Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"
Оценка 4.7

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
17.08.2019
Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"
Открытый урок по обществознанию 9 кл.docx
Конспект  открытого урока по обществознанию в  9 «г» классе. Тема: Правонарушения  и юридическая ответственность. 1 Цели: разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей, показать  неотвратимость ответственности за их совершение, научить анализировать состав преступления; познакомить с основными определениями  темы, определять,  является ли деяние преступлением, разъяснить, что такое юридическая  ответственность и её виды; 2 сориентировать учащихся на формирование нравственной личности;  формировать ключевые компетентности у учащихся. 3 Воспитывать правовую культуру учащихся. Ход урока: 1 Оргмомент 2 Актуализация опорных знаний ­ Учитель: Здравстуйте, ребята, садитесь. Недавно мы с вами начали изучение большого   раздела   обществознания   –   Право.  На   предыдущих   уроках   вы познакомились   с  понятием «Право»,  его  источниками, строением  правовой системы,     жизни   общества.   А   также   с   особенностями правоотношений как одного из видов социальных отношений.   его   ролью   в   Слайд 1 Сейчас мы проверим,  насколько хорошо вы усвоили данную тему. Слайд 2,3 1.Правовые нормы, в отличие от других социальных норм 1) поддерживаются силой государства 2) регулируют поведение людей 3) опираются на силу общественного мнения 4) содержат образцы поведения  Слайд 4,5 2.Право, в отличие от морали, 1) охраняется силой государства 2) опирается на представления о добре и зле 3) регулирует общественные отношения 4) опирается на общественное мнение Слайд 6,7              Правовой документ, изданный компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений, называется 1) правовым обычаем 2) нормативно­правовым актом 3) правововым прецедентом 4) естественным правом Слайд 8,9         Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным собра­ нием РФ?  •        1) закон • 2) распоряжение • 3) указ • 4) приказ Слайд 10,11 Верны ли следующие суждения о правовых нормах?  А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан. Б. Правовые нормы исходят от государства.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Слайд 12,13 В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) принимаются государством 2) регулируют жизнь общества 3) опираются на представления о добре и зле 4) устанавливают правила поведения  Черты сходства:Черты отличия:       2 4                                    1 3 Слайд14,15 На   уроке   учитель   характеризовал  правоспособность   и   дееспособность  субъекта правоотношений.   Сравните   две   характеристики   субъекта   правоотношений   — правоспособность и дееспособность. Выберите и запишите   порядковые номера черт сходства, а затем порядковые номера черт отличия. 1)    устанавливается государством 2)    наступление зависит от возраста 3)    может быть ограничена судом 4)   гарантируется нормами права   Черты сходства: Черты отличия:           14                                    23 Слайд 16,17 Найдите в приведённом ниже списке примеры правовых норм и запишите цифры, под которыми они указаны: 1. запрещается переходить дорогу на красный сигнал светофора  2. зубы следует чистить два раза в день  3. трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих  нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей  4.при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор  5.запрещается нарушать неприкосновенность жилища Слайд 18 Разберите ситуацию и определите: Субъектов  правоотношения Объект правоотношения Содержание правоотношения После   смерти   гражданина   Ю.  его   наследник,   будучи   инвалидом,  отказался   вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, т.к. сумма долга значительно превышала полученное им наследство.  Гражданин К. подал в суд. Слайд 19 Субъекты  правоотношения: Наследник  гражданина Ю. и гражданин К. Объект правоотношения:       нотариально заверенный долг Содержание правоотношения: Право гражданина К. получить долг и обязанность наследника гражданина Ю. вернуть долг, т.к., вступив в наследство, он унаследовал не только имущество, но и долги.  Слайд 20 Учитель:  Как   вы   убедились,   для   нормальной   жизни   людей   в   обществе   важен определенный   порядок.   Чтобы   его   поддерживать,   нужно   соблюдать   законы. Большинство   людей  придерживается    этой  точки  зрения, не  нарушают   норм  права, соблюдают   законы.   Такое   поведение   называют   правомерным.   Но,   к   сожалению,   у правомерного поведения есть свой антипод. 3 Изучение нового материала: 1. Мотивация – Давайте посмотрим фрагмент популярного советского фильма «Пес Барбос и  необычайный кросс». Слайд 21 ­Как вы думаете, такое поведение можно назвать правомерным? – Как вы думаете, что может грозить  за такой  поступок? (Ответы детей) Если бы на этот фрагмент посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а  к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от  этого зависит и наказание.  2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия ­Т.о., как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем обсуждать тему…  Слайд 22 « Правонарушения и юридическая ответственность».  ­Запишите ее в тетрадь.  ­Какие вопросы мы должны будем рассмотреть на уроке, чтобы разобраться в данной  теме? (ответы учеников) Слайд 23   ­Да, действительно, после этого занятия мы сможем   называть виды правонарушений  и их отличительные признаки называть виды и формы юридической ответственности  называть возраст частичной и полной уголовной ответственности Учитель: В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся  определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. А в  конце занятия мы снова вернемся к просмотренному фрагменту и попытаемся уже  более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем участникам. А помогут нам эксперты – начинающие юристы, которые  получили опережающее  задание, подготовили материал по отдельным аспектам нашей темы. Итак, начинаем с понятия «Правонарушения».  1 эксперт – Степанова Елена ­ ознакомит нас понятием и признаками  правонарушения. Ваша задача – зафиксировать их в тетради. Слайд 24­ понятие правонарушение, признаки правонарушения. Правонарушение   —   это   общественно   опасное   виновное   деяние,   противоречащее нормам права и наносящее вред обществу Запишите определение в тетрадь.    Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) 1         Деяние  человека, которое выражается в действии или бездействие. Приведите пример действия и бездействия  Может ли бездействие стать противоправным деянием? Бездействие ­ это тоже деяние, это неисполнение к.­л. действия, например,­ неуплата налогов;­ неоказание помощи больному. 2. Противоправное поведение  Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы).  Так,   если   в   законе   нет   нормы,   обязывающей   людей   здороваться   при   встрече,   то несоблюдение   этого   правила,   хотя   и   будет   невежливостью,   правонарушением   не считается. 3.Совершается только людьми. 4.Виновность. ( работа со  вторым определением)  Т.е. деяние, предполагающее наличие вины. ВИНА­это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.  ( запись в тетрадь) Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.  умысел  (ПРЯМОЙ (лицо желало последствий), КОСВЕННЫЙ (лицо   Формы вины –        неосторожность   ( легкомыслие  ­  САМОНОДЕЯННОСТЬ допускало последствия) и      (лицо   знало   о   последствиях,   но   рассчитывало   их   избежать)   и   небрежность   ­ ХАЛАТНОСТЬ (лицо знало о последствиях, хотя и могло их предотвратить)     5.Общественная опасность (вредность).  Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу. 6.   Правонарушение   может   быть   совершено   только   деликтоспособным   лицом.   Не является   поэтому   правонарушением   деяние,   совершенное   невменяемым   (или недееспособным)   лицом   или   малолетним   (деликтоспособность   ­   способность   лица самостоятельно   нести   ответственность   за   вред,   причинённый   его   противоправным деянием) 7.Наказуемость. Слайд 25,26 Учитель: Рассмотрим ситуации и определим виновность человека:  Сторож   охранял   вверенные   ему   объекты   и   заметил   играющих   в   мяч   подростков поблизости. Опасаясь, что мяч может повредить один из них, он, в свою очередь стал кидать в сторону подростков камни и нанес ушиб одному из детей. (косвенный умысел) Слайд 27,28  Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой   профессионализм,   и   вдруг   сбивает   пешехода.(неосторожность   – легкомыслие) Слайд 29,30  Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы №32 г. Лыково.(прямой умысел) Слайд 31,32  Туристы   оставили     костер   в   лесу,   в   результате   которого   случился   пожар. (неосторожность – небрежность) Учитель:  Мы   можем   определить   виды   правонарушения   по   степени   общественной опасности. Их  можно разделить на виды.  Об этом нам расскажет 2 эксперт – Власова Валерия. Слайд 33  Виды правонарушений. • преступление • проступок  Чем проступок отличается  от преступления?  Слайд 34. Учитель:Рассмотрим   ситуации.   В   каком   случае   будет   проступок,   а   в   каком преступление?  1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.  2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья. В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?  Рассматривая эту ситуацию, какой вывод мы можем сделать?  Вывод: проступок от преступления отделяет тонкая условная грань, в любую минуту он может стать особо опасным.  Учитель:  Итак, мы с вами выяснили, что преступление  является наиболее опасным видом правонарушения.  Как говорили древние, каково деяние – таково и воздаяние. Речь идет, как вы  понимаете,  о юридической ответственности.  Слово 3 эксперту – Кузьминой Анастасии. Слайд 35. Юридическая ответственность ­ это применение мер государственного принуждения  к нарушителю за совершение противоправного деяния. – Запись  в тетрадь.   Принципы юридической ответственности:  Законность  Справедливость  Неотвратимость наступления  Целесообразность  Индивидуализация наказания  Ответственность за вину Недопустимость удвоения ответственности Цель:  какие виды ответственности существуют; Слайд 36­  таблица: Уголовная  Основные виды юридической ответственности Вид ответственности За что наступает Возраст  В каких формах реализуется 1. Материальная За ущерб,  причиненный  предприятию,  учреждению,  организации За  дисциплинарные  проступки:  нарушение  трудовой,  учебной, воинской и служебной  дисциплины За нарушение  договорных  обязательств  имущественного  характера,  причинение  имущественного  внедоговорного  вреда За  административные проступки 2. Дисциплинарная 3. Гражданско­ правовая 4.  Административная 5. Уголовная За преступления Слайд 36 Работа по парам: у каждой пары   – документ­­­­­­­­­определяют  возраст наступления  и виды наказания по каждому виду ответственности. Озвучивают­­­­­запись в тетрадь  ( в таблицу). Слайд 37 – проверяем. Учитель:  Как вы думаете, цель юридической ответственности – это только  наказание? (нет, и восстановление нарушенных прав,  и воспитание, и  предупреждение правонарушений в будущем). Закрепление материала. Слайд 38 ­ 43 Под какую ответственность подпадают:  ( видеоролики  ­ Правонарушения в советских фильмах) Одним из признаков преступления является признание человека виновным. Кто определяет, виновен  человек или нет? Виновность   человека   может   быть   признана   только   судом,   исходя   из   состава преступления.  Слайд 44 Презумпция   невиновности   ­   Принцип,   согласно   которому   обвиняемый   считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. Рефлексия: Слайд 45.  Что нового вы узнали сегодня на уроке? Вспомним вопросы, которые мы  ставили перед собой в ачале урока. Слайд 46  На все эти вопрсы мы нашли ответы? Слайд 47. Вернемся к ситуации  … Как бы теперь вы ее юридически трактовали?  Смотрим Слайд 47. Учитель: Всем спасибо за урок.  Д.з. – слайд 48 Оценки за урок:

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"

Разработка урока на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2019