Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Оценка 4.9

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
doc
музыка
1 кл—7 кл
25.02.2017
Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Тема урока: «Песни народов мира» Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; 2. воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя; 3. формирование вокально-хоровых умений. Предметные компетенции • дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов) • знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон – Бартольди) • определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа • дать представление о музыкальной культуре разных народов • способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности Информационная компетенция • находить главные идеи в текстовом материале • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами • создавать условия для краткой записи материала Социальная компетенция • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью) • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке Коммуникативная компетенция • развивать диалогическую и монологическую речь Личностная компетенция • создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины) 1. Организационный момент 2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве Учитель: Свои песни есть у каждого народа.Тема урока: «Песни народов мира» Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; 2. воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя; 3. формирование вокально-хоровых умений. Предметные компетенции • дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов) • знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон – Бартольди) • определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа • дать представление о музыкальной культуре разных народов • способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности Информационная компетенция • находить главные идеи в текстовом материале • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами • создавать условия для краткой записи материала Социальная компетенция • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью) • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке Коммуникативная компетенция • развивать диалогическую и монологическую речь Личностная компетенция • создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины) 1. Организационный момент 2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве Учитель: Свои песни есть у каждого народа.
урок.doc
Разработка урока музыки: 1 ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»            Раздел «словарь»: «Песня» Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью.  Отличают народную песню и авторскую (профессиональную).  Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?  (Найдите развёрнутые ответы на странице 62 нашего помощника – учебника «Музыка») Ученик:  Родная песня выражает характер и обычаи народа. Ученик:  Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы   становимся   ближе   к   другим   народам,   учимся   любить   и   уважать   их   песни, искусство, природу. Учитель: Познакомимся с нотным примером № 13, С. 62 учебника. Изучение нотно­графической записи песни «Висла» Учитель   исполняет   песню,   обучающиеся   дирижируют   («легато»:   мягкое   поглаживание, «переливы воды»). Иллюстративный материал, С. 63 Учитель:   Река  спокойно   несёт  свои   воды.  Свет   и  тень  на  воде  как  переливы  волн,   её интонации. 2 Слушание: польская народная песня «Висла»: CD Учитель:Что   вы   представляете,   слушая   польскую   народную   песню   «Висла»?   (Ответ подскажет учебник «Музыка»  на С.62) Ученик:  Мелодия   течет   плавно,   неторопливо,   как   воды   задумчивой   Вислы.   На   её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами. Ученик: В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.  Вокальное исполнение польской народной песни «Висла» (учебник «Музыка», С 62) Запись в тетради по музыке: В песне пастушка – любовь к своей родине. Учитель:  Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. В творчестве каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь? (Ответ – на страницах учебника) Ученик:  Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же  находим мы всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига. Учитель: Как композиторы собирали народные песни? Ученик:  Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Ученик: Записанные им песни затем аранжировались, из них составлялись сборники. ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»            Раздел: «поиск: Аранжировка» Переложение, аранжировка (от фр. «обрабатывать) – переработка музыкального произведения, написанного для определённых голосов или инструментов,  с целью приспособить его к исполнению другими средствами,  например переложение симфонии для исполнения на фортепиано,  хоровое переложение одноголосной песни  или облегчённая обработка музыкального произведения  для исполнения на том же инструменте.  Учитель: Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика» был создан в начале XIX века. Что написал немецкий поэт Генрих Гейне об этом сборнике? (На С. 63 учебник «Музыка» подскажет ответ) Ученик: Эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться   с   немецким   народом   с   лучшей   его   стороны,   пусть   прочтёт   эти народные песни».  Учитель: Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник немецкой поэзии был Густав Малер. 3 Запись в тетради:  Густав Малер Цикл песен «Волшебный рог мальчика» «Похвала знатока» ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»            Раздел: «поиск: Малер Густав» ­портрет ­биография:   Малер   Густав   (1860­1911)   родился   в   Калиште   (Чехия)   в   семье   мелкого торговца. Рано проявилось музыкальное дарование Малера, в 10 лет он уже дал первый публичный концерт как пианист. В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. Чтение текста песни «Похвала знатока»  по ролям:  автор, соловей, кукушка, осёл Текст: С. 64: учебник «Музыка» В лесу кукушка с соловьём Ясным весенним днём Спорили меж собою: Чей голос лучше и нежней, Для слуха голос чей милей Весеннею порою? Кукушка молвит: «Пусть сейчас кто­то рассудит нас»,­ осла предлагает судьёю. «Его ушам ведь равных нет,  Он, значит, может дать совет, Рассудит нас с  тобою?» Летят они к ослу вдвоём, Рассказывают обо всём, Он спеть им предлагает. Спел дивно соловей ему! Осёл ворчит: «Я что – то песню не пойму? Иа! Иа! Твой голос раздражает!» Кукушка песнь свою бубнит, И в песне столь кварт и квинт… Осёл доволен страшно: «Стой! Стой! Стой!» И приговор выносит преважно: 4 «Прилично соловей звучал… Но кукушка пропела так свой хорал! Так ритм держала строго! Могу уверенно сказать, Такой певицы не сыскать, Не может быть тут мнения иного!» Учитель: Что положено в основу песни? (Помощь на С.65 учебника «Музыка») Ученик:  В основу песни положено шуточное стихотворение столь поучительное, что по характеру напоминает басню. Учитель: О чём говорится в содержании песни? Ученик: В нем говорится о состязании двух лесных певцов: соловья и кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу.                                                   Знакомство с нотным примером № 14; С.64 Рассмотреть партитуру записи песни: учитель играет – ученики слушают. Знакомство с нотным примером № 15; С.65 Партитура: запись партии соловья, кукушки, осла. Учитель   играет   интонации   героев   ­   ученики   изобразительно     показывают   движение интонации рукой. 5 Учитель: Что использует Густав Малер для создания образа в музыке? (С.65, Учебник поможет выстроить развёрнутые предложения) Ученик:  Малер   использует   приём   звукоподражания,   придающий   музыке   весёлый   и задорный характер. Учитель: Почему следует обратить внимание в песне на музыкальное сопровождение? Ученик:   Именно   в   нём   содержатся   звукоподражательные   интонации,   передающие голоса соловья и кукушки.  Слушание:  Густав Малер «Похвала знатока»  из цикла «Волшебный рог мальчика» Запись в тетради по музыке: Песня (басня) воспитывает человека. Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии, ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов. Учитель: Рассмотрим иллюстрацию (С.66, учебник «Музыка») Учитель: Стихотворение Н. Брауна передаёт то многообразие чувств и состояний, котороё способна выразить музыка. Какие интонации помогает «услышать» сюжет, изображённый на С. 66? Найдите ответ в стихотворении Н. Браун «Песня без слов». Ученик: Ни слова… И только мельканье                Бегущих по клавишам рук,                Невидимых струн рокотанье, 6 За звуком взлетающий звук. Ученик: То чудом рожденные трели                 То лепет ручья по утру,                То голос поющей свирели,                То птиц щебетанье в бору. Ученик:  То ветра порыв. То суровый                Грозы нарастающий звук.                 И рушится ливень. И снова –                  В ромашках сверкающий луг.  Ученик: Ушло, отшумело ненастье,                 И слышно, как бьются сердца…                 И всё это – песня о счастье,                 Которой не будет конца. Учитель: Что передаёт стихотворение Николая Брауна «Песня без слов»? (Ответ звучит на С.67 учебника «Музыка») Ученик: Стихотворение передаёт многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка. ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»            Раздел: «поиск: Мендельсон­Бартольди Феликс» ­портрет ­биография Родился   в   Гамбурге   (Германия).   Сын   банкира.   С   детства   Мендельсон   проявлял незаурядные музыкальные способности. В 15 лет в доме Мендельсонов уже исполнялись его   первые   сценические   произведения.   Семнадцати   лет   написал   музыку   к   комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». С занятиями в области композиции и фортепианной игры Мендельсон   изучал   в   Берлинском   университете   филологию.   Закончив   университет, отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения   (Шотландия,   Италия,   Франция,   Англия).   Мендельсон   –   представитель немецкого   романтизма   в   музыке.   Отличительная   черта   его   произведений   –   простота   и ясность   по   форме,   особая   мелодичность.   Заслугой   Мендельсона   явилось   и   то,   что   он разыскал многие произведения И.С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.  Нотный № 16, С. 67: Учебник «Музыка» 7 Запись в тетради: Ф. Мендельсон фортепианный цикл «Песни без слов» Учитель: В цикле представлены разные песни. Каждая из них выражает какое – нибудь настроение – то торжественное (гимн), то нежное (напев), то бурное (порыв). Слушание музыки: CD Ф. Мендельсон, «Песня без слов № 14» Учитель: Как вы считаете, почему Песня  без слов всё­таки называется песней? (Ответ на С. 67 учебника «Музыка») Ученик:   Её   музыка   мелодична,   певуча,   отличается   широким     дыханием.   Её   так хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение. Учитель: Как вы думаете: «Почему инструментальная пьеса получила название «Песня без слов»? Ученик:  Благодаря своей певучей мелодии пьеса и получила своё название «Песня без слов». Запись в тетради по музыке Песня передаёт многообразие чувств, состояний. 3. Вывод: (запись в тетради): Песня выражает характер и обычаи народа.                                                     4. Домашнее задание Дневник музыкальных наблюдений (С.8) Вопрос № 2: «Как ты думаешь, почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?   Выступить в роли музыкального журналиста:  задать вопрос своим друзьям, родным; 1. 2. выслушать их ответы; 3. записать ответы в Дневник музыкальных наблюдений. 5. Вокально­хоровая деятельность  Дневник музыкальных наблюдений С.31 «Мы дружим с музыкой» (Й. Гайдн. Обработка Т.Кичак, русский текс П.Синявского) С. 34 «Если другом стала песня» (Стихи Е. Румянцева, муз. Ю. Тугаринова)      Источники: 1.Алеев В.В. Музыка. 1­4 кл., 5­8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.­ 6­е изд., стереотип.­М.: Дрофа, 2008.­ С. 53 8 2.В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал  методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания.  № 5 (55).­М.: 2008.­ С.71   3.   И.   Барсова   Проблемы   формы   в   ранних   симфониях   Густава   Малера   //   Вопросы музыкальной   формы   (Сборник   статей   под   редакцией   Вл.   Протопопова)   Выпуск   №   2 Издательство «Музыка».­  Москва: 1972.­ С. 202  4. Галацкая В.С. Музыкальная литератыра  зарубежных стран. Выпуск  III. Издательство «Музыка» ­М.: 1974.­ С.310 5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.­ М.: Чистые пруды, 2007,­С.8.­ (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)). 6. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15­31   июля   2010.   Учебно   –   методическая   газета   для   учителей   МХК,   Музыки,   ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».­ М. 2010.­ С.4 7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.­ М.: Издательство «Первое сентября», 2000.­ С.482 8. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».­ М.: 1978,­С. 96 9. УМК  «Музыка. 5 класс» по программе В.В. Алеева:  Науменко,   Т.И.,   Музыка.   5   кл.:   учеб.   для   общеобразоват.   Учреждений   /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.­ 7 – е изд., стереотип.­М.: Дрофа, 2006.­ 190  Т.И. Науменко, В.В. Алеев,  Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.­М.: Дрофа, 2009, 2CD  Науменко   Т.И.,   Музыка.   Дневник   музыкальных   наблюдений.   5   кл.:   пособие   для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.­ М.: Дрофа, 2010  Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.­ М.: Дрофа 10. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».­2009.­С. 4; 5 9

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс

Разработка урока музыки "Песни народов мира", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017