Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: : «Два великих начала искусства»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Цель: выяснить взаимосвязь музыки и литературы.
Познакомить с произведением М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…». Ответить на проблемные вопросы «Что стало бы с литературой, если бы не было бы музыке?»,Цель: выяснить взаимосвязь музыки и литературы.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 5 класса на тему:
«Два великих начала искусства»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Два великих начала искусства»
Цель: выяснить взаимосвязь музыки и литературы.
Задачи:
Познакомить с произведением М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье…».
Ответить на проблемные вопросы «Что стало бы с литературой, если бы не было
бы музыке?», «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?». Развивать
эстетический вкус, духовный мир детей, чистоту интонирования и хоровой
дикции. Воспитывать любовь и интерес к классической музыке, культуры
восприятия и исполнения музыкальных произведений.
Оборудование: фортепиано, магнитофон.
Организационный момент.
Ход уроков
Эпиграф:
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердце, чтоб мир торжествовал!
Н. Заболоцкий
Какие, по вашему мнению, понесла бы потери музыка без литературы?
Дети
Какие, по вашему мнению, понесла бы потери литература если бы не было музыки?
ДетиСлово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении
многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются,
нередко приходят к согласию и взаимодействию. Их столкновения и примирения
порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.
Эти два вида искусства не иллюстрируют друг друга, а каждое по своему,
отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы,
характер и внутренне состояние человека и т.д.
Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание.
Он
обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое
стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть
по – особенно мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных
(приятных на слух) слов, которые легко поются.
Творчество композиторов превращает стихотворение в музыкальное
произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы
подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совеем подходящие по
звучанию или неудобные для пения, заменяются другими. Кроме того,
произведение всегда предназначается для определенного голоса – сопрано, тенора,
баритона
или баса. Это придает ему тембровую неповторимость, не
предусмотренную в стихотворении.
Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное
стихотворение.
Гениальные строки А.С. Пушкина учили наизусть и современники великого
поэта, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне
восхищался и любил.
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.»
Однако оно получило гениальное воплощение в музыке М.И. Глинки. Так
возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье…»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха,
Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в
настроении, внес биение пульса в фортепьянное сопровождение и сумел стать
равным великому мастеру стиха.
Слушание. М.И. Глинка «Я помню чудно мгновенье…» романсПроизведение, которое мы сейчас прослушали – это вокализ или нет? Какой
литературно – музыкальный жанр мы сейчас прослушали?
Анализ музыкального произведения.
Дети.
Повторное слушание и исполнение произведения вместе с ребятами без слов.
Нужны ли слова к этой мелодии? Почему?
(слова помогли подчеркнуть настроение, раскрыть образ, слова
Дети
способствовали интонационному развитию музыки)
Вывод
У музыки и литературы есть одинаковые средства выразительности – ритм,
темп, динамика, характер, интонация, форма, жанр и др.. Такие взаимные
стремление речи к музыке и музыки к речи связано с тем, что они «рождены
мыслями и чувствами человека и служат для общения людей друг с другом»
Благодаря литературе, которая делает музыку понятной и доступной
огромному количеству людей.
Музыкальная разминка
Распевание
Пение «Школьный блюз»
Итог.
Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке? Что важнее в
романсе мелодия или слова? Что важнее в человеке – ум или сердце? Могут ли
они порознь существовать? (отношение организма и искусства).Д/З доучить слова песни «Школьный блюз».
Источник:
1. Алеев В. В.
Музыка. 5 кл. : учебник / В. В. Алеев. — 8е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.
— 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы