Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: : “Искусства различны, а темы едины
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Цель урока: формирование знаний о различных видах искусства и их взаимосвязи.
Задачи: Познакомить учащихся с произведениями П.И.Чайковского, А. Вивальди "Осень" из циклов «Времена года», провести сравнительный анализ произведений. Используя различные средства обучения, помочь ребятам ответь на главный вопрос урока: "Можно ли выразить с помощью различных видов искусства - живописи, поэзии, музыки - одну и ту же тему?"Цель урока: формирование знаний о различных видах искусства и их взаимосвязи.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 5 класса на тему:
“Искусства различны, а темы едины” приложение
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана ЮрьевнаТема: “Искусства различны, а темы едины” приложение
Цель урока: формирование знаний о различных видах искусства и их взаимосвязи.
Задачи: Познакомить учащихся с произведениями П.И.Чайковского, А. Вивальди
"Осень" из циклов «Времена года», провести сравнительный анализ произведений.
Используя различные средства обучения, помочь ребятам ответь на главный
вопрос урока: "Можно ли выразить с помощью различных видов искусства
живописи, поэзии, музыки одну и ту же тему?". Развивать ладо высотный слух,
чувство ритма. Воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование: мультемидейное оборудование, компьютер, музыкальный центр.
Ход урока
Организационный момент
Перечислите виды искусства.
Дети
Беседа с использованием приёма "верите ли вы":
вопросы учителя
Верите ли вы, что красоту осеннего
пейзажа можно передать стихами?
Верите ли вы, что осенний пейзаж
можно передать с помощью красок и
кисти?
Верите ли вы, что неповторимую
красоту осеннего пейзажа можно
передать с помощью музыки?
ответы учащихся
Ответы утвердительные, учащиеся
вспоминают стихи, посвященные осени
знаменитых русских поэтов
Да. Приводят примеры картин
знаменитых художников.
Мнения разошлись, ктото вспоминает
песни об осени
Давайте представим, что вы композиторы и вам тоже хочется изобразить
осень. Какими бы средствами музыкальной выразительности вы воспользовались?
Учащиеся разбиваются на пары и им дается несколько минут для составления
гипотезы по схеме: темп, динамика, регистры, музыкальные инструменты.
Каков бы, по вашему мнению, был характер произведения, настроение и
почему.
Их предположения записываются в тетради.Слушание "Октябрь, Ноябрь, декабрь" П.И. Чайковского
Во время слушания дети делают пометки, что из их предположений совпало с
мыслями композитора, а что нет. (плюс, минус). По окончании прослушивания
обсуждение и выводы.
Слушание А. Вивальди "Времена года".
Таким же образом учащиеся слушают еще одно музыкальное произведение об
Осени А. Вивальди. "Времена года".
Выводы обобщаются. Что общего в этих музыкальных произведениях?
Далее возвращаются к теме урока выразите красоту осени с помощью различных
видов искусства. Заполните кластеры на доске.
Вывод средства выразительности в поэзии, живописи музыке различные, но,
красота осени, осеннее настроение может быть выражено не только с помощью
красок и стихов, но и с помощью звуков. Единым в данном случае может быть
осеннее настроение, которое выражено различными средствами в музыке
характер мелодии, в стихах словами, в живописи красками.
Задание “Проверь себя”.
посмотреть на репродукции в учебнике и выбрать подходящую к стихотворению
Николая Рубцова “Тихая моя родина” (слайд)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои. Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
Это на том берегу.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковный обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Найти связь между примерами трех видов искусств.
Физкультминутка.
Распевание
Пение «Учи учиться» работа над ритмом, интонирование. Доучить слова.
Итог урока:
Вдумайтесь:
высшая цель науки – дать людям знания
высшая цель техники – опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять
материальные и духовные потребности и интересы людейвысшая цель искусства – всестороннее развитие личности, затрагивая
эмоциональный потенциал человека.
Союз науки, искусства и техники нерасторжим. Это значит, что совершенно
необходимо рассматривать любое произведение искусства с трех позиций:
красоты смысла технологии.
Только тогда сможет раскрыться самоценность данного конкретного произведения
искусства.
Каждый из видов искусства моделирует тот или иной аспект человеческой жизни.
Что нового узнали на уроке? С какими произведениями познакомились? Назовите
композиторов этих произведений? Что общего между 3 видами искусства?
Д/З Подобрать произведения трех видов искусства, объединенных одной темой.
Источник:
1. Алеев В. В.
Музыка. 5 кл. : учебник / В. В. Алеев. — 8е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.
— 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы