Разработка урока музыки для 4 класса на тему «Что такое мюзикл?»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему «Что такое мюзикл?» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: знакомство с музыкальным понятием «мюзикл». Учащиеся знакомятся с определением мюзикла; характерными особенностями и жанровыми категориями мюзикла. Краткий сюжет романа "Собор Парижской богоматери"Цель урока: знакомство с музыкальным понятием «мюзикл».
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                      Разработка урока музыки                                        для 4 класса на тему:                                  «Что такое мюзикл?»                     Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема урока: «Что такое мюзикл?» Цели урока: знакомство с музыкальным понятием «мюзикл». Задачи:  Образовательные   ­    дать  определение  мюзикла;  выявить   характерные особенности   и   жанровые   категории   мюзикла.  Развивающие   ­  развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей   и   познавательного   интереса,   а   также   навыков   самоконтроля; развитие   вокально­   хоровых   навыков,   чувство   ритма.  Воспитательные  ­ воспитание   сознательного   отношения   к   учёбе   и   коммуникативных   умений, способствовать   формированию   личностных   качеств   (отзывчивость,   честность, доброта, любовь).  Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование,  карточки. Организационный момент. Ход урока ­Я вижу, что рабочее место вы приготовили. У каждого из вас на парте лежит карточка   в   которая   содержит   ОТВЕТ  (в   верхней   части   карточки)   и   ВОПРОС, который написан жирным шрифтом в нижней части карточки. Я задам вопрос, а ваша задача прочитать ответ и, если он соответствует ответу на заданный вопрос, его   зачитывает   вслух.   Затем   ученик,   ответивший   правильно,   зачитывает   свой вопрос для класса и т.д. И так, начинаем. Какая музыка нас окружает? (приложение 1) После   того   как   был   задан   последний   вопрос   “Что   такое   мюзикл?”   учащиеся пытаются сами дать ответ. ­ В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах.   Что   такое   мюзикл?   Каковы   его   особенности,   разновидности?   На   этом уроке мы ответим на эти вопросы. Мюзикл – это музыкально­сценический жанр, использующий выразительные средства   музыкального,   драматического,   хореографического   и   оперного искусств.Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты,   ревю,   водевиля,   профессиональной   эстрадной   песни   и   характерных американских эстрадно­концертных представлений. В основе мюзикла лежит– литературное произведение. Мюзикл ­ дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900­1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный   развлекательный   характер.   Эти   произведения   должны   были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени. Второй   период   связан   с   экономическим   кризисом   1929   г.   Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Южный Тихий океан” Ричарда Роджерса ( 1948 г.). Послевоенные   десятилетия   стали   для   мюзикла   триумфом.   Он   шагнул   за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя пре5красная леди” Фридерика Лоу. Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта. Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд   удачных   мюзиклов.   24   декабря   1934   г.   –   премьера   музыкальной   комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга­Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г. Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60­70 годы, когда   появились   такие   композиторы   как   Г.Гладков   (   м/ф   “Бременские музыканты”), А.Рыбников (“Юнона и Авось”), М.Дунаевский (“Мэри Поппинс, до свидания”) и т.д. В   1985   г.   на   лондонской   сцене   появляется   парижская   постановка   мюзикла “Отверженные”. За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В.Гюгопоследовала постановка “Мисс Сайгон” (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме.  И, наконец, 1998 г. – премьера мюзикла “ Notre Dame de Paris” Люка Пламмонда и Ришара Кошана. Л. Пламмонд долго искал героя своего мюзикла.   Он   причитывал   роман   В.Гюго   “Собор   Парижской   Богоматери”, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что, эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все   французское.   И,   действительно,   билеты   были   проданы   за   6   месяцев   до премьеры. Только дисков было выпущено более 7 миллионов. Собор   Парижской   Богоматери   –   символ   Парижа.   Он   расположен   в   старой, средневековой части столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерыва 185 лет. Нотр­Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки. Парижане не очень любили этот большой (высота 35 м., длина 130 м., высота колоколен 69 м., вес колокола Эммануэль – 13 тонн, его языка – 500 кг.) и старый   собор…   до   1831   г.,   когда   появился   роман   В.Гюго   “Собор   Парижской Богоматери” Краткий сюжет романа: Средневековый   готический   собор   простоял   в   самом   центре   Парижа   почти тысячу лет. Он был свидетелем всех событий французской истории ( слайд 6) Горбун Квазомодо – звонарь собора. Несмотря на отвратительную внешность, он чуток и добр. Ему нравится работа, нравится серебряный колокольный звон и жить в соборе, где его никто не обижает. На празднике “Дураков” он был избран горожанами   королем   из­за   страшной   внешности   и   подвергался   насмешкам   и издевательствам   (слайд   7).  Горбун   влюбляется   в  цыганку   Эсмеральду,  которая поет и танцует на площади. В романе переплетаются трагические и романтические события,  любовь,  ревность   и   ненависть. (слайд  8).  Квазимодо   сможет   доказать свою любовь Эсмеральде, но слишком поздно. (слайд 9). Девушка гибнет и горбун умирает на её могиле. ­Интонации   какого   композитора   похожи   на   интонацию   арии   Эсмеральды? (Шуберт “Аве Мария”) ­К какой разновидности мюзиклов относится этот мюзикл? (мюзикл­опера)­ На слайде два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанное произведение? Заштрихуйте у себя в тетрадях. Вывод. Мюзиклы разные по содержанию, настроению и по художественной форме стали одним из ярких театрально­музыкальных явлений нашего времени. Музыкально­ ритмические движения Распевание Пение «Ты да я да мы с тобой» Итог урока.   Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать легкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям нужна самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем ее многообразии. Рефлексия: я узнал много нового;  я всё это знаю, за исключением …; мне было интересно;  мне было скучно; мне было легко;  мне было трудно Итак, что же такое Мюзикл? выразительные Музыкальная Энциклопедия отвечает на это так: "Музыкально­сценический жанр, использующий     драматического, хореографического   и   оперного   искусств.   Их   сочетание   и   взаимосвязь   придали мюзиклу   особую   динамичность,   характерной   чертой   многих   мюзиклов   стало решение   серьезных   драматургических   задач   несложными   для   восприятия художественными средствами".   музыки,   средстваMusical ­ мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл ­ сокращенная форма понятий   Musical   comedy   (музыкальная   комедия)   и   Musical   play   (музыкальная пьеса, музыкальное представление). Мюзикл   один   из   самых   модных   жанров   современного   музыкального   театра. Некоторые считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз   меняла   свою   национальную   и   жанровую   специфику.   Сентиментально­ мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Но именно в американском музыкальном театре произошел  тот  качественный  скачок,  который  позволяет  многим  рассматривать мюзикл   как   самостоятельный   сценический   жанр,   хотя   и   находящийся   в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.  Главное структурное  различие  между  опереттой и мюзиклом определяется  той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Вот как об этом пишут авторы книги "В мире оперетты": "Оперетта, которую европейские классики   жанра   стремились   приблизить   к   опере,   во   многом   сохранила   черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами   симфонического   развития.   Мюзикл   же   в   большей   степени представляет   собой   театральную   форму,   в   которой   музыка   является   одним   из средств   музыкально­сценического   монтажа   наряду   с   хореографией,   пластикой, постановочными   эффектами   и   т.   д.".   