Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 3 класса на тему:
«Какими бывают музыкальные интонации»
Составитель- учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Тема: «Какими бывают музыкальные интонации»
Цели: Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.
Задачи: Образовательные – Закрепить что такое интонация, дать учащимся понятие «зерно интонации». Развивающие - Развивать творческие способности и способности сравнивать, и делать выводы. Воспитательные - Воспитать любовь к классической музыке.
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “Зерно интонации” и вспомните, что же такое интонация. А также поиграете на музыкальных инструментах и составите ритмические рисунки с помощью специальных полосочек. Итак, давайте вспомним, что же такое интонация? (Это мотив или ритмический рисунок, который помогает узнать песню или музыкальное произведение). А какие вы знаете интонации? (Разговорные и музыкальные)
Теперь посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено? (Зерно) Что происходит с зерном, если его посадить в землю? (Оно начинает расти) Так и в музыке, если есть интонация, то из неё может вырасти огромное музыкальное произведение.
Попробуйте угадать, какие интонации бывают? (Ответы детей) Давайте проверим, какие бывают зёрна интонации. (Изобразительные, Выразительные, Ритмические и т.д.) Как много разных интонаций встречаются в музыке. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай интонацию”
Сейчас вы послушаете музыкальное произведение, скажете мне, какая интонация встречается в нём. Возможно, она будет там не одна.
Слушание: “Болтунья” С.С. Прокофьев - ритмическая, выразительная, резкая, яркая.
В этом музыкальном произведении много интонаций, но есть одна главная по которой мы можем узнать музыкальное произведение – Ритмическая.
Давайте составим ритмический рисунок этой музыки и узнаем, каких звуков больше, коротких или длинных. (- - - - - - - -) А кто же написал эту музыку? (С.Прокофьев) Да, Сергей Прокофьев написал большое количество музыкальных произведений, в том числе и знаменитую симфоническую сказку “Петя и волк”.
В этой сказке Петя был пионером. А пионеры помогают маленьким, если у них что-то не получается. А что ещё в школе делают ученики (Учатся, играют на переменах, делают уроки, дежурят по классу). Вот и мы с вами вспомним, кто у нас дежурные.
Распевание.
Пение “Кто дежурные” - работа над песней.
Песню мы вспомнили, а какие же в ней главные зёрна интонации по которым можно узнать песню? (Вопросительная и утвердительная интонации). А теперь давайте составим ритмический рисунок этой песни, чтобы было легче покажите ритм движением руки (? ? ? - -) А теперь исполним эту песню по ролям и те, кто поют, поднимаются с места.
Дежурными мы были, а теперь давайте станем …. Угадайте кем?
Музыкально- ритмическая разминка.
Вот мы с вами отдохнули, а теперь продолжим урок. Я вам наиграю мелодию из трёх нот с характерным ритмом, а вы мне скажите, что это за музыка. (“Симфония № 5”)
Это произведение написал Л.Бетховен. Это немецкий композитор современник Моцарта, который был и остаётся великим композитором. Сейчас мы послушаем это великое произведение, а вы попробуйте сами определить главное зерно интонации и ритмический рисунок начальной фразы. (Сильная, ритмическая интонация. - - - -)
Слушание: Симфония № 5 Л.Бетховен
Мелодия этого произведения построена на одном звуке «ФА». Прохлопайте ритмический рисунок этого произведения. К какому из трех известных жанров можно отнести это произведение? Молодцы вы справились с этим сложным заданием. Эту интонацию Бетховен называл “Так судьба стучится в двери”. А какую вы знаете старую профессию в которой необходимо целый день стучать молотом? (Кузнец)
Сейчас я исполню песню про кузнеца, вы определите главное зерно интонации и составите ритмический рисунок, а потом мы вместе постучим ритм этой песни на музыкальных инструментах. (Ритмическая, чёткая интонация. - - -)
Игра на музыкальных ударных инструментах.
А теперь с играем в игру “Узнай ритм”. У меня на доске находятся карточки с различными ритмическими рисунками. Ваша задача определить где, какая песня зашифрована. Подсказки у вас на столах. Мы составляли ритм каждой песни и музыкальных произведений все вместе с помощью ритмических полосок, а теперь вы сами попробуйте определить песню по ритму.
Итог: Что нового на уроке вы узнали? Что мы делали с ритмическими полосками? Что является главным при узнавании песни или музыкального произведения?
Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.
Главное в зерне интонации это характер.
Д/З Нарисуйте хранителя зерна интонации и дайте ему имя.
Источники:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.