Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: : «Стань музыкою, слово!»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Цель: показать учащимся на примерах классических произведений взаимосвязь музыки с литературы.
Обучать более глубокому восприятию литературы. Прививать навыки восприятия музыки. Учить анализировать стихотворение и музыкальное произведение.Цель: показать учащимся на примерах классических произведений взаимосвязь музыки с литературы.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 5 класса на тему:
«Стань музыкою, слово!»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Стань музыкою, слово!»
Цель: показать учащимся на примерах классических произведений взаимосвязь
музыки с литературы.
Задачи: Обучать более глубокому восприятию литературы. Прививать навыки
восприятия музыки. Учить анализировать стихотворение и музыкальное
произведение. Воспитывать любовь к пониманию музыки. Развивать музыкальный
кругозор учащихся. Развивать чувство ритма, ладовысотный слух, дыхание.
Оборудование: магнитофон, аккордеон.
Организационный момент.
Ход уроков
На прошлом уроке мы с вами искали ответ на вопросы: Что стало бы с
музыкой, если не было бы литературы; что стало бы с литературой, если не было
бы музыки? Сегодня мы продолжим с вами искать ответы на эти на простые
вопросы.
Дети. Музыка предназначена пения. Если бы не было бы слов, то все пени,
романсы, хоры, превратились в сплошные вокализы. Исчезли бы оперы, балеты,
потом – что в основе их лежали бы литературные произведения, такие,
которые предназначены для постановки на театральной сцене (литературно –
драматические произведения).
Если бы не было бы музыки, то все стихотворения – сколько бы их не писали
поэты всего мира – остались бы только стихами и могли превратиться в
песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, что бы
композиторы сочинили для них музыку. Без музыки такие стихи лишены
достаточной силы для самостоятельной жизни. Но музыка обогащает
литературу, не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами
написано очень много различных литературных произведений, в которых
рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным
действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые прежде всего
можно назвать музыкальными сказками.
Начать наш сегодняшний разговор я бы хотела со стихотворения Николая
Заболоцкого.
В тот самый день, когда твои звучанья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу, туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубровой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган.
И крикнул ты в лицо свой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Это стихотворение пример того, как поэты отражают в своем творчестве
музыкальные звуки.
При всем могуществе своих возможностей музыки во все времена училась у
поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то
можно различать фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это
является принадлежностью человеческой речи!
Следующий пример того как музыканты стремятся запечатлеть в
музыкальных звуках всё богатство человеческой речи, соединить слово и звук в
неразрывное целое.
Слушание: В.А.Моцарт Симфония № 40 (1 часть)
Какое настроение передала вам музык? Что слышится в музыке?
Дети.
Повторное слушание.Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании всё рифмуется, всё
соразмерно – и интонации (мотивы), и фразы, и предложения. Кажется, что эта
музыка – бесконечное движение, стремление вперед. Однако в этом движение
различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации
взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять
дыхание.
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения
берут начало в те далекие времена, когда слово и музыка еще были отдельны друг
от друга. Человек трудился – и пел, грустил – и пел, танцевал и пел одновременно.
Так что слово, музыка и танец возникли из одного источника, одной стихии.
И сейчас еще в музыке, не связанной со словом, порой слышны интонации и
ритмы ушедших времен – тех времен, когда слово и музыка были слиты воедино.
Необходимо ответить, что у многих композиторов имеются мелодии,
имеющие песенное происхождение. Иногда сами песни становятся темами
музыкальных произведений.
Вывод: И музыка, и литература нужны нам вместе, во взаимосвязи друг с другом.
Музыкальный разминка.
Распевание.
Пение. «Я хочу танцевать» разучивание.
«Школьный блюз» повторение.
Итог. Что нового узнали на уроке? Музыку, какого композитора мы сегодня
слушали на уроке? Почему музыка Моцарта так похожа на стихотворение?
Объясните свой ответ. Как понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань
музыкою, слово!»?
Д/З выучить слова песни «Я хочу танцевать»
Источник:
1. Алеев В. В.
Музыка. 5 кл. : учебник / В. В. Алеев. — 8е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.
— 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы