Разработка урока музыки для 4 класса на тему Музыка Украины

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему Музыка Украины Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры. Задачи: познакомить учащихся с украинской музыкой используемой М.П. Мусоргским в своей опере, с жанром – опера, развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры.
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                           «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»         с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                      Разработка урока музыки                                 для 4 класса на тему:                                          Музыка Украины                                   Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­Трушина Светлана Юрьевн Тема: Музыка Украины Цель:  познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры. Задачи:  познакомить   учащихся   с   украинской   музыкой   используемой   М.П. Мусоргским в своей опере, с жанром – опера, развивать чувство ритма, ладо­ высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.   Оборудование: портрет композитора, музыкальный центр, аккордеон. Ход урока. Вход в класс под музыку «Веснянка». Организационный момент. До сих пор мы с вами слушали и говорили о русской народной музыке. Вся композиторская музыка берет начало в музыке народной. Темы народных песен   разрабатываются,   дополняются,   украшаются   с   помощью   средств музыкальной выразительности, вариаций и др. Все народы, живущие в разных странах,   тоже   имеют   свою   музыку.   Это   часть   их   национальной   культуры, кроме устного творчества, изобразительного, обрядового и других. В нашей стране, России, живет очень много разных народов, и все они имеют свою музыку – народную и композиторскую. Очень   часто   русские   композиторы   использовали   в   своем   творчестве музыку других народов. И мы с вами на прошлом уроке убедились, слушая музыку Н.А. Римского – Корсакова  из сюиты «Шахеразада». Повторение темы прошлого урока. Сегодня   мы   познакомимся   с   украинской   музыкой,   которую   в   своем произведении использовал М.П. Мусоргский.Комическая   опера   в   трех   действиях   (четырех   картинах).Либретто написано М. П. Мусоргским по одноименной повести Н. В. Гоголя.  Время действия: XIX век. Место действия: местечко Сорочинцы близ  Полтавы. Действие первое.  Ярмарка. Сияет солнце, весел гомон торговцев и толпы. Слышна песня загулявших казаков и парубков. Появляются Черевик и его дочь Парася. Черевик озабочен: ему надо продать пшеницу и кобылу. Парася радостно   приглядывается   к   окружающему.   Вниманием   толпы   овладевает старый   цыган.   Он   рассказывает   таинственную   историю   красной   свитки, разыскиваемой   якобы   самим   чертом.   А   тем   временем   молодой   парубок Грицько любезничает с юной дочерью Черевика, понравившейся ему с первого взгляда. Очень некстати перед ними вырастает Черевик. Он уже готов начать браниться,   но   парубок   оказывается   сыном   старинного   приятеля   Черевика, Охрима Голопупенка. Какие теперь могут быть возражения против сватовства Грицько! Приятели отправляются в шинок отпраздновать удачу.  Вечер. Ярмарочная площадь опустела. Из шинка выходят Черевик и кум. Чтобы   подбодрить   себя,—   с   Хиврей   шутки   плохи,—   Черевик   затягивает песню. Покончив с первой песней и расхрабрившись, Черевик, а с ним и кум, запевают   другую.   Появляется   Хивря;   свадьба   падчерицы   ее   совсем   не устраивает. Ну как с ней спорить! Грустен Грицько: так гладко все шло — и на тебе, свадьбе не бывать. Цыган берется уладить все, если парубок дешево продаст ему своих волов.  Действие   второе.   Хата   кума,   где   остановился   приехавший   на   ярмарку Черевик.   Хивря   хлопочет   у   печи,   изредка   поругивая   спящего   мужа.   Она ожидает   в   гости   Афанасия   Ивановича,   поповича,   а   присутствие   мужа   ей может помешать. С проснувшимся Черевиком хитрая Хивря затевает ссору и выгоняет его стеречь кобылу и пшеницу. И как ни лень казаку, как ни боязно красной свитки, а надо идти из дому. Долго приходится ждать Хивре, но вот со двора  слышится голос поповича.  Куда  девалась  сварливость!  Хивря  — просто   ангел   во   плоти   —   заботливо   потчует   гостя.   Отведав   лакомства, приготовленные   Хиврей,   Афанасий   Иванович   начинает   за   ней   ухаживать. Раздается громкий стук в ворота. Попович и Хивря в растерянности мечутся по хате. Наконец Хивря прячет гостя на полатях и открывает ворота. Входят кум   и   Черевик   с   гостями.   Они   взволнованы   слухами   —   между   товарамиобъявилась   красная   свитка,   и   кое­кто   видел   черта   со   свиным   рылом, искавшего ее на возах. Баклажка с вином восстанавливает уверенность кума и Черевика.   Они   распевают   песни,   а   Черевик,   расхрабрившись,   приглашает красную свитку в хату. Гости в испуге заставляют его “чураться”. Но никто толком   не   знает   жуткой   истории,   и   кум,   когда   паника   утихла,   начинает подробно   рассказывать   про   черта   и   его   красную   свитку.   Только   окончен рассказ, как окно распахивается, сыплются стекла и показывается страшная свиная рожа. Поднимается переполох. Попович валится с полатей. Черевик, схватив   вместо   шапки   горшок,   бросается   вон   из   избы,   а   за   ним   и   все остальные.  Действие третье. Картина первая. Черевик, с горшком на голове, и кум бегут по улице. Они изнемогают от усталости; споткнувшись, падают друг на друга. Парубки   во   главе   с   цыганом   связывают   их,   обвиняя   в   краже.   Появляется Грицько.   Он   предлагает   освободить   Черевика,   ставя   условием   свадьбу   с Парасей. Черевик обещает устроить свадьбу завтра же. Все отправляются по домам,   а   Грицько   остается   здесь   же   под   раскидистым   деревом.   Дремота смежает   ему   глаза.   И   снится   парубку   фантастический   сон:   слышится   хор адских   голосов,   чудятся   огненные   змеи,   карлы   и   ведьмы   —   оргия   и чествование Чернобога. Удар утреннего колокола и звуки церковного пения прекращают разгул нечисти. Со стонами бесы и ведьмы скрываются. Грицько пробуждается. Картина   вторая.  Из   хаты   кума   выходит   Парася.   Она   тоскует   о   милом парубке.   Но   ласковые   лучи   солнца   прогоняют   грусть,—   Парася   запевает веселую песню и, увлекшись, начинает танцевать. Приближающийся Черевик уже   издали   любуется   красавицей   дочкой,   а   затем   и   сам   начинает приплясывать. Появляются кум и Грицько. Влюбленных окружают дивчата и парубки.   Все   веселы.   Черевик,   воспользовавшись   отсутствием   Хиври, благословляет молодых. А когда разъяренная Хивря возвращается, цыган с парубками   хватают   и   уносят   ее   под   общий   смех.   Цыган   предлагает проплясать гопака. Под общее пение и пляс толпа удаляется, звуки замирают вдали.    «Сорочинская   ярмарка»   полна   юмора,   света   и   задушевной,   приветливой ласки.Мусоргскому   важно   было   создать   прежде   всего   жизненно­правдивые характеры. При необходимости он умел быть злым, беспощадным сатириком, но   к   скромным,   бесхитростным   героям   «Сорочинской   ярмарки»,   простым людям из народа, он отнесся с большим душевным теплом.  Вся   музыка   «Сорочинской   ярмарки»   соткана   из   мелодий   украинских песен.   Мусоргский,   такой   требовательный   к   правде   интонаций,   видимо, чувствовал   себя   по   отношению   к   украинской   речи   менее   уверенным,   чем обычно. Может быть, поэтому он и стремился держаться ближе к подлинным народным мелодиям, чтобы как­нибудь не погрешить против национального характера. Но, тщательно собирая и записывая украинские песни от знакомых, разыскивая   их   в   сборниках,   он   затем   очень   вольно   их   перерабатывал. Народно­песенная   основа   придала   музыке   оперы   необычайно   поэтичный   и мягкий колорит. Слушание Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргский. Анализ произведения. Какая музыка по характеру? Какими музыкальными средствами пользовался композитор?  (характер, мелодия, регистр, ритм, лад, звуковедение, темп, динамика). Дети  Повторное слушание Какой жанр прослушанного произведения? Дети  Рассказ об оперном искусстве? Музыкальная разминка Распевание Пение «Балалайка», «Дождь, дождь» Итог. С музыкой  какого народа мы сегодня слушали? Что услышали в украинской музыке? Музыку, какого композитора мы сегодня слушали? Назовите другие произведение этого композитора?Интерес   и   любовь   композиторов   одного   народа   к   музыке   других народов существовали всегда, существует и сегодня. Особенно ярко выражен этот интерес у русских композиторов.                                                    Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы.