Разработка урока музыки «Связь музыки с науками» (3 кл)
Оценка 4.7

Разработка урока музыки «Связь музыки с науками» (3 кл)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 5
3 кл—5 кл
04.03.2018
Разработка урока музыки  «Связь музыки с науками» (3 кл)
Музыка - искусство, обладающее невероятной силой, обогащает нашу жизнь яркими эмоциями и действует на нас с помощью звука. Откуда берётся звук? Можно ли его увидеть? Почему все звуки разные? Какие науки помогут нам понять природу звука? На все эти вопросы мы получим ответы сегодня на уроке музыки.Конспект урока музыки в 3 - 4 классах "Связь музыки с науками"
Урок музыки в 3 классе Связь музыки с науками -Сидорова С.П..docx
Урок музыки в 3 классе Разработала Учитель музыки МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» Сидорова Светлана Петровна Тема урока:  Связь музыки с науками Цель  урока:  Выявить связи музыкального искусства с науками  Задачи урока:  ­ выявить  природу музыкальных звуков в ходе экспериментов и опытов;  ­ развивать  музыкальные способности в ходе вокально­хоровой работы. Оборудование: ПК, проектор, гитара, фортепиано,  Музыкальный материал: кант «Славны были наши деды», М.И.Глинка опера «Иван  Сусанин» Материалы: деревянная линейка, сахарный песок, металлофон, гитара, ксилофон,  металлическая миска,  полиэтиленовый пакет, верёвка, резинка, музыкальный центр,  пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, пустые стеклянные бутылки, вода, палочка.  Ход урока. Учитель ­ Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок с песни из Мюзикла «Звуки музыки» Исполнение песни «Звуки музыки» Учитель –Музыка – это искусство звуков. Звуки окружают нас со всех сторон, помогая  познать этот прекрасный мир. Как вы думаете, что ещё изучает наш  мир? (наука)  Правильно! Наука определяет законы жизни и мироздания,  познаёт  мир через  закономерности.   И наука и искусство  познают мир!  Учитель –Сегодня на уроке мы постараемся разобраться,  существует ли  связь  между  музыкой  и  наукой.   Учитель –Звук – это язык музыки! Звуки бывают разные и каждый имеет длину, высоту,  силу, окраску – это всё свойства звука.   Учитель –С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в  результате колебания. Существует специальная единица измерения этой частоты – Герц  (Hz), названная в честь немецкого ученого Генриха Герца. 1 Герц – одно колебание в  секунду. Волна распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох  листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок­музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире  животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе  850 км от него.  Учитель ­  Почему предмет начинает звучать? Для этого нам придётся поставить  несколько опытов. Учитель ­   Рассмотрим деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? Один конец линейки  плотно прижмём к столу, за свободный конец дернем ­ возникнет звук. Что происходит в  это время с линейкой? (она дрожит, колеблется). Остановим дрожание,  и звук  прекращается. Учитель ­   Рассмотрим натянутую струну. Как заставить ее звучать? (подергать,  сделать так, чтобы струна дрожала) А как заставить замолчать? (не дать ей  колебаться) Вывод: Причины возникновения звука – колебание предметов. Звучит только то, что  дрожит (колеблется).  (Учащиеся  разбиваются на пары. Первый выбирает предмет, заставляет его звучать,  второй­ проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание) Учитель ­   Давайте устроим шумовой оркестр из всего того, что колеблется и дрожит.  (Учащиеся берут линейки, карандаши, гитару и играют на них под музыку)   Шумовой оркестр  (р.н.м. «Светит месяц») Учитель ­  Можно ли увидеть звуковые волны? Учитель ­  В Миску наливаем воду. Дожидаемся полного покоя водяной глади. Капаем  каплю воды в середину миски. Вот так же и в воздухе разносится звуковая волна. Давайте  проведем ещё один опыт.  Учитель ­   С помощью полиэтиленового пакета, веревочки и резинки натянутых на миску изготавливаем «барабан». Сверху на поверхность «барабана» насыпает  немного  сахара.  