Разработка урока музыки для 5 класса на тему: «Песня – верный спутник человека»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему: «Песня – верный спутник человека» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: Рассмотреть вопрос, почему мы любим, петь песни? Какое значение в жизни общества имеет песня? Почему велика роль народной песни в жизни человека?Цель урока: Рассмотреть вопрос, почему мы любим, петь песни? Какое значение в жизни общества имеет песня? Почему велика роль народной песни в жизни человека?
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                         Разработка урока музыки                                             для 5 класса на тему:                              «Песня – верный спутник человека»                                                Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Песня – верный спутник человека» Цель урока: Рассмотреть вопрос, почему мы любим, петь песни? Какое значение в жизни   общества   имеет   песня?   Почему     велика   роль   народной   песни   в   жизни человека? Задачи: приобщение детей к культуре русского народа, познакомить учащихся с историей возникновения песни. Развивать ладо ­ высотный слух, чувство ритма, психические   =   познавательные   процессы.Воспитывать   любовь   к   музыке   своего народа. Оборудование: магнитофон, аккордеон, репродукция “Гусляры”. Организационный момент. Ход урока. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой   язык,   национальный   костюм,   свой   орнамент,   народные   инструменты   и, конечно же, свои песни. Русские   народные   песни   создавали   народные   певцы   сказители,   имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”). Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого  появились первые сборники русских песен.  Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в  основу   их  творчества.  И  сейчас  из  этих  песен  мы  узнаем  о  прошлом  своего народа. Такими композиторами  были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский­Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.  Поэтому,   мы,   ребята,   поем   и   слушаем   не   только   народные   песни,   но   и композиторские.   Ребята,   почему   одни   песни   называют   народными,   а   другие композиторскими? Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь   и   играть   на   народных   инструментах,   но   их   никто   не   записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПЕСНЕ  ПЕСНЯ – ЭТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, САМЫЙ ПЕРВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ЖАНР, КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО С ПЕРВЫМИ  МУЗЫКАЛЬНЫМИ ЗВУКАМИ ИСТОКИ ПЕСНИ – ПОЭЗИЯ  ПЕСЕН НАПИСАНО ОЧЕНЬ МНОГО, ОНА СОПРОВОЖДАЕТ  ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ  ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его   труде,   о   его   чувствах   и   мыслях,   по   песням   мы   узнаем   об   отдельных исторических  событиях  далекого   прошлого.  Эти   разнообразные  виды  народных песен   и   называют   жанрами   народных   песен.)   Это   трудовые,   обрядовые, исторические,   революционные,   шуточные,   хороводные,   плясовые,   прибаутки, детские   игровые   и   былины.  Эти   песни   являются   спутником   всей   человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями. Знакомство с детскими народными песнями.  Слушание: Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”. Слушание: Знакомство с плясовыми, хороводными песнями: “Во поле береза  стояла”. Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки. Наряд ее мягкий, чудесен,  Нет деревца сердцу милей,  И сколько задумчивых песен  Поется в народе о ней. (Береза) Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)  Береза   –   любимое   дерево   всех   русских   людей.   Стройную,   кудрявую, белоствольную,   всегда   сравнивали   на   Руси   с   нежной   и   красивой   девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций) О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.) Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются  распевы.) Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.) Слушание: Знакомство с русской народной песней “На горе­то калина”  (Раздается текст песни)Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое) Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать) На какие именно слова (Калина, малина) Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы) Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность  и неразрывность.  Разучивание песни с движениями.(Ка­ли­на, ма­ли­на) Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение  слов) Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)  Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)  Исполнение песни с плясовыми элементами.  Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной  песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все  поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него. Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь  класс вместе.  Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические,  печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на  русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов  и знакомство с их названиями с помощью загадок. (Показ карточек с изображением народных инструментов) Загадки:  Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян) Палочкой железной тронь Раздается тихий звон  Знает взрослый, знает школьник Так звучит наш …. (Треугольник) Он легко, легко звенитВсех собою веселит Динь­динь, дон­дон, Полюбился людям он … (Колокольчик) В лесу тук­тук! В избе ляп­ляп! В руках дзынь­дзынь! На полу топ­топ! (Балалайка) Морщинистый Тит  Всю деревню веселит. (Гармонь) Охотников сзываю я в дорогу, Служу оружьем грозным. (Рожок) Приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий, Называется … (Свирель) Слушание: Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”. Ребята,   обратите   внимание   на   то,   какие   инструменты   исполняют   эту   песню (инструменты русского народного оркестра). Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые  инструменты). Подведение итогов урока. Сегодня   мы   с   вами,   ребята,   на   протяжении   всего   урока   ознакомились   с творчеством   русского   народа.   Что   же   вы   узнали?   (Что   есть   народные   и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми,   хороводными,   детскими   песнями;   познакомились   с   русскими народными и шумовыми инструментами.) Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно  и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее  хочется петь. Она простая, песенная и певучая.  Нет в мире подобных России раздольной, Цветов наших ярче и крепче пород. Бессмертен народ наш, великий и вольный,Наш русский, наш вечный, наш гордый народ. Д/З: Разработать проект по одной из тем: «Песня ­ вечный спутник человека»,  «Песня ­ праздник», «Народная песня в городе», «Песня для здоровья», «Нам  песня строить и жить помогает», «Песни русской души» и др..  Работа  оформляется в форме буклета. Спасибо! До свидания!  Источник: 1. Алеев  В. В. Музыка. 5 кл.   : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.  — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы