Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
11 кл
19.03.2019
Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.
Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).
К формам прямой демократииотносятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.
Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.
Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.
Основные признаки демократического режима:
Образование СССР.docx
ОБРАЗОВАНИЕ СССР.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях
процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.
Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и
дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.
Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Оборудование урока.
1. Текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года.
2. Конституция СССР 1924г.
3. Конституции РФ 1993г.
4. Карта «Образование СССР».
5. Презентация «Образование СССР»
Эпиграф. « Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая
Русь…»
(Гимн СССР)
Ход урока
1. Эпиграфом нашего урока стала строчка гимна государства. Государство,
существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная
сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории
новых государственных образований. О каком государстве пойдет речь на нашем уроке?
2. Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза –
огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда
очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, история
СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача
установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия,
которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как
развивалось это государство и в силу каких причин распалось.
ПЛАН
1. Позиция партии большевиков по национальному вопросу.
2. Принципы построения СССР.
3. Предпосылки образования союза.
4. Планы построения нового государства.
5. Первый съезд Советов СССР. Конституция 1924 года.
6. Трещина в фундаменте союзного государства.
Ленин уделял пристальное внимание межнациональным отношениям в России и разработал
революционную программу по национальному вопросу. Июль 1903 статья «Национальный
вопрос в нашей программе», это работа программного характера, специально посвящена
национальному вопросу. Русские с/д «ставят в свою программу не только полную
равноправность языка, но и признание право за каждой нацией самой определять свою
судьбу». Право на отделение приобретает программный характер. Но оно не
подкреплялось утверждением о целесообразности отделения.
Апрель 1917 статья «Задачи пролетариата в нашей революции» Ленин писал: «Республика
русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насилием, а
исключительно добровольным соглашением на создание общего государства».
К Октябрьской революции 1917 года у большевиков была четко разработанная программа
по национальному вопросу – принцип интернационализма («Пролетарии всех стран
соединяйтесь»)
право наций на самоопределения вплоть до отделения
принцип федерализма.
Национальный состав большевистской партии 66% русские, но сумела привлечь на свою
сторону значительные массы нерусского населения страны. Выдающиеся командиры
Красной армии (Вацетис, Фрунзе, Киквидзе, Лазо, Уборевич и др.) В составе первого
советского правительства был предусмотрен Наркомат по делам национальностей,
который возглавил Сталин. Издавали журнал «Жизнь национальностей», литература на
разных языках, подготовка программных документов по национальным отношениям.
Представление независимости Польши, Финляндии. Финская делегация специально
прибыла в Петроград, чтобы получить документ о признании страны самостоятельным и
независимым государством. На развалинах Российской империи идет процесс создания
республик по национальному принципу (Украина, Белоруссия, Молдавия и др.) и по территориальному принципу (Одесская, ДонецкоКриворожская и др.) Вопрос о создании
советской федерации или союзного государства перешел в практическую плоскость.
Ноябрь 1917 года «Декларация прав народов России»
Январь 1918 года «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» где Россия
объявлялась республикой Советов рабочих, содатских и крестьянских депутатов и власть,
как в центре, так и на местах передавалась этим советам. Специальный пункт «Советская
российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как
федерация Советских национальных республик» первое законодательное утверждение
России как федерации, федерации советской.
Выступая на III съезде с заключительным словом Ленин сказал: «Совершенно добровольно
без лжи и железа, будет расти эта федерация, и она несокрушима».
ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ
Ряд факторов способствовал сближению республик впервые годы после Октября. С 23 по
27 декабря 1922 проходил X Всероссийский съезд Советов. Повестка дня состояла из 7
пунктов. В той или иной степени они имели отношение к образованию СССР. Но прямо
образованию Союза посвящался 6ой пункт повестки дня, который звучал следующим
образом – «Предложение договорных советских республик о создании Союза советских
социалистических республик». Получается, что инициатива исходила от республик и
российский съезд должен был на нее откликнуться. Доклад по этому вопросу сделал
Сталин.
Прочитайте текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов
26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.
Текст выступления Сталина на Х Всероссийском съезде 26 декабря
1922г. Существует три группы обстоятельств, определивших
неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.
Первая группа обстоятельств это факты, касающиеся нашего внутреннего
хозяйственного состояния.
Во первых, скудность наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении
республик в результате семилетней войны скудность, которая заставляет нас объединять
эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных
отраслей хозяйства…
Вовторых, сложившееся исторически естественное разделение труда… Например
Север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком,
топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может
быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом
хозяйственного развития федерации.
Втретьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих
нерв и фундамент всякого возможного объединения. Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, это факты,
связанные с нашим внешним положением. Я имею ввиду наше военное положение. Следует,
товарищи помнить, что, несмотря на выход наших республик из состояния гражданской
войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш
военный фронт был абсолютно единым, могущим обеспечить внешнюю безопасность
республики.
Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с
характером строения советской власти, с классовой природой советской власти. Советская
власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески
культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения.
В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной
собственности, а на собственности коллективной…. сама природа власти располагает к
тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну
социалистическую семью.
ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ и КОРРЕКТИРОВКА 1) в годы гражданской войны оформился
военно – политический союз суверенных государств. Это было оформлено декретом ВЦИК
от 1 июня 1919г. В союз первоначально вошли Россия, Украина, Белоруссия, Латвия и
Литва. Объединение вооруженных сил, единое командование, представители республик
были включены в состав высших органов государственных власти и управления. В период
подготовки к международной конференции в Генуи сложился дипломатический союз
республик. Задача момента – достижение единства военных действий – была решена, но
одновременно суверенитет республик был несколько ограничен.
2) общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между
республиками. После окончания гражданской войны на первое место выдвинулась задача
восстановления экономических связей. В 19201922гг. все советские республики
заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и
дипломатическом союзе.
3) однотипность государственного устройства и нахождение у власти в республиках
единой политической партии.
3. Самый глобальный вопрос национальных отношений в тот период времени –
непосредственный план создания СССР и его конкретной реализации. Вторая половина
1922 решающая стадия формирования СССР. Создается комиссия по подготовке проекта
по соответствующему национально – государственному строительству. Председателем
комиссии назначали В.В. Куйбышева, члены Сталин, Оржоникидзе, Сокольников,
Раковский, Мдивани и др.
Сообщения обучающихся по теме «Пути построения единого государства».
АЛЕХИН. Первая точка зрения – Сталина. Он подготовил первоначальный проект
резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», где отмечается
образование самостоятельных национальных республик с учетом особенностей быта, языка
и культуры. В официальном проекте резолюции составленной Сталиным чуть позже, уже
четко прослеживалась идея «автономизации», т.е. вступление союзных республик в состав
РСФСР на правах автономии. Автономия – право самостоятельного осуществления государственной власти и
управления, предоставленное конституцией какойлибо части государства. (сл 369). 22
сентября Сталин посылает письмо Ленину, оно посвящено определению отношений центра
с республиками. В нем отмечалось: «Мы переживаем такую полосу развития, когда форма,
закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов
на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая
слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь
буквы конституции независимых республик».
Проект «автономизации» поддержали ЦК компартии Азербайджана, Армении, но отклонил
ЦК компартии Грузии.
Куркин. Позиция грузинского ЦК. Грузия наряду с Азербайджаном и Арменией была
включена в Закавказский федеративный союз, а компартии трех стран оказались под
началом Закавказского бюро ЦК РКП (б), во главе которого стоял Г. К. Орджоникидзе —
человек вспыльчивый и грубоватый, но пользовавшийся безусловной поддержкой
И. С. Сталина. Лидеры Коммунистической партии большевиков Грузии выступали за
самостоятельность Грузии от Закавказья. 20 октября 1922 между Орджоникидзе и
грузинскими лидерами разразился скандал. Член ЦК КП(б)Г А. Кабахидзе оскорбил
Орджоникидзе, назвав его «сталинским ишаком», а тот в ответ ударил по лицу своего
обидчика. Грузинские лидеры подали в отставку. Конфликт пришлось разбирать ЦК
РКП(б). Ленин, который в октябре 1922 был болен, не мог вмешаться в конфликт, а Сталин
назначил в Грузию комиссию во главе с Ф. Э. Дзержинским, который поддержал
Орджоникидзе и осудил грузинских «националистов».
Однако в декабре 1922 Ленин, отношения которого со Сталиным ухудшились, вмешался в
грузинский конфликт и обвинил Сталина в великодержавном шовинизме, а Орджоникидзе
за рукоприкладство предложил исключить из партии. Поскольку болезнь ослабила
воздействие Ленина на партийные дела, его рекомендации не были выполнены.
Сторонники самостоятельности Грузии получили новые назначения за ее пределами, а
республика была включена в СССР в составе ЗСФСР.
Филиппова. 25 сентября 1922 года материалы комиссии доставили Ленину. Изучив эти
материалы, мнение Сталина и позиции республик, он предложил свой план –
государственный союз равноправных республик. Ленин предложил назвать эту федерацию
«Союзом Советских Республик Европы и Азии». Таким образом, создавалась федерация
нового типа.
Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав
государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают
определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, органы власти.
В своем письме от 26 сентября Ленин обосновал необходимость объединения в Союз на
основе полного равноправия, «максимального бережного соблюдения их суверенных прав».
6 октября 1922 года Пленум ЦК РКП(б) утвердил доклад комиссии «По вопросу о
взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». Пленум подтвердил
принципы нового государства, заложенные Лениным. Данные решения были разосланы по
всем республиканским компартиям, были там обсуждены и, в основном, поддержаны. Учитель: накануне первого съезда Советов СССР, имело место еще одно мероприятие,
специально посвященное его подготовке – Конференция полномочных делегаций
РСФСР,УССР,ЗСФСР,БССР состоявшейся 29 декабря. Был определен президиум
будущего съезда из четырех представителей по одному от каждой республики. На
конференции были рассмотрены вопросы о декларации и договоре, порядке дня и сроки
открытия съезда. Утвердили место и время проведения будущего съезда – Большой театр и
11 часов утра, а открытие съезда было поручено старейшему члену делегации РСФСР
П.Г.Смидовичу, а докладчикам назначили Сталина.
30 декабря 1922 года съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР (26
статей). Работа с картой
В январе 1924 года второй всесоюзный съезд советов одобрил Конституцию СССР.
Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между
съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.
А теперь проверим, как вы выполнили опережающее задание – нужно было
установить сходство и различие конституции СССР 1924г. и конституции РФ 1993г.
Сходства конституций:
С принятием Конституции 1924 и 1993 года было связано: образование нового государства,
существенные изменения в жизни общества. Конституция 1924 г. первая конституция
СССР, Конституция 1993г. первая конституция РФ.
Различия конституций:
Первая конституция СССР была принята в 1924 году. Она провозглашала принципы,
которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в ней
принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного
устройства СССР, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях
прав и свобод. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. конституционное закрепление
образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик.
В соответствии с конституцией Российской Федерации права и свободы человека
являются высшей ценностью. Любой гражданин страны имеет: право голоса, свободу слова
и печати, право выезда за границу Российской Федерации и т.д.
Главные различия конституций 1924 и 1993 года в их политических режимах ,
государственном устройстве и экономической системе. В конституции 1924 года
устанавливался тоталитарный режим с однопартийной системой, а в конституции 1993
года демократический режим с многопартийной системой.
Согласно принятой конституции 1924 года в СССР была классификация отраслей
народного хозяйства, все отрасли народного хозяйства делились на две сферы:
сфера материального производства и непроизводственная сфера. Так же согласно ей не
допускалась частная собственность.
В конституции 1993 года всё наоборот: экономическая жизнь строится на многообразии и
равноправии форм собственности, в системе хозяйствования сочетаются государственное
плановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов.
Какое же государство в итоге было создано 30 декабря 1922года? Работа по учебнику стр.145
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой территория
единого государства подразделяется только на административные единицы (районы,
области, края и т.д.); политической самостоятельностью эти части государства не
обладают.
Закрепление. Составить синквей на тему «СССР».
Таким образом, создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом
довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с
тем, важным было создание государства нового типа.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны.
СССР сумел занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Но
приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления
остановила расширение полномочий субъектов страны (при Сталине).
Обратимся к эпиграфу нашего урока
Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что
сохранилось от Союза (экономические и стратегические объекты, культурные ценности,
традиции, память народа…) необходимо беречь, это наша история!
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Борьба за власть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.