разработка урока музыки для 5 класса на тему: : «Искусство открывает мир»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: : «Искусство открывает мир» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель: выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Содержание: Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства) Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.Цель: выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве.
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                         Разработка урока музыки                                             для 5 класса на тему:                                        «Искусство открывает мир»                     Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Искусство открывает мир» Цель: выявить единство выразительных средств в музыке, литературе,  изобразительном искусстве. Содержание: Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства) Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Характеристика видов деятельности: Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и  изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. Ход урока Музыка ­ народная потребность. Л. Бетховен На доске сделана запись отрывка из стихотворения "Вдохновение" "... В гореньи страсти я сжигаю жизнь свою, О вдохновеньи, озареньи пою. Хочу постичь я высоту, и доброту, и красоту." Р. Казакова Сегодня   у   нас   удивительно   красивый   урок.   Мы   будем   чувствовать,   слушать, представлять, изображать красоту человеческого ума и сердца. Ю. Визбор "Наполним музыкой сердца", Эти строки  посвящены поэту А.  Межирову. "Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден. Найдем любимейшую дверь, За ней ряд кресел золоченых, Куда с восторгом увлеченных, Внесем мы тихий груз потерь. Какая музыка была!  Какая музыка звучала!Она совсем не поучала,  А лишь тихонечко звала.  Звала добро считать добром,  И хлеб считать благодеянным". Все, что нас окружает ­ есть музыка, которую можно не только сыграть, спеть, а  также прочитать, изобразить, Жизнь   ­   есть   источник   вдохновения.   Каждый   из   Вас   есть   неповторимый музыкальный   образ,   который   можно   воспеть   в   стихах,   изобразить   на   картине, написать музыкальную зарисовку. Обратите   внимание   на   доску.  Давайте   прочитаем   строчки   из   стихотворения   Р. Казаковой "Вдохновение". Нравятся ли вам эти строчки?  Ученики: Да. Красиво звучит.  Чувствуется ли в голосе мелодия?  Ученики: Да. Звучат стихи плавно, певуче.  А как вы думаете, если этому стихотворению дать музыкальное оформление  ­ изменится ли оно? Не будем гадать, давайте послушаем. Какие выразительные  средства помогли глубже и тоньше проникнуть в творческий язык красоты?  Ученики: Красивая мелодия, интонация, движение звуков, ритм, исполнение.  Что в человеке важнее: ум или сердце?  Ученики: Невозможно отделить друг от друга ум и сердце. Музыка и  литература являются единым целым. Но все то, что они воспевают, можно  изобразить.  А можно ли услышать живопись?  Ученики: Да. Представляя сюжеты.  Под воздействием каких музыкальных и речевых средств выразительности?  Ученики: Под воздействием эмоционального всплеска, под воздействием  интонации и в музыке, и в литературе, ритмических установок, удивительной  мелодии звука и языка.  Сегодня мы будем прикасаться к человеческому сердцу, вобравшему в себя доброту   и   красоту.   Поэты   делятся   с   нами   самым   сокровенным.   Мы   сегодня начали, и будем продолжать чувствовать, как музыка растворяется в поэзии и как поэзия наполняется музыкой. Немного позже постараемся проникнуть в чарующий мир художников. Послушаем музыку лесов, морей, музыку своей души. Ученик читает стихотворения "Очарование рядом" Б. Дубровина, "Музыка ­ душа"  и другие. Мне кажется, поэзия неплохо себя чувствует и без музыки.  Ученики: Музыка необходима, чтобы полнее раскрыть содержательный образ  природы или героев.  Попробуем стихи озвучить.  Звучит музыка. Музыка навевает своей искренностью рождение образов,  жизненных ситуаций, исторических и бытовых сцен.  Вывод. Музыка играет главную роль в песенном слове.Стихотворение С. Есенин "Топи да болота" звучит на фоне музыки.  А сейчас посмотрим картины замечательных русских художников И. Шишкина, И. Айвазовского.  (И.  Айвазовский  "Среди   волн",  И.  Шишкин   "Ручей   в   солнечном лесу"). Посмотрите, что изображено на картинах?  Слушание: отрывок из "Детского альбома" Ф. Шумана.  Ребятам предлагается увидеть содержательные образы природы.  Какое   можно   дать   название   этим   картинам?   Характер   музыки.   Выразительные средства. Важно ли исполнение. Как выглядит музыкант? Какие можно подобрать слова, стихи к данным картинкам (о природе, о маме, о стихии).  Давайте на какое­то время представим, что можно воображать, чувствовать не  только красоту, но и горе, слезы, трагедию. Читает стихотворение о войне ("Рояль  на войне" Б. Дубровина).  А зачем на войне нужны были песни, стихи, артисты.  Ученики: Для поддержки силы духа, для уверенности в победе.   А что, ребята, на войне нужно было слушать только грустную музыку?  Ученики: Нет. Наоборот, музыку, возвращающую людей мысленно в мирное  время.  Пение Музыка Новикова, стихи Шведова "Смуглянка".  Постараемся   представить   картину   мира   и   счастья.   Увидели   и   почувствовали душой то, о чем будете петь.  Вывод. Жизненная необходимость в искусстве. Мир и война не могут обойтись без поэзии, музыки, изображения.  Д/З свои впечатления о прослушанных произведениях, которые больше всего  останутся в памяти, запечатлейте в рисунках.  Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 5 кл.   : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.  — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы