Разработка урока музыки для 5 класса на тему «Романса трепетные звуки»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему «Романса трепетные звуки» Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры. Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы». Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                             «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»            с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                         Разработка урока музыки                                             для 5 класса на тему:                                     «Романса трепетные звуки»                                                Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак                                                                       Составитель­  учитель музыки­                                                                         Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Романса трепетные звуки» Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы». Тип урока: урок новых знаний. Проектируемый результат: Уметь определять музыкально­образный язык  романса. Ведущий метод: Метод проблемного изложения. Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры. Задачи: ­  через повторение особенностей жанра «песни» в  видеотесте,  выйти  на более  сложный  вокальный жанр «романса»; ­  через проблемные вопросы, используя знания по истории России выявить  природу возникновения «романса» как жанра и его эволюцию в России; ­ на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь  поэтического текста и музыки в этом жанре. Оборудование:  Мультимедийное оборудование,  магнитофон, аккордеон.                                                         Ход урока           Учитель:   А   давайте   вспомним,   что   это   за   жанр   «песня»   и   какими       Организационный момент.      О чем мы говорили на предыдущих уроках? Дети: разговор шел о «песни».   Давайте споем песню «___________________________________».           особенностями  он  обладает.          На экране через мультимедийный проектор ребята   все вместе выполняют задания теста. Сначала в таблице из предложенных характерных черт выбрать те, которые   соответствуют   жанру   «песни».   Затем   выбрать     из   2   предложенных фрагментов тот, который соответствует «песне».             Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание   ребят на те черты, которые нам не подошли и тот фрагмент, который оказался не песней. Что же это за жанр? Дети: Романс.   как жанр вокальной миниатюры. Вот о нем и пойдет сегодня речь. Наша цель   сегодня: определить романс, На доске записан аспект проблемы:  «Без литературы не появились бы романсы».Подумайте и выскажите свое мнение относительно данного высказывания.  Ребята делятся своими мыслями. Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрощенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха… Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому   не   сомневались   в   гармонии   мира,   ощущали   творческую   силу   как музыкальное начало.      Просмотр презентации  «Звучит романса звук прелестный». Зачитывается непроизвольный диалог между Блоком и Гоголем, написанный на доске: БЛОК: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен…  мелодией одной звучит  тоска и радость…» ГОГОЛЬ: «Если музыка  нас оставит, что тогда будет с нашим миром?» БЛОК: «Нет, музыка нас  не покинет… все кончается, только музыка не  умирает». Жанр   «РОМАНСА»   напрямую   возник   благодаря   литературе,   так   как     в средневековых   западноевропейских   литературах   и   в   подражательной   поэзии позднейших   поэтов   романсом   называли   лирическое   любовное   стихотворение песенного   народного   склада.   А   в   испанской   литературе   романсом   называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.      Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе значащее «на испанском».      Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1­ го   или   2­х   голосов   на   слова   какого­нибудь   стихотворения   с инструментальным аккомпанементом.       Во времена правления Петра 1 (СЛАЙД) были введены новые правила, касаемые культурного   досуга   дворянского   сословия.   Обязательным   стало   домашнее музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных салонов».           Со   становлением   русской   музыкальной   профессиональной   школой   в  лице М.Глинки,   П.Чайковского   и   других   композиторов,   романс   превратился     в изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.      Как вы считаете, что может отображаться в романсах? (разные стороны жизни, личные отношения героя, его переживания, чувства). Слушание:   романс   М.И.Глинка,   стихи   А.С.   Пушкина   «Я   помню   чудное мгновение» Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке, почему?Камерная   музыка       ­   музыка,   предназначенная   для   небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского  camera – комната).  Потому что РОМАНС, как откровение героя, которое не «кричат на весь  мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.      ЗАДАНИЕ:  А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою формулировку   жанра   «романс»,   чтобы   как   можно   полнее   вы   отразили неповторимость   этого   жанра,   в   какой­то   степени   уникальность   и исключительность.      Анализируем  несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.      Учитель: Сейчас я прочту вам стихи Н. Оленина, посвященные одному романсу. КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ, Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ – ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ. ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ, И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ, И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ. ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА, Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…       Слушание: романс М.Глинка, стихи Н.Кукольника «Жаворонок». Анализ музыкального произведения. ­ В каком ладу написан романс? ­ Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них? ­   Какие   выразительно­изобразительные   интонации   мелодии   и   аккомпанемента помогают словам рисовать звуковую картину природы?          Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс   исполнения   необходимо   предварять   интонационным   анализом   стиха   и музыкального сопровождения. МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ, НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ  ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ. НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ, ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ… ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ, КТО­ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ  УКРАДКОЙ. РАЗУЧИВАНИЕ РОМАНСА «Жаворонок». разучивание   с   голоса   учителя,   используя   графический   показ   рукой звуковысотность  мелодии. (Можно использовать  графический рисунок, вызывая ребят к доске изображать по одной фразе). Обратить внимание на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.      Итог: Что послужило основой для возникновения жанра романса? Что нового узнали на уроке? С произведением каких композиторов познакомились? Вывод: Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы. Д|З: подобрать стихотворение для сочинения романса. Источник: 1. Алеев  В. В.Музыка. 5 кл.   : учебник / В. В. Алеев. — 8­е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.  — 79, [1] с. : Учебник предназначен для учащихся  4 класса общеобразовательной школы