Разработка урока на тему "Метр"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Метр Основные цели: 1) сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, и его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром, дециметром; 2) сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в метрах; умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни; 3) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; 4) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Иконка файла материала Метр.docx
Тема урока: Метр Основные цели: 1) сформировать   представление   о   новой   единице   измерения   длины   –   метре,   и   его соотношении с ранее изученными единицами – сантиметром, дециметром; 2) сформировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков,  выраженных в метрах; умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни; 3) содействовать развитию   умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; 4) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу. Оборудование:   учебник  «Математика»  2  класс,  авторы  Т.  Е.  Демидова,  С. А. Козлова; компьютер, интерактивная доска.         ­ данный указатель осуществит переход на физминутку на любом этапе урока Методическая   литература:   Методические   рекомендации   для   учителя   по   курсу «Математика»/Козлова С. А./ для 2 класса Демонстрационный материал:   презентация к уроку, диск «Сценарии уроков к учебнику Математика для начальной школы по программе «Учусь учиться»»; эталоны, карточки для самостоятельной работы. Раздаточный материал:    модель дециметра:           . Интернет   –   ресурсы: коллекция   физминуток   ­   http://www. _pomoshh_uchitelju_fizminutok   =rjt   ,     pervoklassnik.my1.ru%2Fload%2Fv_pomoshh_   песня   «Если   с   другом   вышел   в   путь»   ­  мультфильм  http://vekdvd.ru/musicvideo.php?vid=6b47e32b7  , http://www.gdqTo6VmOBRE1kbJ6GQQ&sig2=3G­TCw&bvm=bv.55980276,d.Yms&cad=rjt  Коллекция рисунков / фотографий  ­ www.lori.ru   Ход урока. 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель:  1)   создать   условия   для   возникновения   внутренней   потребности   включения   в   учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся; 12) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины. Организация учебного процесса на этапе 1:   Мы начинаем урок математики. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали,  открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и  результативно. Я желаю вам удачи! ( Эмоциональный настрой детей) На доске открыт девиз урока: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится! (слайд) ­ Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? ­ В чем заключается ваш труд? (в учении)  ­ А что для вас означает учение (открытие новых знаний.) ­ Как  должны действовать на уроке, когда открываете новое знание? ( Мы должны  сделать два шага: понять, чего мы не знаем, и самим открыть способ  (слайд 2 шагов)) ­ Я хочу пожелать не бояться работы на уроке и тогда у вас все получится (слайд) Я предлагаю посмотреть один интересный фрагмент (мультфильм 38попугаев) ­После просмотра: ­ Какая проблема возникла у наших героев (Они не смогли измерить удава) ­ Чего они не знали? (единицы измерения длины) ­ А какие вы знаете? (слайд)работа по слайду  см, дм    ) Назовите. (   ­ Что вы о них знаете? Расскажите. В см можно измерять отрезки небольшой длины, в дм длинные, мы знаем, что в 1 дм  10 см ­ Хорошо. Вывод: в 1дм 10 см ­  Что  нужно,  чтобы  открыть     новое  знание?  (Вспомнить   раннее   изученное,   что важно для этого урока)  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель:  1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 23) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на  применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного  действия. Организация учебного процесса на этапе 2: 1)         Построение и сравнение длин отрезков.  (в парах) Вспоминаем то, что важно для урока (слайд) Работа по учебнику с 62 №1    Выразите в сантиметрах заданные длины: 1 дм 1 дм 2 см 2 дм 1 дм 5 см 1 дм 9 см  Проверка по эталону на слайде Самооценка пар С этим мы справились. А сейчас начертите отрезки – Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см. Один с места комментирует. (Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)  И длиной 1дм 5 см.  ­ Напишите в тетрадях эти величины и сравните их. 1дм 2см    1дм 5  см 1 2см  меньше 15 см – При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.) –  В   какие   единицы   измерения   предлагаете   перевести   длины   отрезков?   (Или   всё   в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)  (В 1 дециметре 10 сантиметров.) 2)         Задание для пробного действия. ­ А сейчас нам необходимо сравнить длину и ширину класса, длину и ширину парты 33. Выявление места и причины затруднения. Цель:  1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; 2)   организовать   фиксацию   учащимися   места   и   причины   затруднения:   неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков. Организация учебного процесса на этапе 3: –  Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо сравнить отрезки.) ­Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а эти – длинные.) – Что же в этом задании для вас новое? (Надо  измерить длинные отрезки.) ­ Какой единицей измерения мы можем пользоваться? (см, дм) ­ Возьмите модели 1 дм, поработайте парами, 2 пары выходят мерить ширину и длину класса. (Время ограничено) ­ Пары готовы? –  Расскажите,   как   вы   измеряли   отрезки,   и   когда   почувствовали   неудобство?   (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…) – Отрезки очень длинные, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…) – Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.) – В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:  1)   организовать   формулирование   учащимися   конкретной   цели   своих   будущих   учебных действий, устраняющих причину затруднения; 2) согласовать тему урока; 3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания. Организация учебного процесса на этапе 4: –  Кто   знает,   как   называется   следующая   за   дециметром   единица   измерения   длины? (Метр.) – Это – тема нашего урока: «Метр». 4­ Вспомните, наши герои мультфильма почему не могли измерить удава? (Они не знали единицы длины).  ­ Как вы думаете, какая бы единица измерения длины помогла бы им это сделать? (м) Почему? ( удав длинный) ­ Как вы думаете, где удобно   использовать метр в жизни? (при построении больших чертежей, при пошиве одежды, при измерении длинных отрезков и т.д.) (слайд) Проверим себя!Слайд­проверка –   Поставьте   перед   собой   цель.  (Узнать   о   новой   единице   измерения   длины   –   метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков, сравнивать и т.д.) – Выберем способ для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. ­ Какой? (личный опыт, учебник, учитель может помочь)   ­Как   вы   считаете,   какая   известная   вам   единица   измерения   длины   вам   может понадобиться?  Почему? (Дециметр, так как она больше см, с ним удобнее работать) – А знание о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.) 5. Реализация построенного проекта. Цель:  1)   организовать   выявление   существенных   свойств   метра,   установление   аналогии   между соотношением единиц   длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра; 2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов; 3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Организация учебного процесса на этапе 5: – Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать  новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)  Практическая работа с. 62 №2: (в парах) – Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.) – Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших  расстояний, ...) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель:  51)создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных   знаний   о   соотношении   единиц   счёта   и   единиц   измерения   длины   с проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6: –   Чтобы   ваши   знания   о   метре   стали   более   прочными,   что   надо   сделать?   (Надо потренироваться.) – Выполним  задание на стр.62 № 3  (с объяснением) 7. Включение в систему знаний и повторение. Цель:  повторить решение задач на   разностное сравнение. Организация учебного процесса на этапе 8: – Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (при решении задач.) – Решим задачу.     4 ,   стр.      №     63. (на слайде) – Прочитайте задачу. – Что вам известно? ­ Что неизвестно? ­ Как называется такой вид задач? (На разностное сравнение) ­ напишите решение задачи и ответ в тетрадях. ( Проверка по эталону) 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:  1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение  нового знания; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Организация учебного процесса на этапе 7:.   ­ Теперь настало время проверить, сможете ли вы применить новое знание о метре в сам работе. На выполнение задания даётся  (работа по карточкам)  2 минуты.  ≈ – Проверьте себя по эталону.     (слайд)   – Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.) 6– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.) – У кого не было ошибок, поставьте себе «+». 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:  1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины; 2)   создать   условия   для   фиксации   учащимися   степени   соответствия   цели   и   результатов учебной деятельности; 3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Организация учебного процесса на этапе 9: ­ А сейчас блиц­опрос – Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.) – Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с  метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)  ­Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины? –– У кого остались вопросы, неясность? – У кого всё получилось? – Что понравилось, запомнилось на уроке? – Оцените свою работу. Домашнее задание:  1)запомнить вывод  с. 62,   2)по выбору  на с. 63 № 5,6,7  выполнить  два  номера 7