По   структуре   мюзикл   близок   к   той разновидности оперетты, которая у нас, как и в других странах, получила название "музыкальной   комедии"   и   которую   сторонники   чистоты   жанра   иногда принципиально отделяли от оперетты. Последней точки зрения придерживался, в частности, композитор И. Дунаевский. "В оперетте, ­ говорил он, ­ музыка играет ту   большую   роль,   какая,   в   так   называемых   музкомедиях,   может   быть   и необязательна. В оперетте все или почти все драматургическое действие, развитие характеров и сюжета решается средствами музыки. Музыкальная драмагургия в оперетте,   таким   образом,   является   обязательным   и   важнейшим   фактором, цементирующим   всю   пьесу.   Ее   роль,   то   есть   роль   музыки   в   оперетте, принципиально   такая   же,   как   в   опере,   но   выражается   облегченными мелодическими   и   формальными   средствами.   Из   музыкальной   комедии   можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас   нередко   и   делают.   Из,   оперетты   музыку   невозможно   изъять,   ибо   онаопределяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете". Сказанное   И.   Дунаевским   применительно   к   оперетте   и   музыкальной   комедии, можно перенести на оперетту и мюзикл. В оперетте, как в крупной музыкально­ сценической   форме,   предъявляющей   высокие   вокальные   требования   к   певцам, главенствующим   элементом   является   музыка.   Разговорные   сцены   часто   служат лишь связками, подготавливающими музыкальные номера. Опереточное либретто не могло бы служить основой для самостоятельной постановки. В мюзикле главное место отводится пьесе, то есть литературному материалу. Показательно, что в США   мюзиклы   неоднократно   были   удостоены   разного   рода   литературно­ театральных премий среди лучших пьес года.  Высокий   литературный   уровень   большинства   мюзиклов   в   значительной   степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать   известные,   а   иногда   просто   выдающиеся   произведения   классической   и современной   литературы.   Первоисточниками   мюзиклов   стали   сочинения   Т. Плавта,   У.   Шекспира,   М.   Сервантеса,   Ф.   Вольтера,   Ч.   Диккенса,   Б.   Шоу,   Ф. Мольнара, С. Шолом­Алейхема, Ю. О`Нила, а также современных американских писателей ­ Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсона и других. Лучшие либретто   мюзиклов   отличаются   интересной   проблематикой,   оригинальными характерами,   эффектными   кульминациями, высокопоэтичными песенными стихами. О композиторах и драматургах мюзиклов обычно   говорят   и   пишут,   как   о   равных   партнерах.   Так,   например,   в соответствующей литературе почти невозможно встретить выражение "Оклахома!" Р. Роджерса; обычно ­ "Оклахома!" Р. Роджерса и О. Хаммерстайна.    блестящими   диалогами, Подобно   оперетте,   мюзикл   также   обращается   к   своей   аудитории   языком современной бытовой и эстрадной музыки, но музыкальная форма здесь проще, компактнее. Отсутствуют развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует песенная   форма,   ансамбли   редки,   зато   часто   встречаются   сцены   солиста   или нескольких солистов с хором. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому   подчиняется   все:   каждая   реплика   и   музыкальный   номер,   любое танцевальное па и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно   вырастать   из   действия   и   его   развивать.   Они   должны   быть необходимы, то есть внутренне мотивированы. Опера и оперетта приучили зрителя к балетным сценам дивертисментного типа:   иногда   целые   сюиты   прерывающие, иногда   это   отдельные   номера,останавливающие развитие основной интриги. Мюзикл в своих лучших образцах связывает подобные сцены с сюжетом, с развитием характеров. Балетные эпизоды, таким образом, перестают быть вставными номерами, становятся частью действия. Но   этого   мало:   хореография,   пластика   становятся   важнейшим   элементом   в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением. Музыкальные номера, как правило, решаются также и пластически. Характеры персонажей раскрываются как в пении, так и в танце. В опере и оперетте балетмейстер­хореограф обычно выполняет более или менее важную, но все же второстепенную и эпизодическую роль, ограниченную рамками балетных   эпизодов   и   так   называемых   "подтанцовок".   В   практике   постановки мюзиклов он часто фактически второй постановщик. Иногда же ­ главный. Так известный американский хореограф Дж. Роббинс, явился инициатором создания и осуществил   первую   постановку   "Вестсайдской   истории".   Он   же   поставил "Скрипача   на   крыше"   и   "Смешную   девчонку".   Целостное   хореографическое решение,   виртуозный   пластический   рисунок   составляют   едва   ли   не   самую впечатляющую сторону лучших бродвейских постановок.  "Уступая европейской оперетте в интенсивности использования вокала, мюзикл вместе   с   тем   намного   больше   внимания   уделяет   пластическим   средствам выразительности".   Это   обстоятельство   наряду   с   тщательной   разработкой драматической   линии   предъявляет   особые   требования   к   искусству   актера мюзикла. Идеалом здесь является сочетание качеств актера, певца и танцовщика ­ комплекс чрезвычайно редкий. Кино предоставило нам возможность знакомства с некоторыми из "звезд" американского мюзикла. Мы имели удовольствие видеть на экране   обаятельную   Джулию   Эндрюс   (первую   исполнительницу   роли   Элизы Дулиттл)   в   киноэкранизации   мюзикла   Р.   Роджерса   и   О.   Хаммерстайна   "Звуки музыки";   в   кинофильме   же   "Моя   прекрасная   леди"   в   главной   роли   снялась известная киноактриса Одри Хепберн. В этом же фильме роль отца Элизы ярко исполнил   Стенли   Холлоуэй,   а   профессора   Хиггинса   великолепно   сыграл   Рекс Харрисон.   Оба   ­   участники   первой   бродвейской   премьеры   этого   мюзикла.   Мы познакомились   с   искусством   Барбары   Стрейзанд   ­   исполнительницы   заглавной роли в киномюзикле "Смешная девчонка". Кстати, исполнение именно этой роли в бродвейском спектакле 1964 года стало началом широкой популярности актрисы. Все это позволяет нам составить некоторое общее представление о творческом комплексе   актера   мюзикле.   Среди   актеров   мюзикла,   как   можно   увидеть, встречаются и выдающиеся певцы, вроде Барбары Стрейзанд, и вокалисты с более скромными способностями ­ подобно Джулии Эндрюс. Во многих мюзиклах от артиста   требуется   не   столько   спеть,   сколько   выразительно   и   ритмичнопроговорить свою вокальную партию, как это виртуозно делал Рекс Харрисон в роли   профессора   Хиггинса.   В   любом   случае,   однако,   актер   мюзикла   должен обладать   большой   внутренней   музыкальностью,   чувством   ритма,   осознавать музыку продолжением речи, выражением характера. То же самое можно сказать и о   пластике,   которая   должна   служить   актеру   средством   выражения   мысли, характера, столь же естественным, как пение или диалог. Короче говоря, мюзикл рассчитывает   на   актеров   универсальной   одаренности   или,   как   иногда   говорят, "синтетических",   то   есть   обладающих   способностью   синтезировать,   объединять разного рода профессиональное умение ­ речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя   их   единой   линии   сценического   поведения,   задаче   создания   цельного образа.   Подобная   универсальность   встречается   у   актеров   разных   жанров   и специальностей. Требование универсальности предъявляется мюзиклом не только к "звездам", но и ко всему ансамблю. Действенные, тщательно разработанные ансамблевые сцены более   всего   поражали   в   американских   постановках   европейского   зрителя, приученного опереттой к статике хоровых эпизодов, к безликой толпе хористов, балетным   номерам,   никак   не   связанным   с   основным   действием.   Создавалось впечатление, что постановка таких спектаклей, как "Моя прекрасная леди" или "Вестсайдская   история"   осуществлялась   в   каждом   отдельном   случае   какой­то уникальной по своим возможностям труппой. В известной степени так и было на самом деле, ибо очень часто, а особенно в последнее время, театральная труппа набирается только для одной постановки. Трудность создания ансамбля неизменно подстерегала   постановщиков   при   переносе   американских   мюзиклов   на европейскую, в том числе и на российскую сцену ­ в театры с постоянной труппой и обширным разнохарактерным репертуаром.  Художественные особенности мюзикла тесно связаны с американской театральной традицией и существующей в США практикой театрального дела. Безудержная рекламная   шумиха   вокруг   занятых   в   спектакле   "звезд",   постановщиков, продюсеров ­ неизбежные спутники мюзикла, как и стремление всеми средствами популяризации превратить его мелодии в общемировые шлягеры. Традиционный  взгляд на мюзикл, как на искусство развлекательное, отнюдь не исключает   того   объективного   факта,   что   это   искусство   служит   своеобразным зеркалом   общественной   жизни.  Художественные   завоевания   мюзикла   позволили ему стать достоянием не только какой­то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.:  Дрофа, 2014. — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы