Разработка урока музыки для 4 класса на тему «Симфонический оркестр»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему «Симфонический оркестр» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: расширить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем. В материале представлены слайды презентацииЦель урока: расширить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Иконка файла материала урок.docx

 

   Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                   

      «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»

        с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край

 

 

 

 

 

 

                     Разработка урока музыки

                                       для 4 класса на тему:

                                 «Симфонический оркестр»

 

 

                    Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Составитель-  учитель музыки-

                                                                        Трушина Светлана Юрьевна

 

                                           

 

 

 

 

Тема урока: «Симфонический оркестр»

 

Цель урока: расширить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи:

Образовательные - Знать группы инструментов симфонического оркестра, узнавать звучание симфонического оркестра, усвоить особенности симфонического оркестра.

Развивающие - Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие.

Воспитательные - Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  магнитофон, детские шумовые инструменты, аккордеон.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Музыкальное приветствие: «Колокольчик».

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

Объяснение нового материала.

- Сегодняшний урок мы посвятим симфоническому оркестру. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

 Ответы учащихся. Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

 

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.

         В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

 

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

 

Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. 

 

- А теперь небольшая «Звучащая викторина».

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

Симфонический оркестр делится на четыре основные группы музыкальных инструментов.

 

 

- Струнно-смычковая группа инструментов.  Почему они так называются?

Дети:  Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

  

Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Дети - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Дети: Это ударные инструменты.

     

 В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты.

А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)

 

1.     Струнно-смычковые инструменты:

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

 

       

 

 

2. Струнно – щипковые инструменты:

Арфа

 

 

 

3.     Деревянные духовые инструменты:

флейта, кларнет, гобой, фагот.

 

        

 

4.     Медные духовые инструменты:

труба, тромбон, валторна, туба.

 

5.     Ударные инструменты:

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

    

 

 

 

6.     Клавишные и одиночные инструменты:

фортепиано, орган, арфа, челеста.

 

 

 

Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

 

А сейчас «Музыкальная минутка»:

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

 

Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан».

Дети импровизируют под музыку.

 

Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                         

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …ДИРИЖЕР

         Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку.          Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

         Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

- Евгений Светланов (1928-2002) –выдающийся советский  и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);

- Вероника Дударова (1916-2009)- ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

- Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

         Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

- Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

 

Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

 

Игра «Поиграем в оркестр».

 

         Учащимся предлагаются шумовые инструменты,  выбираем «дирижера». Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”).

 

Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. 

 

А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки, а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

Как вы думаете почему?

Многие  известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.

 Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».

Игра – закрепление знаний «Третий лишний».

- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, саксофон
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, тарелки
  • Тромбон, фагот, валторна    

 

Домашнее задание: Найти рисунки с изображением инструментов симфонического оркестра и раскрасить их или нарисовать самому.

Распевание

Пение: «Весенняя песенка» - закрепление

           «Веселая песенка» - разучивание, работа над песней.

 

Итог: Что нового вы узнали о симфоническом оркестре? Назовите группы инструментов симфонического оркестра? Кто руководит оркестром? Перечислите известных российских дирижеров?

         Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

 

 

 

 

 

Источник:

1. Алеев  В. В.

Музыка. 4 кл.  В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. :

Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы.



 

Скачано с www.znanio.ru