Тема урока: Метр
Основные цели:
1) сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, и его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром, дециметром;
2) сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в метрах; умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни;
3) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
4) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Тема урока: Метр
Основные цели:
1) сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, и его
соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром, дециметром;
2) сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков,
выраженных в метрах; умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни;
3) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и
применять новое знание;
4) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию
трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова;
компьютер, интерактивная доска. данный указатель осуществит переход на физминутку
на любом этапе урока
Методическая литература: Методические рекомендации для учителя по курсу
«Математика»/Козлова С. А./ для 2 класса
Демонстрационный материал: презентация к уроку, диск «Сценарии уроков к учебнику
Математика для начальной школы по программе «Учусь учиться»»; эталоны, карточки для
самостоятельной работы.
Раздаточный материал:
модель дециметра: .
Интернет – ресурсы:
коллекция физминуток http://www.
_pomoshh_uchitelju_fizminutok =rjt ,
pervoklassnik.my1.ru%2Fload%2Fv_pomoshh_
песня «Если с другом вышел в путь»
мультфильм http://vekdvd.ru/musicvideo.php?vid=6b47e32b7
,
http://www.gdqTo6VmOBRE1kbJ6GQQ&sig2=3GTCw&bvm=bv.55980276,d.Yms&cad=rjt
Коллекция рисунков / фотографий www.lori.ru
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность посредством анализа творческих работ учащихся;
12) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали,
открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и
результативно. Я желаю вам удачи! ( Эмоциональный настрой детей)
На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (слайд)
Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете?
В чем заключается ваш труд? (в учении)
А что для вас означает учение (открытие новых знаний.)
Как должны действовать на уроке, когда открываете новое знание? ( Мы должны
сделать два шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть способ (слайд 2 шагов))
Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и тогда у вас все получится (слайд)
Я предлагаю посмотреть один интересный фрагмент (мультфильм 38попугаев)
После просмотра:
Какая проблема возникла у наших героев (Они не смогли измерить удава)
Чего они не знали? (единицы измерения длины)
А какие вы знаете? (слайд)работа по слайду
см, дм
)
Назовите. (
Что вы о них знаете?
Расскажите.
В см можно измерять отрезки небольшой длины, в дм длинные, мы знаем, что в 1
дм 10 см
Хорошо. Вывод: в 1дм 10 см
Что нужно, чтобы открыть новое знание? (Вспомнить раннее изученное, что
важно для этого урока)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и
построения отрезков;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
23) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на
применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного
действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Построение и сравнение длин отрезков.
(в парах)
Вспоминаем то, что важно для урока (слайд)
Работа по учебнику с 62 №1
Выразите в сантиметрах заданные длины:
1 дм
1 дм 2 см
2 дм
1 дм 5 см
1 дм 9 см
Проверка по эталону на слайде
Самооценка пар
С этим мы справились. А сейчас начертите отрезки
– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.
Один с места комментирует.
(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см
и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)
И длиной 1дм 5 см.
Напишите в тетрадях эти величины и сравните их.
1дм 2см 1дм 5 см
1 2см меньше 15 см
– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых
единицах измерения.)
– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в
сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)
(В 1 дециметре 10 сантиметров.)
2) Задание для пробного действия.
А сейчас нам необходимо сравнить длину и ширину класса, длину и ширину парты
33. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство
использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо
сравнить отрезки.)
Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а
эти – длинные.)
– Что же в этом задании для вас новое? (Надо измерить длинные отрезки.)
Какой единицей измерения мы можем пользоваться? (см, дм)
Возьмите модели 1 дм, поработайте парами, 2 пары выходят мерить ширину и длину
класса. (Время ограничено)
Пары готовы?
– Расскажите, как вы измеряли отрезки, и когда почувствовали неудобство? (Мы
прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)
– Отрезки очень длинные, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно,
долго, получается неточно…)
– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)
– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения
длины.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных
действий, устраняющих причину затруднения;
2) согласовать тему урока;
3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины?
(Метр.)
– Это – тема нашего урока: «Метр».
4 Вспомните, наши герои мультфильма почему не могли измерить удава? (Они не знали
единицы длины).
Как вы думаете, какая бы единица измерения длины помогла бы им это сделать? (м)
Почему? ( удав длинный)
Как вы думаете, где удобно использовать метр в жизни? (при построении больших
чертежей, при пошиве одежды, при измерении длинных отрезков и т.д.) (слайд)
Проверим себя!Слайдпроверка
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре,
научиться измерять метром длины бóльших отрезков, сравнивать и т.д.)
– Выберем способ для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре.
Какой? (личный опыт, учебник, учитель может помочь)
Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может
понадобиться? Почему? (Дециметр, так как она больше см, с ним удобнее работать)
– А знание о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между
соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением
метра;
2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать
новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)
Практическая работа с. 62 №2: (в парах)
– Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100
сантиметров.)
– Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших
расстояний, ...)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
51)создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение
полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с
проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо
потренироваться.)
– Выполним задание на стр.62 № 3 (с объяснением)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение задач на разностное сравнение.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (при решении задач.)
– Решим задачу.
4 ,
стр.
№
63. (на слайде)
– Прочитайте задачу.
– Что вам известно?
Что неизвестно?
Как называется такой вид задач? (На разностное сравнение)
напишите решение задачи и ответ в тетрадях.
( Проверка по эталону)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение
нового знания;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:.
Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание о метре в
сам работе. На выполнение задания даётся
(работа по карточкам)
2 минуты.
≈
– Проверьте себя по эталону.
(слайд)
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)
6– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов
учебной деятельности;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
А сейчас блицопрос
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с
метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
–– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу.
Домашнее задание:
1)запомнить вывод с. 62,
2)по выбору на с. 63 № 5,6,7 выполнить два номера
7