Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Оценка 4.9
Контроль знаний +3
doc
музыка
1 кл—7 кл
25.02.2017
Тема урока: «Песни народов мира»
Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов
Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя;
3. формирование вокально-хоровых умений.
Предметные компетенции
• дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов)
• знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон – Бартольди)
• определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа
• дать представление о музыкальной культуре разных народов
• способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности
Информационная компетенция
• находить главные идеи в текстовом материале
• научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами
• создавать условия для краткой записи материала
Социальная компетенция
• воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
• развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке
Коммуникативная компетенция
• развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
• создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
• направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины)
1. Организационный момент
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве
Учитель: Свои песни есть у каждого народа.Тема урока: «Песни народов мира»
Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов
Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя;
3. формирование вокально-хоровых умений.
Предметные компетенции
• дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов)
• знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон – Бартольди)
• определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа
• дать представление о музыкальной культуре разных народов
• способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности
Информационная компетенция
• находить главные идеи в текстовом материале
• научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами
• создавать условия для краткой записи материала
Социальная компетенция
• воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
• развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке
Коммуникативная компетенция
• развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
• создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
• направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины)
1. Организационный момент
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве
Учитель: Свои песни есть у каждого народа.
урок.doc
Разработка урока музыки:
1 ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»
Раздел «словарь»: «Песня»
Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью.
Отличают народную песню и авторскую (профессиональную).
Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?
(Найдите развёрнутые ответы на странице 62 нашего помощника – учебника «Музыка»)
Ученик: Родная песня выражает характер и обычаи народа.
Ученик: Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли,
мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни,
искусство, природу.
Учитель: Познакомимся с нотным примером № 13, С. 62 учебника.
Изучение нотнографической записи песни «Висла»
Учитель исполняет песню, обучающиеся дирижируют («легато»: мягкое поглаживание,
«переливы воды»).
Иллюстративный материал, С. 63
Учитель: Река спокойно несёт свои воды. Свет и тень на воде как переливы волн, её
интонации.
2 Слушание:
польская народная песня «Висла»: CD
Учитель:Что вы представляете, слушая польскую народную песню «Висла»? (Ответ
подскажет учебник «Музыка» на С.62)
Ученик: Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её
зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.
Ученик: В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни
согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным
лугам.
Вокальное исполнение польской народной песни «Висла»
(учебник «Музыка», С 62)
Запись в тетради по музыке:
В песне пастушка – любовь к своей родине.
Учитель: Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. В творчестве
каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь? (Ответ – на страницах
учебника)
Ученик: Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим
раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же находим мы
всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига.
Учитель: Как композиторы собирали народные песни?
Ученик: Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам,
собирая по крупицам народные песни, народную поэзию.
Ученик: Записанные им песни затем аранжировались, из них составлялись сборники.
ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»
Раздел: «поиск: Аранжировка»
Переложение, аранжировка (от фр. «обрабатывать) – переработка музыкального
произведения, написанного для определённых голосов или инструментов,
с целью приспособить его к исполнению другими средствами,
например переложение симфонии для исполнения на фортепиано,
хоровое переложение одноголосной песни
или облегчённая обработка музыкального произведения
для исполнения на том же инструменте.
Учитель: Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика» был создан
в начале XIX века. Что написал немецкий поэт Генрих Гейне об этом сборнике?
(На С. 63 учебник «Музыка» подскажет ответ)
Ученик: Эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет
познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти
народные песни».
Учитель: Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник
немецкой поэзии был Густав Малер.
3 Запись в тетради:
Густав Малер
Цикл песен «Волшебный рог мальчика»
«Похвала знатока»
ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»
Раздел: «поиск: Малер Густав»
портрет
биография: Малер Густав (18601911) родился в Калиште (Чехия) в семье мелкого
торговца. Рано проявилось музыкальное дарование Малера, в 10 лет он уже дал первый
публичный концерт как пианист. В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Работал
дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное
– симфонии и песенные циклы.
Чтение текста песни «Похвала знатока» по ролям:
автор, соловей, кукушка, осёл
Текст: С. 64: учебник «Музыка»
В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?
Кукушка молвит:
«Пусть сейчас ктото рассудит нас»,
осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что – то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»
Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
4 «Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
Учитель: Что положено в основу песни?
(Помощь на С.65 учебника «Музыка»)
Ученик: В основу песни положено шуточное стихотворение столь поучительное, что
по характеру напоминает басню.
Учитель: О чём говорится в содержании песни?
Ученик: В нем говорится о состязании двух лесных певцов: соловья и кукушки. Их спор о
том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу.
Знакомство с нотным примером № 14; С.64
Рассмотреть партитуру записи песни: учитель играет – ученики слушают.
Знакомство с нотным примером № 15; С.65
Партитура: запись партии соловья, кукушки, осла.
Учитель играет интонации героев ученики изобразительно показывают движение
интонации рукой.
5 Учитель: Что использует Густав Малер для создания образа в музыке?
