Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 4 класса на тему:
«Симфонический оркестр»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель- учитель музыки-
Трушина Светлана Юрьевна
Тема урока: «Симфонический оркестр»
Цель урока: расширить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Задачи:
Образовательные - Знать группы инструментов симфонического оркестра, узнавать звучание симфонического оркестра, усвоить особенности симфонического оркестра.
Развивающие - Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие.
Воспитательные - Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, детские шумовые инструменты, аккордеон.
Ход урока:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие: «Колокольчик».
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
Объяснение нового материала.
- Сегодняшний урок мы посвятим симфоническому оркестру. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Ответы учащихся. Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
- А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
Симфонический оркестр делится на четыре основные группы музыкальных инструментов.
- Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Дети: Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Дети - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Дети: Это ударные инструменты.
В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты.
А теперь подробнее рассмотрим эти группы.
(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)
1. Струнно-смычковые инструменты:
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Струнно – щипковые инструменты:
Арфа
3. Деревянные духовые инструменты:
флейта, кларнет, гобой, фагот.
4. Медные духовые инструменты:
труба, тромбон, валторна, туба.
5. Ударные инструменты:
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
6. Клавишные и одиночные инструменты:
фортепиано, орган, арфа, челеста.
Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
А сейчас «Музыкальная минутка»:
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан».
Дети импровизируют под музыку.
Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …ДИРИЖЕР
Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
- Евгений Светланов (1928-2002) –выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
- Вероника Дударова (1916-2009)- ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
- Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
- Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?
Игра «Поиграем в оркестр».
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”).
Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки, а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
Как вы думаете почему?
Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».
Игра – закрепление знаний «Третий лишний».
- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Домашнее задание: Найти рисунки с изображением инструментов симфонического оркестра и раскрасить их или нарисовать самому.
Распевание
Пение: «Весенняя песенка» - закрепление
«Веселая песенка» - разучивание, работа над песней.
Итог: Что нового вы узнали о симфоническом оркестре? Назовите группы инструментов симфонического оркестра? Кто руководит оркестром? Перечислите известных российских дирижеров?
Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.
И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
Источник:
1. Алеев В. В.
Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.