Ставит  миску вплотную к динамику музыкального центра. Включает музыку. Из­за  колебаний полиэтилена,  крупинки сахара принимают форму звуковой волны. Вывод:  Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке,  заставляя  сахарный  песок  подскакивать вверх. Чем громче звук, тем сильнее  подскакивают крупинки.  Учитель ­  Музыкальные инструменты ­ это специальные устройства, для извлечения  звуков с определённой частотой.  Учитель – Почему одни звуки высокие, а другие низкие?    Учитель –Проведём по разным зубьям пластмассовых расчёсок. У расчесок с крупными  редкими зубьями какой  звук? (низкий, грубый) А у расчесок с частыми мелкими зубьями?  ( тонкий, высокий, звонкий) Учитель –Давайте  наполним пустые стеклянные бутылки разным количеством воды и  получится новый инструмент, из которого можно извлечь музыкальные звуки. Вот такое  наше  «бутылочное  чудо»!  Поэтому же принципу изготовлены  такие инструменты, как  металлофон или ксилофон. В чём разница? Учитель – От чего зависит высота звука ?   (от величины и размеров)  Учитель ­  Почему все инструменты звучат по разному?  (Ударяем по очереди   по всем инструментам  для сравнения тембра звучания) Учитель ­  В чём разница? ( в качестве звука) Учитель ­  От чего это зависит? (зависит от материала из которого изготовлены  инструменты ­ стекло, металл, дерево)  Учитель ­  Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и  возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке  Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает».  Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать  ошеломительный сход лавины.  Это свойство используется в любом музыкальном  инструменте: у каждого инструмента есть коробочка  отражающая звук и усиливая его.  Учитель ­  Покажите  такие «коробочки» на слайде. (На слайде показаны различные   инструменты) Вывод: У каждого инструмента есть акустическая коробочка, в которой звук усиливается,  отражаясь несколько раз от внутренней поверхности коробочки. Учитель ­  Оказывает ли  влияние музыка на здоровье  и  психику человека? Слушание 1) С.В.Рахманинов «Вокализ»                                        2) Н.А.Римский­Корсаков «Полёт шмеля» Что вы чувствовали под эту музыку? Учитель ­  Музыка заставляет наши сердца биться в такт,  вызывая учащение пульса или  замедление. Таким образом,  музыка имеет прямое воздействие на нашу нервную систему и физическое состояние.  Какая наука  занимается здоровьем  человека,  его физическим и психическим  состоянием?  (медицина, психология) Учитель ­  Каждый вокалист и прежде, чем заниматься пением, подобно спортсмену,  разогревает  мышцы голосового аппарата. Что он выполняет? (Распевается. Исполняет  вокальные упражнения) Правильно! Так как основа вокала ­ это дыхание, а дыхание есть  насыщение клеток кислородом.   Выполняем дыхательную гимнастику. (Упражнение «собачки», «задуем свечи», «держи листок».) Учитель ­  Когда  мы глубоко и часто дышим, может немного кружиться голова. Почему?  Клетки мозга насыщаются кислородом,  поэтому,  петь ­  полезно для здоровья.  А это  область какой науки? (медицины)  Вывод:  Музыка влияет на здоровье человека и на его настроение. Музыка лечит не только психические заболевания, но и физические. Это доказывает  связь музыки и медицины. Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? С какими науками связана музыка? Существуют ли законы, по которым изготавливают  музыкальные инструменты?  Понравился ли вам урок? Учитель ­  В мире всё взаимосвязано. Познание мира идёт в крепкой связи искусства и  науки. Помогая друг другу, они  делают наш мир совершеннее.  Может когда­нибудь и вы  откроете музыкальные  инструменты с новым звучанием,   которые своими частотами  сделают нашу жизнь лучше.

Разработка урока музыки «Связь музыки с науками» (3 кл)

Разработка урока музыки  «Связь музыки с науками» (3 кл)

Разработка урока музыки «Связь музыки с науками» (3 кл)

Разработка урока музыки  «Связь музыки с науками» (3 кл)

Разработка урока музыки «Связь музыки с науками» (3 кл)

Разработка урока музыки  «Связь музыки с науками» (3 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.