(С.65, Учебник поможет выстроить развёрнутые предложения)
Ученик: Малер использует приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и
задорный характер.
Учитель: Почему следует обратить внимание в песне на музыкальное сопровождение?
Ученик: Именно в нём содержатся звукоподражательные интонации, передающие
голоса соловья и кукушки.
Слушание:
Густав Малер «Похвала знатока»
из цикла «Волшебный рог мальчика»
Запись в тетради по музыке:
Песня (басня) воспитывает человека.
Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии,
ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность
музыки проявила себя в жанре песни без слов.
Учитель: Рассмотрим иллюстрацию (С.66, учебник «Музыка»)
Учитель: Стихотворение Н. Брауна передаёт то многообразие чувств и состояний, котороё
способна выразить музыка. Какие интонации помогает «услышать» сюжет, изображённый
на С. 66? Найдите ответ в стихотворении Н. Браун «Песня без слов».
Ученик: Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
6 За звуком взлетающий звук.
Ученик: То чудом рожденные трели
То лепет ручья по утру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.
Ученик: То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова –
В ромашках сверкающий луг.
Ученик: Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И всё это – песня о счастье,
Которой не будет конца.
Учитель: Что передаёт стихотворение Николая Брауна «Песня без слов»?
(Ответ звучит на С.67 учебника «Музыка»)
Ученик: Стихотворение передаёт многообразие чувств и состояний, которое способна
выразить музыка.
ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»
Раздел: «поиск: МендельсонБартольди Феликс»
портрет
биография
Родился в Гамбурге (Германия). Сын банкира. С детства Мендельсон проявлял
незаурядные музыкальные способности. В 15 лет в доме Мендельсонов уже исполнялись
его первые сценические произведения. Семнадцати лет написал музыку к комедии
Шекспира «Сон в летнюю ночь». С занятиями в области композиции и фортепианной игры
Мендельсон изучал в Берлинском университете филологию. Закончив университет,
отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его
произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия). Мендельсон – представитель
немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта его произведений – простота и
ясность по форме, особая мелодичность. Заслугой Мендельсона явилось и то, что он
разыскал многие произведения И.С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.
Нотный № 16, С. 67: Учебник «Музыка»
7 Запись в тетради:
Ф. Мендельсон
фортепианный цикл «Песни без слов»
Учитель: В цикле представлены разные песни. Каждая из них выражает какое – нибудь
настроение – то торжественное (гимн), то нежное (напев), то бурное (порыв).
Слушание музыки: CD
Ф. Мендельсон, «Песня без слов № 14»
Учитель: Как вы считаете, почему Песня без слов всётаки называется песней?
(Ответ на С. 67 учебника «Музыка»)
Ученик: Её музыка мелодична, певуча, отличается широким дыханием. Её так
хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение.
Учитель: Как вы думаете: «Почему инструментальная пьеса получила название «Песня без
слов»?
Ученик: Благодаря своей певучей мелодии пьеса и получила своё название «Песня без
слов».
Запись в тетради по музыке
Песня передаёт многообразие чувств, состояний.
3. Вывод: (запись в тетради): Песня выражает характер и обычаи народа.
4. Домашнее задание
Дневник музыкальных наблюдений (С.8)
Вопрос № 2: «Как ты думаешь, почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в
памяти на всю жизнь?
Выступить в роли музыкального журналиста:
задать вопрос своим друзьям, родным;
1.
2. выслушать их ответы;
3.
записать ответы в Дневник музыкальных наблюдений.
5. Вокальнохоровая деятельность
Дневник музыкальных наблюдений
С.31 «Мы дружим с музыкой» (Й. Гайдн. Обработка Т.Кичак, русский текс П.Синявского)
С. 34 «Если другом стала песня» (Стихи Е. Румянцева, муз. Ю. Тугаринова)
Источники:
1.Алеев В.В. Музыка. 14 кл., 58 кл.: программы для общеобразовательных учреждений /
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 6е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2008. С. 53
8 2.В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал
методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания.
№ 5 (55).М.: 2008. С.71
3. И. Барсова Проблемы формы в ранних симфониях Густава Малера // Вопросы
музыкальной формы (Сборник статей под редакцией Вл. Протопопова) Выпуск № 2
Издательство «Музыка». Москва: 1972. С. 202
4. Галацкая В.С. Музыкальная литератыра зарубежных стран. Выпуск III. Издательство
«Музыка» М.: 1974. С.310
5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /
Дмитрий Иванов. М.: Чистые пруды, 2007,С.8. (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
6. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446),
1531 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО.
Издательский Дом «Первое Сентября». М. 2010. С.4
7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
С.482
8. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе.
Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка». М.: 1978,С. 96
9. УМК «Музыка. 5 класс» по программе В.В. Алеева:
Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. 7 – е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2006. 190
Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.М.: Дрофа, 2009, 2CD
Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для
общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. М.: Дрофа,
2010
Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя. М.: Дрофа
10. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении:
Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».2009.С. 4; 5
9
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.