Разработка урока музыки для 4 класса на тему «Джазовый оркестр»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему «Джазовый оркестр» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки и понятием джазовый оркестр Знакомство с понятием- джаз, джазовые исполнители, формирование представления об этапах становления джазовой музыки.Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки и понятием джазовый оркестр
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                           «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»         с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                      Разработка урока музыки                                        для 4 класса на тему:                                      «Джазовый оркестр»                     Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема урока: «Джазовый оркестр» Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки и понятием джазовый оркестр.  Задачи   урока:  Образовательные:  сформировать   представление   об   этапах становления   джазовой   музыки.  Развивающие:  научить   следить   за   развитием музыкальной мысли на основе импровизации; практическое освоение полиритмии, свинга;   джазовая   терминология,  ладо­высотный   слух,   чувство   ритма,  вокально­ хоровые навыки.  Воспитательные: заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей. Оборудование:  музыкальный центр, аккордеон. Ход урока Организационный момент. Джаз – это музыка преодоления и  победы. Мартин Лютер Кинг В основе этой музыки лежит нечто  такое, что можно почувствовать, но  нельзя объяснить. Л. Колер Если вы, слушая эту музыку, не  притопываете ногой,  вам никогда не понять, что такое  джаз…»                                            Луи Армстронг Знаком ли вам понятие джаз? Давайте попытаемся вместе определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?Ответы учащихся. Американский   историк   джаза   Б.Уланов   в   1935  году   попытался   получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это  новая  музыка,  имеющая  особый  ритмический   и мелодический  характер   и постоянно включающая импровизацию”. Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”. Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой   (английской)   волной   эмиграции   последовали   другие.   В   будущие Соединенные   Штаты   Америки   стали   приезжать   немцы,   голландцы,   швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”. Джаз ­ ощущение жизни, дающее каждому возможность преобразовать свои мысли в звуки благодаря импровизационной природе этого удивительного явления. Но   где   именно   возник   классический   ДЖАЗ?   Вопрос   до   сих   пор   остается открытым. Скорее всего правы те, кто утверждает: он появился одновременно в разных штатах Америки –  Мемфисе,  Сент­Луисе, Чикаго,  Канзас­Сити и даже Нью­Йорке.   Однако   одна   из   легенд   гласит,   что   появился   он   именно   в   Новом Орлеане. И сколько бы уверенно ни доказывали исследователи джаза обратное, во мнении   большинства   первые   образцы   джаза   тесно   связаны   именно   с «новоорлеанской» традицией. Самые ранние джазовые записи, осуществленные до 1925 года. Когда   Америка   стала   пристанищем   гонимых   из   Старого   Света,   вместе   с ними   в   Новом   Свете   оказалась   и   музыка,   звучавшая   в   Европе:   и   библейские псалмы,   и   суровые   гимны   Англии,   и   старинные   шотландские   баллады,   и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.Невольничьи   корабли,   везущие   в   своих   трюмах   “живой   черный   груз”, привезли   и   врожденный   ритмический   гений   негров,   сокровища   африканской полиритмии,   тысячелетнего   искусства   игры   на   барабанах   (слушание   примеров полиритмии на ударных инструментах). ­Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое. Учащиеся:   повторяют   по   группам   различные   ритмические   рисунки,   позже объединяя их. Основа джаза ­  импровизация  (от лат.  improvisus  — неожиданный, внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем­либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Джазмен   немыслим   без   умения   импровизировать.   Тема   служит   началом импровизации.   Каждый   исполнитель,   каждый   инструмент   самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Еще одна черта ­ ритм­группа, где центральной фигурой является барабанщик. Ритм джаза ­ полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»). Кроме   ритма,   европейцев   завораживала   манера   пения   африканцев   ­ причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация   сливается   с   хоровой,   пение   –   с   выкриками   и   вздохами,   голоса страстны и пронзительны. “Пусть воют”,­ снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики. “Пусть воют”,­ снизошли и рабовладельцы­плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.  “Страшась Великий   американский   джазмен  Дюк   Эллингтон  молчания   чёрных   рабов,   рабовладельцы   заставляли   их   петь,   желая   не говорил:дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”. И   поплыли   над   Южными   Штатами   необычные   песни:   пронзительные,   больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд.  Такие песни позже назовут “холлерс” ­ “песни­крики”.Обращая   чернокожих   невольников   в   христианство,   американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные   муки   посланы   Богом,   и   что   за   эти   мучения   они   получат   райское блаженство   после   смерти.   Но   распевание   религиозных   псалмов   не   смогло превратить   новообращенных   христиан   в   смиренных   и   послушных.   Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая,   резкая,   ритмичная   музыка   вызывала   чувство   единения,   подъем   сил   и духовный экстаз. Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий   разговаривал   с   Богом,   как   с   равным,   заклиная   его   сойти   на   землю   и покарать   злых   и   жестоких.   Музыка   вернула   людям   чувство   собственного достоинства.  Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон. Слушание:  спиричуэлс “The Lord's Prayer” в исполнении М.Джексон  Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке? Ответы учащихся. Спиричуэлсы   были   предвестниками   новой   музыки.   Но   главным   её   источником стали   блюзы,   песни­исповеди,   в   которых   было   всё,   что   составляло   жизнь   и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, ­ всё могло стать блюзом. В 30­е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах ­ наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”. К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:  ­ Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка: Я бездомным стал – лучше б умереть, Я бездомным стал – лучше б умереть, Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть. ­ Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”. ­У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue”.  Слушание: “Black and Blue” Название можно перевести, как “чёрный и печальный”. ­Постарайтесь почувствовать настроение музыки.Ответы учащихся. Конечно,   вы   правы.   Мы   слышим   в   голосе   певца   отчаяние,   протест,   вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнётся: Грех мой один – я чернокожий. Что буду делать? Кто мне поможет? Я так унижен, Я так обижен, И всё потому, что я чернокожий… ­ Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали? ­ Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у  неграмотных рабов? Ответы учащихся. Когда   в   1865   году   закончилась   гражданская   война,   музыканты   военных оркестров   вернулись   домой,   и   в   лавках   подержанных   вещей   появилось   много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры,   в   которых   музыканты   не   знали   нот,   но   играли   до   такой   степени мастерски,   будто   инструменты   стали продолжением их голоса.   что   складывалось   впечатление, Такой  состав  оркестра   относят  к   самому   раннему   стилю   джаза,  который нравился   не   только   неграм,   но   и   “чистой”,   белой   публике.   В   то   время   по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка,   все   интересней   и   разнообразней   становился   их   репертуар.   И   вот   уже “белые”   оркестры   стали   играть   музыку   чёрных,   но   очень   не   хотели,   чтобы   их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты. Мы   можем   послушать,   как   звучал   один   из   первых   таких   оркестров:  Original Dixieland  Jass  Band  ­ новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.Слушание: “Down in Old New Orleans”  В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино. Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не   по   цвету   кожи,   а   по   мастерству,   умению   импровизировать,   что   является неотъемлемой частью профессионализма джазмена. И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд ­ блюз.  Итог:  Что   нового   узнали   на   уроке?   С   каким   жанром   познакомились?   Как   вы понимаете, что такое джаз? Какую музыку исполняли первые джазовые оркестры?Мэхелия ДжексонЛуи Армстронг Джаз в СССРДжаз­сцена зарождается в СССР в 20­е годы одновременно с её расцветом в США.   Первый   джаз­оркестр   России   был   создан   в   Москве   в   1922   г.   поэтом, переводчиком, танцором, театральным  деятелем В. Парнахом и  носил  название „Первый   в   РСФСР   эксцентрический   оркестр   джаз­банд   Валентина   Парнаха“. Первым   профессиональным   джазовым   составом,   выступившим   в   радиоэфире   и записавшим   пластинку   считается   оркестр   пианиста   и   композитора   Александра Цфасмана   (Москва).   Ранние   советские   джаз­банды   специализировались   на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).  В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30­е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия с его участием Весёлые   Ребята   (1934)   была   посвящена   истории   джазового   музыканта   и   имела соответствующий   саундтрек   (написанный   Исааком   Дунаевским).   Утёсов   и Скоморовский сформировали оригинальный стиль „теа­джаз“ (театральный джаз) , основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный   вклад   в   развитие   советского   джаза   внёс   Эдди   Рознер   — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров   свинга   в   СССР   и   зачинателем   белорусского   джаза.   Важную   роль   в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30­х и   40­х   гг.,   которыми   руководили   Александр   Цфасман   и   Александр   Варламов. Джаз­оркестр   Всесоюзного   радио   п/у   А.Варламова   принял   участие   в   первой советской   телепередаче.   Единственным   составом,   сохранившимся   с   той   поры, оказался   оркестр   Олега   Лундстрема.   Этот   широко   известный   ныне   биг­бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935—1947 гг. в Китае. Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз­исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40­х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный   период,   когда   коллективы,   исполняющие   „западную“   музыку, подвергались гонениям. С началом „оттепели“ репрессии в отношении музыкантов были   прекращены,   но   критика   продолжилась.   В   50­е   и   60­е   гг.   в   Москве возобновили   свою   деятельность   оркестры   Эдди   Рознера   и   Олега   Лундстрема,появились   новые   составы,   среди   которых   выделялись   оркестры   Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва)    , а также Рижский эстрадный   оркестр   (РЭО).   Биг­бэнды   воспитали   целую   плеяду   талантливых аранжировщиков   и   солистов­импровизаторов,   чье   творчество   вывело   советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий   Гаранян,   Борис   Фрумкин,   Алексей   Зубов,   Виталий   Долгов,   Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии   его   стилистики   (Вячеслав   Ганелин,   Давид   Голощекин,   Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор   Фридман,   Алексей   Товмосян,   Игорь   Бриль,   Леонид   Чижик   и   др.) Практически все из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий   путь   на   сцене   легендарного   московского   джаз­клуба   Синяя   Птица, который существует с 1964 года по настоящее время. В   60­годы   в   СССР   вышла   первая   книга   о   джазе.   Она   была   написана   В. Мысовским и В. Фейертагом, называлась „Джаз“ и представляла из себя по сути компиляцию   информации,   которую   можно   было   получить   из   различных источников   в   то   время.   С   этого   времени   началась   работа   над   первой энциклопедией джаза на русском языке, которую удалось издать только в 2001 году в петербургском издательстве „Скифия“. Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к   тому,   что   в   сущности   уже   становится   „всемирной   музыкой“   (world   music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с   классическим   подтекстом   продолжает   влиять   на   музыку   молодых   пионеров, таких,   как   например   Кен   Вандермарк,   фриджазовый   авангардист­саксофонист, известный   по   работе   с  такими   известными   современниками,   как   саксофонисты Мэтс   Густафссон,   Эван   Паркер   и   Питер   Броцманн.   К   другим   молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд   Мелдоа,   саксофонисты   Джошуа   Редман   и  Дэвид   Санчес   и   барабанщики Джефф   Уоттс   и   Билли   Стюарт.   Старая   традиция   звучания   стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз­Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли   в   больших   музыкантов   пианисты   Маркус   Робертс   и   Эрик   Рид, саксофонист Уэс „Warmdaddy“ Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых   талантов.   Среди   многих   его   открытий   такие   художники,   как саксофонист/М­басист   Стив   Коулмен,   саксофонист   Стив   Уилсон,   вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых   талантов   относятся   также   пианист   Чик   Кориа,   и   ныне   покойные   — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего   развития   джаза   в   настоящее   время   достаточно   велики,   поскольку пути   развития   таланта   и   средства   его   выражения   непредсказуемы,   умножаясь поощряемым   сегодня   объединением   усилий   различных   джазовых   жанров. Например,   саксофонист   Крис   Поттер   под   собственным   именем   выпускает мэйнстримовый   релиз   и   в   то   же   время   участвует   в   записи   с   другим   великим авнгардистом,   барабанщиком   Полом   Мотианом.   Аналогично,   другие   легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним баннером,   как   это   было   например   при   совместной   записи   Элвина   Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлор Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.:  Дрофа, 2014. — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы. 17