г.;
б) 1 сентября 1598 г.;
в) 20 июня 1605 г.
2. Восстание хлопка вспыхнуло:
а) в Югозападных уездах страны;
б) на севере страны;
в) на Урале и Сибири.
3. Первым самозванцем Лжедмитрием был:
а) Гаврила Принцип;
б) Григорий Отрепьев;
в) Василий Шуйский.
4. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:
а) мечтали о новых землях;
б) хотели поменять религию;
в) надеялись на «доброго царя».
5. Первое ополчение возглавил?
а) Д.Т. Трубецкой;
б) П. Ляпунов;
в) И.М. Зарецкий.
6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?
а) 20ти месяцев;
б) 15ти месяцев;
в) 7и месяцев.
7. Временное правительство в период смуты называлось?
а) «Союз крестьян и дворян»;
б) «Казачий совет»;
в) «Совет всея земли».
8. В конце октября 1612 года интервенты:
а) капитулировали;
б) одержали победу;
в) бежали в свою страну за помощью.
9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …
а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;
б) показало силу русского народа;
в) еще надолго сохранилось безвластие.
10. Первым царем династии Романовых был?
а) Алексей Михайлович;
17 б) Михаил Федорович;
в) Дмитрий Иванович.
11. В XVII веке бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки,
входили:
а) В тайный совет;
б) В совет оппозиции;
в) В Боярскую Думу.
12. Шляхта – это:
а) Шведские дворяне;
б) Русские наемные солдаты;
в) Польские дворяне.
13. Земские соборы при Михаиле Федоровиче рассматривали вопросы…
а) войны и мира, сборов экстренных налогов и отношений с соседними
странами;
б) законодательства и Конституции;
в) налогообложения с крестьян и помещиков.
14. Основная территориальная единица в XVII в.:
а) волость;
б) уезд;
в) губерния.
15. Соборное уложение 1649 г. стояло на защите:
а) ремесленников и крестьян;
б) купцов и помещиков;
в) интересов самодержавной монархии и верхов общества.
16. С 1630 года в русской армии началось создание:
а) полков нового строя;
б) стрелецких полков;
в) пищальных полков.
17. Филарет был Михаилу Федоровичу:
а) старшим братом;
б) отцом;
в) дядей.
18. Церковный раскол связан с именем патриарха:
а) Филарета;
б) Гармогена;
в) Никона.
19. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:
а) с голодом;
б) с интервенцией;
в) с церковной реформой.
20. Во главе церковной реформы XVII века стоял:
а) Патриарх Никон;
18 б) Протопоп Аввакум;
в) Царь Алексей Михайлович.
21. Складывание всероссийского рынка происходит:
а) XV в.;
б) XVII в.
в) XVI в.
22. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:
а) Соборным уложением 1649 г.;
б) Специальным указом 1581 г.;
в) Судебником 1550 г.
23. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в
результате:
а) Широких родственных связей;
б) своей родовитости;
в) избрания на Земском Соборе.
24. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:
а) Алексей;
б) Федор;
в) Гермоген.
25. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:
а) Поднял восстание верующих;
б) Был заживо сожжен в 1681 г.;
в) Стал патриархом в 1666 г.
26. «Соляной бунт» произошел в:
а) 1648 г.;
б) 1662 г.;
в) 1653 г.
27. «Соляной бунт» начался в результате:
а) Запрета продажи соли на местных рынках;
б) Вывода большого количества соли за границу;
в) Огромного налога на соль.
28. «Медный бунт» произошел в:
а) 1648 г.;
б) 1662 г.;
в) 1653 г.
29. Участниками «медного бунта» являлись:
а) дворяне и помещики;
б) крестьяне и нищие;
в) посадские люди и стрельцы.
30. Результатам «медного бунта» было:
а) отмена медных денег;
б) увеличение налога на соль;
19 в) отмена налога на землю.
31. Русским пиратам можно назвать:
а) Ивана Болотникова;
б) Сергея Кривого;
в) Степана Разина.
32. Земский собор решил начать войну с Польшей за Смоленск в:
а) 1654 г.;
б) 1632 г.;
в) 1648 г.
33. В результате Смоленской войны:
а) Польше возвращались все города и земли, захваченные в ходе войны
русскими;
б) Россия присоединила к своим территориям новые земли;
в) И Польша, и Россия остались при своих территориях.
34. Движение против иноземцев на Украине возглавил:
а) Богдан Хмельницкий;
б) Юрий Хмельницкий;
в) граф Шереметев.
35. Гетман – это
а) управляющий уездом;
б) главнокомандующий вооруженными силами польсколитовского
государства;
в) выборный предводитель войны в Запорожье.
36. В 1676 г. турецкотатарская армия вторглась в Малороссию с целью:
а) захватить Киев и Чигирин и посадить в нем своего ставленника;
б) Возвратить утерянные земли Польше;
в) Начать войну с Китаем.
37. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор в:
а) 1678 г.;
б) 1677 г.;
в) 1681 г.
38. Городки в Сибири называются1:
а) зимовья;
б) слободы;
в) остроги.
39. Пролив между Азией и Америкой был открыт:
а) В. Атласовым;
б) С. Дежневым;
в) Ф. Поповым.
40. Для управления Сибирью в 1637 г. был создан:
1
20 а) Сибирский приказ;
б) Посольский приказ;
в) Приказ Казанского дворца.
Эталон ответов:
1б; 2а; 3б; 4в; 5б; 6а; 7в; 8а; 9б; 10б; 11в; 12в; 13а; 14б; 15
в; 16а; 17б; 18в; 19в; 20а; 21б; 22а; 23в; 24б; 25б; 26а; 27в; 28б; 29в;
30а; 31в; 32б; 33а; 34а; 35б; 36а; 37в; 38в; 39б; 40а.
Контрольная работа на тему: «Россия и мир в эпоху становления и
развития индустриального общества»
XX
века в Англии это время:
1. К какому направлению общественной мысли принадлежит автор данного
высказывания: «Всякая собственность – это кража»:
А) консерватор Б) неолиберал В) социалист Г) либерал
2. К какому направлению общественной мысли принадлежит автор данного
высказывания: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему
нужно»:
А) либерал Б) анархист В) социалист Г) консерватор
3. Изменения в соответствии с требованиями современности называется:
А) модернизацией Б) социализацией В) индустриализацией Г)
переворотом
4. 3040е гг.
А) быстрого строительства фабрик и заводов Б) освоения природных
ресурсов
В) быстрого железнодорожного строительства Г) роста безработицы
5. В 1862г. Альфред Нобель наладил производство взрывчатых веществ:
А) динамита Б) нитроглицерина В) тротила
6. Новыми источниками энергии в
А) вода и ветер Б) солнечные батареи В) электричество и нефть
7. Попов и Маркони изобрели одновременно:
А) телефон Б) радио В) телеграф
8. Развитие транспорта и связи в
А) увеличению объемов торговли Б) улучшению условий жизни
В) объединению всех частей света в единую мировую экономическую систему
9. Основным регулятором стихийного рынка выступал (о):
А) государство Б) конкуренция В) мировые экономические кризисы
10. Одна из форм объединения предприятий осуществляющих общую
коммерческую деятельность при сохранении производственной
самостоятельности называется:
А) трест Б) синдикат В) картель Г) концерн
веке привело к:
XIX
в. Стали:
XIX
21 XIX
11. Форма экономического объединения, участники которого устанавливают
единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят
рынки сбыта:
А) трест Б) синдикат В) картель Г) концерн
12. Первый висячий железнодорожный мост спроектировал и построил:
А) Телфорд Б) Реблингом В) Монгольфье
13. Как называется движение женщин за равные права с мужчинами в
веке:
А) эмиграция Б) эмансипация В) феминизм
14. В 1877г. Эдисон изобрел:
А) граммофон Б) телефон В) фонограф
15. Считают что «на смену государству капиталистов придет государство
диктатуры пролетариата»:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
16. Сохраняют приверженность тому, что прошло испытание временем:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
17. Считают, что человек сам несет ответственность за собственное
благосостояние:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
18. Считают, что ликвидация частной собственности приведет к исчезновению
эксплуатации и классов:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
19. Считают, что необходимо сохранять старый порядок и традиционные
ценности:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
20. Идея создания общества, основанного на началах солидарности людей и
общности имущества, принадлежит:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
21. Считают, сто реформа это крайнее средство изменения общества:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
22. Считают, что в процессе развития общества классовая борьба будет
обостряться:
А) консерватизму Б) либерализму В) социализму
23. Считают, что после революции власть перейдет в руки рабочих:
А) консерватизму
Б) либерализму
В) социализму
24. Сторонники уничтожения государственной власти относятся к:
А) неоконсерватизм
Б) неолиберализм
В) анархизм
25. Сторонников мирного перехода к социализму называют:
А) анархисты
Б) марксисты
22 В) социал – реформисты
26. Выберите правильное утверждение:
А) литература и искусство XIX века существовали в отрыве от событий,
происходящих в обществе
Б) литература и искусство XIX века продолжали воспевать «царство Разума»,
идеи просветителей XVIII века.
В) в художественной жизни XIX века сменилось несколько сильно
отличающихся друг от друга направлений
Г) в литературе и искусстве XIX века усилились позиции церкви
27. Импрессионисты стремились показать:
А) красоту момента
Б) человека в организованном и упорядоченном Ире
В) типичного человека в типических обстоятельствах
Г) исключительную личность, непонятую личность
Вопросы, требующие развернутого ответа:
28. Перечислите общее во взглядах либералов и консерваторов.
29. Какие слои будет поддерживать либералов, консерваторов, социалистов?
Почему?
23 Учебнометодические средства обучения
Основная и дополнительная литература
Данилов А.А., Косулина В.Г. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое
время. Учебник. М.:Просвещение, 2011
В.В.Кириллов.Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная
подготовка к ЕГЭ. М.: ЭКСМО,2013
В.В.Фортунатов. Отечественная история в схемах и комментариях.СПб.:2008.
Ивашко М.И. История в таблицах и схемах.М.: МатерикАльфа,2009
История России с древнейших времен до конца ХУ11 века. 10 кл. Поурочные
планы. Сост.Н.С.Кочетов. Волгоград, «Учитель».2007.
История России. 10 класс.методическое обеспечение уроков. Сост.
Н.С.Кочетов. Волгоград, 2005.
С.В.Агафонов. история России в таблицах 611 классы.М.:Астрель,2005
П.А.Баранов. История России в таблицах и схемах. 611
классы.М.:Астрель,2013
24 Дополнительная литература для учащихся
1. История мировой культуры : справочник школьника. – М., 1996.
2. Сто великих битв. – М. : Вече, 2001.
3. Сто великих картин. – М. : Вече, 2001.
4. 1000 вопросов и ответов по истории : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Н.
Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.
25
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Россия- великая европейская держава"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.