Представлена разработка урока музыки для 5 класса на тему «Романса трепетные звуки»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.
Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы».
Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 5 класса на тему:
«Романса трепетные звуки»
Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Романса трепетные звуки»
Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы».
Тип урока: урок новых знаний.
Проектируемый результат: Уметь определять музыкальнообразный язык
романса.
Ведущий метод: Метод проблемного изложения.
Цель урока: Определить понятие «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.
Задачи:
через повторение особенностей жанра «песни» в видеотесте, выйти на более
сложный вокальный жанр «романса»;
через проблемные вопросы, используя знания по истории России выявить
природу возникновения «романса» как жанра и его эволюцию в России;
на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь
поэтического текста и музыки в этом жанре.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитофон, аккордеон.
Ход урока
Учитель: А давайте вспомним, что это за жанр «песня» и какими
Организационный момент.
О чем мы говорили на предыдущих уроках?
Дети: разговор шел о «песни».
Давайте споем песню «___________________________________».
особенностями он обладает.
На экране через мультимедийный проектор ребята все вместе выполняют
задания теста. Сначала в таблице из предложенных характерных черт выбрать те,
которые соответствуют жанру «песни». Затем выбрать из 2 предложенных
фрагментов тот, который соответствует «песне».
Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание ребят на те
черты, которые нам не подошли и тот фрагмент, который оказался не песней. Что
же это за жанр? Дети: Романс.
как жанр вокальной миниатюры.
Вот о нем и пойдет сегодня речь. Наша цель сегодня: определить романс,
На доске записан аспект проблемы:
«Без литературы не появились бы романсы».Подумайте и выскажите свое мнение относительно данного высказывания.
Ребята делятся своими мыслями.
Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но
не упрощенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха…
Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и
потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как
музыкальное начало.
Просмотр презентации «Звучит романса звук прелестный».
Зачитывается непроизвольный диалог между Блоком и Гоголем, написанный на
доске:
БЛОК: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен… мелодией одной звучит
тоска и радость…»
ГОГОЛЬ: «Если музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?»
БЛОК: «Нет, музыка нас не покинет… все кончается, только музыка не
умирает».
Жанр «РОМАНСА» напрямую возник благодаря литературе, так как в
средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии
позднейших поэтов романсом называли лирическое любовное стихотворение
песенного народного склада. А в испанской литературе романсом называли
старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.
Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе
значащее «на испанском».
Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1
го или 2х голосов на слова какогонибудь стихотворения с
инструментальным аккомпанементом.
Во времена правления Петра 1 (СЛАЙД) были введены новые правила, касаемые
культурного досуга дворянского сословия. Обязательным стало домашнее
музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных
салонов».
Со становлением русской музыкальной профессиональной школой в лице
М.Глинки, П.Чайковского и других композиторов, романс превратился
в
изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.
Как вы считаете, что может отображаться в романсах? (разные стороны жизни,
личные отношения героя, его переживания, чувства).
Слушание: романс М.И.Глинка, стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное
мгновение»
Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке, почему?Камерная музыка музыка, предназначенная для небольшого
количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
Потому что РОМАНС, как откровение героя, которое не «кричат на весь
мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.
ЗАДАНИЕ: А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою
формулировку жанра «романс», чтобы как можно полнее вы отразили
неповторимость этого жанра,
в какойто степени уникальность и
исключительность.
Анализируем несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.
Учитель: Сейчас я прочту вам стихи Н. Оленина, посвященные одному романсу.
КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ
ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,
Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –
ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.
ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ
ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,
И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,
И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.
ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ
НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,
Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ
И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…
Слушание: романс М.Глинка, стихи Н.Кукольника «Жаворонок».
Анализ музыкального произведения.
В каком ладу написан романс?
Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них?
Какие выразительноизобразительные интонации мелодии и аккомпанемента
помогают словам рисовать звуковую картину природы?
Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки.
Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и
музыкального сопровождения.
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,
НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.
НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО
НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ,
ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…
ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,
КТОТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ
УКРАДКОЙ.
РАЗУЧИВАНИЕ РОМАНСА «Жаворонок».
разучивание с голоса учителя,
используя графический показ рукой
звуковысотность мелодии. (Можно использовать графический рисунок, вызывая
ребят к доске изображать по одной фразе). Обратить внимание на фразировку,
распевание слогов, динамические оттенки.
Итог: Что послужило основой для возникновения жанра романса? Что нового
узнали на уроке? С произведением каких композиторов познакомились?
Вывод: Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.
Д|З: подобрать стихотворение для сочинения романса.
Источник:
1. Алеев В. В.Музыка. 5 кл. : учебник / В. В. Алеев. — 8е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.
— 79, [1] с. :
Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы